Кроме того, что украинский бизнес продолжает страдать от непредсказуемых действий государства, давления силовых структур и многочисленных регуляторных органов, его сумасшедшими темпами загоняют в «тень». И это во время продолжительной войны и при огромном дефиците государственного бюджета.
Здесь надо заметить, что наши партнеры дают нам деньги исключительно на социальные и инфраструктурные проекты. Армию мы содержим только за счет наполнения бюджета налогами от бизнеса и граждан. Существует большой шанс, что мы сможем использовать значительную часть будущих доходов от замороженных активов РФ в рамках программы «50 млрд» на военные потребности, но детали пока неизвестны.
При этом инициативы некоторых государственных органов в прямом смысле могут привести к тому, что доходы бюджета будут только сокращаться. Речь идет об увеличении налоговой нагрузки, тарифов. А еще Верховная Рада приняла закон о «Клубе белого бизнеса», негативно меняющий правила игры для малого и среднего бизнеса.
Не говоря уж о том, что на фоне попыток Министерства экономики поддержать развитие украинских производителей Верховная Рада принимает решение, направленное на их уничтожение. Например, в который раз принято решение, предоставляющее преференции импортерам перед отечественными производителями энергетического оборудования (в частности, энерджи сторедж).
«Клуб белого бизнеса»
Мотивация создания «Клуба белого бизнеса» выглядит рациональной — внедрение риск-ориентированного подхода. Более того, 20% предпринимателей считают, что это положительная идея.
Но означает ли это, что те, кто не вошел в этот «клуб» по тем или иным причинам, автоматически становятся «черным» или недобропорядочным бизнесом? Почему добропорядочность должна определяться уровнем зарплат? Это вопрос бизнес-моделей и конкуренции. И не вправе государство указывать бизнесу, как он должен формировать собственную стратегию.
Более того, по условиям, прописанным в законе о так называемом Клубе белого бизнеса, в него сможет физически попасть не более 10% украинского бизнеса. И это будет преимущественно международный бизнес и крупный бизнес.
Соответственно, 90% бизнеса автоматически будет записано в бизнес серый. Такой бизнес, согласно этому закону, становится недобропорядочным по умолчанию, и на него автоматически будет усилено давление.
Однако хочу напомнить, что, по украинскому законодательству, ни генпрокурор, ни налоговик, ни сам Даниил Гетманцев, да и вообще ни один чиновник в стране не может назвать бизнес недобропорядочным. Это может сделать только суд.
До этого государство — и каждый его институт и представитель — должно относиться к бизнесу как к добропорядочному. Как к такому, который, кроме налогов, ежегодно донатит на армию около 200 млрд грн. Реализует гуманитарные проекты. Инвестирует в ОПК. Создает рабочие места для адаптации ветеранов.
Поднятие налогов
Еще одна перспектива украинского бизнеса — это поднятие налогов, анонсированное Министерством финансов и комитетом Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политике. По нашим подсчетам, при самом лучшем и оптимистичном сценарии, это поднятие налогов в следующем году может дать увеличение поступлений в государственный бюджет на уровне 150 млрд грн.
Это если брать к тому естественному росту, который будет на уровне 340 млрд грн на следующий год из-за инфляционных процессов, роста экономики и бизнес-активности. Конечно, если рост не будет уничтожен увеличением налогов, потому что в таком сценарии моделирование указывает на 3% экономического падения вместо роста уже в последующие годы.
Мы рассчитали последствия повышения налогов на несколько лет вперед с учетом падения инвестиций и сокращения бизнес-активности и получили следующие результаты. В случае такого сценария повышения налогов вместо плюс 150 млрд грн в 2025 году уже в 2026-м мы будем иметь минус 50 млрд грн в бюджете. Такие вот последствия.
В первую очередь из-за того, что вместо экономического развития и стимулирования бизнеса и его поддержки мы имеем абсолютно советскую экономическую политику, как в пословице о доении коровы. Нас пытаются убедить опытом США 80-летней давности или высокими налогами в ЕС, но забывают о ключевой логике сравнений. Нужно смотреть не на то, что делают развитые страны, а на то, что они сделали, чтобы стать развитыми.
Здесь ключевое правило — обеспечить экономический рост. Увеличение доходов государственного бюджета должно быть следствием расширения налоговой базы, то есть прежде всего происходить за счет увеличения оборотов бизнеса, прибылей, доходов населения и потребления.
Хотя в первый год поднятия налогов бизнес все равно инерционно продолжит работать и государство получит увеличение налоговых поступлений, но параллельно будут происходить массовое закрытие бизнеса, остановка инвестиционных проектов и тенизация экономики.
Например, рост НДС приведет к увеличению схем уклонения от уплаты на 30%. Аналогичные потери экономики будут и при введении налога с оборота.
В случае повышения налогов на труд вырастут неофициальные зарплаты. Если сейчас у нас 34% теневых зарплат, то после увеличения военного сбора до 5% теневая часть заработных плат вырастет до 45% (моделирование Advanter Group и офиса шеф-экономиста Коалиции бизнес-сообществ за модернизацию Украины).
Альтернатива есть — это экономические реформы
Что такое экономические реформы? Это прежде всего реформы верховенства права и обеспечения экономических свобод.
Первой в списке уже давно стоит реформа таможни, — и это более 100 млрд грн дополнительных поступлений в государственный бюджет ежегодно. Это налоговая реформа. Например, уменьшение практики блокирования налоговых накладных — это возврат 40 млрд грн в экономику. А в целом улучшение администрирования — это около 60 млрд грн дополнительного эффекта для государственного бюджета.
Следовательно, если подсчитать, то можно иметь не 150 млрд грн в первый год с дальнейшим уменьшением поступлений, а сотни миллиардов на экономических реформах. А при положительном сценарии мы можем получить вплоть до 1 трлн грн увеличения поступлений в бюджет государства. Но это все возможно в случае действительно масштабных экономических реформ, в частности следующих:
- экономическое бронирование: введение экономического бронирования для ключевых специалистов позволит сохранить производственный потенциал страны и уменьшить потери бюджета при мобилизации 500 тысяч человек на 19 млрд грн. При условии, что забронированными будут 20% работников с зарплатой от 30 тыс. грн, дополнительные поступления в бюджет из-за детенизации 570 тыс. зарплат составят 165 млрд грн. Очевидно, что даже один этот шаг более эффективен, чем совокупный эффект поднятия налогов;
- борьба с коррупцией и теневыми схемами;
- повышение качества администрирования таможни и устранение теневых схем, что может принести до 160 млрд грн дополнительных поступлений;
- реформа БЭБ, СМКОР (автоматизированной системы мониторинга соответствия налоговой накладной критериям оценки степени рисков) и избежание неэффективных тендеров, это может сэкономить около 100 млрд грн и стимулировать рост оборотов бизнеса на 5%;
- пересмотр системы налогообложения земли и недвижимости, устранение необоснованных льгот и повышение эффективности администрирования этих налогов, что может принести до 40 млрд грн дополнительных поступлений;
- оптимизация расходов государственного бюджета. Потенциал есть как в сфере государственных и местных закупок, так и в образовательной сфере и т.д. В частности, та же финализация аудита эффективности использования человеческого и финансового ресурса в Вооруженных силах тоже способна продемонстрировать возможности для перераспределения уже существующего бюджета;
- детенизация экономики: вывод зарплат из «тени», борьба с конвертационными центрами и оптимизацией налогов через ФЛП позволят существенно увеличить поступления в бюджет;
- налоговая реформа. Это в целом отдельная тема, которая может дать украинской экономике огромный толчок для развития и существенно наполнить бюджет страны. Напомню, что аналитическими центрами разработаны предложения либеральной налоговой реформы, поддержанной многими мировыми экономистами.
Повышение предсказуемости государства приведет к росту доверия. Следовательно, будет больший эффект от выпуска государственных облигаций (ОВГЗ). Также доверие международных партнеров поможет получить дополнительные поступления от российских активов.
Языком цифр в сценарии под названием «Экономические реформы», с учетом перекрестного влияния факторов, ожидаемый рост доходов сводного бюджета может составить от 400 млрд грн в краткосрочной перспективе до 1100+ млрд грн в среднесрочной, что значительно превышает показатели при банальном поднятии налогов.
Даже если исходить из пессимистического сценария, то 400 млрд грн реально можно получить в случае проведения вполне понятных тактических реформ. Тех реформ, против большинства которых даже не выступает Министерство финансов.
Следовательно, можно уверенно утверждать, что «латание дыр» производит ошибочное впечатление положительного эффекта. На самом деле не только в среднесрочной, но и в краткосрочной перспективе поднятие налогов нанесет значительный вред как экономике, так и способности бизнеса развивать ОПК и помогать непосредственно Силам обороны, компенсируя существующие провалы в централизованных поставках со стороны государства.
Экономические реформы, направленные на детенизацию, повышение эффективности государственных расходов и создание благоприятного инвестиционного климата, являются более стабильным и перспективным путем для Украины с точки зрения как долгосрочной стратегии, так и краткосрочных потребностей.