Большинство налоговых новелл 2024 года заработают уже с 1 января следующего года, и, по расчетам Минфина, увеличат доходы госбюджета-2025 на 126 млрд грн. При этом не секрет, что бюджет страны теряет значительные суммы налоговых поступлений из-за высокого уровня теневого сектора (около 40% ВВП) и неэффективного администрирования налогов, которые, по оценкам экспертов, составляют больше 500 млрд грн, или почти треть доходов госбюджета на 2024 год.
Показательным для оценки уровня способности государства контролировать теневой рынок является администрирование акцизного сбора, где задействованы все возможные инструменты контроля деятельности бизнеса: лицензирование, единый реестр налоговых накладных, акцизные марки, фискализация торговли. Но уровень тени и в этом сегменте остается довольно значительным.
Так, по данным экономической экспертной платформы, в третьем квартале 2024 года теневой рынок в табачной отрасли достиг 18% (потери 18–20 млрд грн), рынок горючего — 18% (потери 9–10 млрд грн), алкогольная продукция — 22% (потери 7–8 млрд грн).
У теневого рынка подакцизной продукции высокая прибыльность, поскольку в легально произведенной продукции высокий удельный вес акцизного сбора и НДС (в пачке сигарет он превышает 60%), поэтому нелегальное производство и сбыт контрафактной подакцизной продукции приносит их организаторам огромные прибыли.
Тенденция последних двух месяцев показывает уменьшение легальных продаж во всех группах подакцизных товаров и свидетельствует о наступлении теневого рынка на легальный:
- алкоголь минус 10% легальных продаж;
- горючее минус 4%;
- сигареты минус 5% за сентябрь и октябрь 2024 года.
Повышение ставок акцизного сбора кроме гипотетического увеличения поступлений в бюджет увеличивает доходность и теневого бизнеса, поэтому без активизации работы по противодействию теневому рынку существует риск дальнейшего сокращения легальных продаж, а следовательно, и потерь поступлений налогов в бюджет.
Так, в сентябре-октябре текущего года имеем негативную динамику официальных продаж табачных изделий: уменьшение с 11,4 млрд грн в августе до 11,1 млрд грн в сентябре, до 10,8 млрд грн в октябре.
Показательна динамика уменьшения выторгов в разрезе регионов. В Винницкой, Донецкой, Житомирской, Закарпатской, Запорожской, Львовской, Николаевской и Черниговской областях легальные продажи уменьшились на 8–17%, что свидетельствует об увеличении доли теневого рынка в этих регионах.
На одной из рабочих групп в комитете ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики представители власти пытались объяснить такое уменьшение возможной миграцией населения, но такое объяснение вызывает сомнения и требует дополнительной аргументации.
Эффективность ГНС
По данным ГНС Украины, в мероприятиях налогового контроля в сфере производства и оборота табачных изделий было задействовано 2052 работника, в течение 2023 года проведено 28,2 тыс. проверок, по результатам которых доначислено 2,3 млрд грн, аннулировано 365 лицензий. То есть проведены 14 проверок на одного инспектора за год, доначислено 10% от расчетных потерь доходов бюджета, меньше 1% аннулированных лицензий при 18–20% объемов теневой торговли.
Самые типичные выявленные нарушения: несоответствие порядка учета товарных запасов (743 случая за І квартал 2024 года); превышение максимальных розничных цен (360 случаев); деятельность без лицензии (284 случая); производство, хранение, транспортировка, реализация фальсифицированных табачных изделий без марок акцизного налога установленного образца или с поддельными марками акцизного налога — 173 случая. Всего треть установленных нарушений касалась теневого сектора — безлицензионная деятельность и торговля контрафактом.
Вызывает беспокойство и факт незначительного количества жалоб (сообщений), поступающих в ГНС по поводу незаконной торговли табачными изделиями, в среднем 300 жалоб за квартал. По информации корреспондентов, в Телеграм-канале главы комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики многие пользователи жалуются на отсутствие реакции и какой-либо обратной связи о результатах проверки.
По данным ГНС Украины по состоянию на 1 ноября 2024 года, действовали 110,7 тыс. лицензий на торговлю алкоголем, 82,0 тыс. лицензий на торговлю сигаретами и 6,5 тыс. лицензий на торговлю горючим. С целью анализа деятельности этих субъектов хозяйствования ГНС Украины ежемесячно проводит мониторинг их выторгов через РРО, по результатам которого присылает в территориальные подразделения ГНС перечни налогоплательщиков, которые нуждаются в дополнительном налоговом контроле. Указанный механизм довольно несовершенен, поскольку от факта нарушения (торговли без выдачи фискальных чеков) до его выявления и реакции может пройти довольно значительный промежуток времени.
Как улучшить администрирование акцизного сбора
- Публичность данных о выторгах через РРО. Согласно положениям НКУ, налоговая служба на своем сайте публикует информацию о выторгах через РРО в территориальных громадах в разрезе по группам подакцизных товаров: алкоголь, табак, топливо. Детализация этих данных в разрезе групп подакцизных товаров (бензин, дизтопливо, газ, сигареты, твены, водка, вино и т.п.) предоставит намного больше возможностей для публичного анализа и контроля равномерности потребления этих групп товаров и присутствия теневых оборотов на отдельных территориях;
- Внедрение стимулов для покупателя получить фискальный чек. Это могут быть механизмы локальных фискальных лотерей, кэшбека за расчеты банковской картой, возможности персонального учета собственных затрат (учет фискальных чеков) через банковский сервис, создание стимулов для граждан расходовать средства с банковской карты (подача годовой декларации и льготы по налогообложению годового дохода в случае проведения затрат через банковскую карточку), возможности проверки фискального чека через QR-код и получение полезной информации.
- Упрощение деятельности для легального бизнеса. Работать в легальном правовом поле должно быть легко и удобно, поэтому нужно упростить механизм получения лицензий на розничную торговлю, регистрацию и перерегистрацию РРО, обеспечить стабильную работу фискального сервера ГНС и программных РРО.
- Усиление эффективности правоохранительных и контролирующих органов в вопросах противодействия теневому рынку. Создание/доработка внутренних информационно-учетных систем, которые позволят анализировать данные о производстве, перемещении и реализации подакцизных групп товаров, налаживание межведомственного взаимодействия, получение образцов подакцизных товаров от их производителей, усиление ответственности (штрафов) за незаконную торговлю подакцизными товарами, восстановление работы Межведомственной рабочей группы по вопросам детенизации экономики и развитию добросовестной конкуренции.
- Внедрение риск-ориентированного подхода к налоговому контролю. Планирование проверок в зависимости от критериев риска, соотношений выторгов через РРО к количеству жителей, автомобилей (в разрезе территорий, торговых сетей, групп товаров), внедрение механизма контрольных закупок, тайного покупателя, хронометража и пр., внедрение аналитической системы анализа выторгов через РРО, которая будет предоставлять возможность инспектору видеть существующие риски в режиме онлайн и вовремя реагировать на них.
- Общественный контроль. Целесообразно разработать удобный сервис для бизнеса и граждан, чтобы сообщать контролирующему органу о незаконной торговле подакцизными товарами, предоставить доступ органам местного самоуправления к данным о полученных лицензиях и местах торговли, поскольку теневая торговля — это потери и местных бюджетов тоже.
Если посмотреть в недалекое прошлое, то наименьший уровень тени в торговле сигаретами составлял 4% в 2018 году, горючего — 8% в 2022 году, поэтому эти цифры должны были бы стать задачей для правоохранительных и контролирующих органов и ориентиром для власти, которая постоянно находится в поиске дополнительных источников поступлений.