Аварийные отключения света из-за бомбардировок в Харькове остановили сотни производственных предприятий. То, как отреагировали на это украинцы, — бесценно. Уже который день по социальным сетям несутся призывы покупать товары харьковских брендов, чтобы поддержать предпринимателей и трудовые коллективы несгибаемого города.
Этот же дух взаимопомощи лежит в основе новой государственной экономической политики «Зроблено в Україні» и одноименного портала. Его цель — познакомить государство с национальными производителями, поддержать их контрактами, заказами, расширением клиентских баз и рынков сбыта. В сложные времена государственные компании, ведомства и громады не имеют морального права покупать иностранный товар, когда аналогичный производится в нашей стране.
Отдельную благодарность следует выразить международным организациям, которые поддерживают Украину техникой и другой промышленной продукцией для восстановления, произведенной украинскими предприятиями. Такая помощь более ценная вдвойне. Этот тренд среди организаций-доноров появился относительно недавно, поэтому хочу подсветить некоторые яркие примеры.
Черкасские автобусы от ЕС для семи громад
Служба внешнеполитических инструментов Еврокомиссии профинансировала приобретение семи автобусов для семи громад в рамках проекта «Восстановление местных школ ради устойчивости». Все эти автобусы произведены на заводе «Черкасский автобус». Таким образом, Европейский Союз не только поддерживает украинские громады в создании безопасных и комфортных условий для возвращения учеников к очному обучению, но и помогает выстоять промышленным предприятиям в тяжелых условиях войны.
На заводе в Черкассах более 400 работников. Уровень локализации автобусов, производимых на этом предприятии, составляет около 60%. Это означает, что работу получают десятки предприятий-партнеров по всей Украине. Аналогичные задачи выполняет государственная программа «Школьный автобус», на финансирование которой в бюджете-2024 предусмотрен 1 млрд грн.
Харьковские машины для разминирования от ООН для украинских фермеров
Всемирная продовольственная программа ООН приобрела три машины для подготовки почвы к разминированию на фермерских полях. Все они харьковского производства. Первую машину протестировали и передали пиротехническим подразделениям FSD — швейцарскому фонду, финансирующему противоминную деятельность. Еще две машины сейчас изготавливают.
Швейцарцы отмечают, что помогать Украине украинскими товарами — это еще и выгодно. Цена одной харьковской машины — 5,6 млн грн, а заграничный аналог будет стоить от 500 тыс. евро, то есть вчетверо дороже. При этом у отечественной машины серьезное техническое преимущество — простота конструкции позволяет оперативно ее ремонтировать после подрыва прямо на месте.
Черкасские аварийно-ремонтные машины от Всемирного банка для Николаева
Николаев получил десять новых аварийно-ремонтных машин украинского производства. Приобретение спецтехники для горводоканала профинансировал Всемирный банк. Город постоянно под обстрелами, поэтому наличие необходимой техники у коммунальных служб для проведения оперативных ремонтов — вопрос жизни.
Ремонтный цех на колесах — продукция черкасской компании «Спец-Ком-Сервис», работающей под брендом Polycar. Это предприятие известно тем, что каждый заказ здесь рассматривают как отдельный уникальный проект. Для универсального шасси могут изготовить и установить хоть кран-манипулятор, хоть мобильный водолазный комплекс.
Львовские вагоны от USAID для украинских аграриев
Агрохолдинг «Нибулон» получил 50 современных вагонов-хопперов, произведенных на Опытно-механическом заводе «Карпаты» благодаря помощи USAID. Одна из крупнейших аграрных компаний Украины до вторжения россиян делала стратегическую ставку на речной транспорт для доставки зерна в порты. В условиях нестабильной работы портов оптимальная альтернатива — железнодорожный транспорт.
Американское агентство USAID в рамках проекта «Экономическая поддержка Украины» решило помочь «Нибулону». За производство взялось современное вагоностроительное предприятие «Карпаты», находящееся на Львовщине. При высоком качестве оно обеспечило ценовое предложение значительно более выгодное, чем иностранные аналоги. Поэтому в выигрыше были все — и международные доноры, и украинский завод, и мощный агрохолдинг.
Иностранным правительствам и международным организациям, оказывающим помощь Украине украинскими товарами, благодарность за понимание важности этого подхода. Именно такая помощь наиболее эффективна для нас.
Призываю других партнеров, распорядителей государственных средств и украинский бизнес следовать этим примерам. У украинской промышленности достаточно мощных предприятий, чтобы произвести все необходимое. Были бы заказы. Важно, чтобы мы, украинцы, ценили это. Тогда и иностранцы будут ценить. С этого начинаются любая мощная экономика и сильное устойчивое государство.