UA / RU
Поддержать ZN.ua

Победа близко: актуальность экономического восстановления

Автор: Богдан Данилишин

Развитие экономики в условиях военного времени требует четкой государственной стратегии, слаженной системной государственной экономической политики, ее нацеленности на конкретные показатели качественных или количественных изменений.

Наша стратегическая цель — превратить Украину в сильную европейскую страну с мощной промышленностью, развитым малым и средним бизнесом, с экономикой, которая генерирует значительную часть добавленной стоимости и привлекает трудовые ресурсы и финансовый капитал.

Читайте также: Экономика Украины: все лучше, чем могло быть

Однако война и связанные с ней экономические проблемы создают серьезные препятствия для достижения поставленной цели — в стране существенно сократилась экономическая активность, повысились риски для макроэкономической стабильности.

Две главные проблемы нынешней экономики страны:

Обе проблемы взаимосвязаны: падение производительности реального сектора снижает предложение товаров собственного производства на внутреннем рынке, что повышает потребности экономики в импорте и приводит к валютным рискам.

Читайте также: «Десять по десять» и еще пять. Чего не хватает программе экономического развития Украины от бизнеса

Поэтому в нынешних условиях нет другой альтернативы, кроме как возрождать национальный производственный потенциал, стимулировать инвестиции в создание рабочих мест.

Война генерирует риски, которые невозможно компенсировать рыночными стимулами. Нет такой рыночной рентабельности, которая могла бы заинтересовать бизнес инвестировать средства в производство, которое может быть разрушено войной. Без государственных стимулов трудовые, производственные и финансовые ресурсы будут постепенно покидать экономическую территорию воюющей страны.

Довоенные пропорции развития и размещения производительных сил нарушены и в отдельных случаях восстановлению не подлежат. Следует определить новую Стратегию пространственного развития государства, которая бы учитывала новые территориальные расклады относительно рынка труда, природных ресурсов, других составляющих производительных сил. Сильные регионы — сильный Центр.

Стратегия экономического развития — это стратегия производительного перераспределения существующих в стране ресурсов и международной помощи на цели восстановления и наращивания производственного потенциала страны, создания рабочих мест. Тактика действий должна включать набор инструментов разных направлений экономической политики, чтобы сделать этот процесс перераспределения максимально эффективным.

В основу такой стратегии может быть положено:

Государственные ресурсы ограничены, что повышает актуальность точечной политики для их использования на приоритетных направлениях восстановления. Международная помощь может в значительной степени компенсировать финансовые потребности страны в восстановлении, однако ее поступление нерыночное и зависит от доброй воли наших партнеров. Также весомый ресурс для финансирования восстановления сохраняет национальная банковская система, но высокая стоимость кредитных средств не позволяет их широко использовать в инвестиционном процессе.

У государства есть широкий арсенал инструментов политики, способных стимулировать создание новых рабочих мест и генерирование мультипликативного эффекта в экономике:

специальные экономические зоны или режимы налогообложения для специфических видов деятельности либо регионов;

Отдельное внимание следует обратить на налоговые стимулы. Украине надо сбалансировать общий уровень налогообложения, стандартизировать систему ставок налогообложения с учетом практик, существующих в ЕС, точечно поддержать инвестиций в приоритетные сферы.

Институциональная зрелость важный компонент успешной рыночной экономики. Верховенство права, минимизация коррупции и сильная демократия расширяют возможности широкомасштабного привлечения частных внутренних и внешних инвестиций. Поэтому институциональные реформы в системе государственного управления нужно продолжать. Однако следует понять, что их значимость в ослабленной войной экономике вторична по отношению к прямым государственным стимулам.

Читайте также: Экономика войны: правительство в «экзиле»?

Для удержания условий макроэкономической стабильности важно устранить риски валютного кризиса. Меры по укреплению платежного баланса можно разделить на две категории — административные и структурные. Административные меры включают усиление ограничений и контроля над движением капиталов, операциями с иностранной валютой, возвратом экспортной выручки, а также постоянную работу с партнерами по предоставлению Украине международной финансовой помощи. Структурные меры включают инструменты по поддержке конкурентоспособности реального сектора, государственные инициативы по развитию логистики и транспортных путей для экспорта. Такие меры позволяют усилить фундаментальную устойчивость экономики к валютным шокам и имеют среднесрочный эффект.

Режим фиксированного обменного курса и валютные ограничения следует сохранять на период до восстановления рыночного балансирования спроса и предложения иностранной валюты в стране. Фиксация обменного курса оказывает положительное влияние на предсказуемость бизнес-деятельности, способствует инвестиционному импорту, облегчает интеграционные процессы в ЕС. Преждевременный возврат к гибкому курсообразованию при отсутствии стабильных рыночных поступлений валюты будет угрожать возникновением валютной паники. Режим фиксированного обменного курса совместим с независимой процентной политикой и режимом инфляционного таргетирования при сохранении некоторых ограничений на движение капиталов.

Также стране нужен продолжительный период отрицательных реальных процентных ставок. Ожидаемая инвестиционная рентабельность бизнес-проектов должна превышать базовую стоимость заемного капитала. В ином случае заемные средства будут оставаться в банковской системе. Правительство также нуждается в дешевых заемных средствах для активной поддержки экономического восстановления. Обществу военной экономики не следует приоритетно перераспределять доходы в пользу финансовых посредников.

Читайте также: Семь важных трендов украинской экономики

Подытоживая изложенное, стоит сказать, что стратегия структурной перестройки экономики Украины должна базироваться на активной целенаправленной государственной политике создания рабочих мест.

Перераспределительную роль государства в экономике нужно усиливать, чтобы обеспечить возможность эффективной концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях.

Запуск новых производств позволит эффективно замыкать денежную массу в новой добавленной стоимости и генерировать сопутствующие налоговые поступления, что особенно важно в условиях высокого фискального дефицита и увеличения эмиссионных средств в экономике.

Для поддержки восстановления важно запустить процесс банковского кредитования экономики. Снижение базовой стоимости заемного ресурса и специальные программы поддержки кредитования будут способствовать как улучшению финансового посредничества, так и восстановлению работы монетарной трансмиссии.

Читайте также: Средства от международных доноров: как получить финансирование для развития

Весомым ресурсом восстановления является международная поддержка. Можно ожидать, что ее будут предоставлять в виде как прямой финансовой помощи, так и льготного доступа к товарным рынкам стран-партнеров. Интеграция Украины в ЕС и продолжение структурных реформ будут способствовать поступлению частного иностранного капитала в страну.

Повышение продуктивного оборота денег в экономике и увеличение количества конкурентоспособных производств позволят избежать рисков валютного кризиса или инфляционных спиралей.

Создание рабочих мест также будет стимулом для возвращения в Украину людей, вынужденно покинувших Украину вследствие боевых действий. Уволенные в запас военнослужащие будут нуждаться в приличном трудоустройстве. Государственные программы переквалификации помогут обратной интеграции воинов в мирную и продуктивную жизнь в тылу. Поэтому адекватно оплачиваемые рабочие места не только сохранят трудовой потенциал нации, но и обезопасят общество от социального напряжения.