Страны мира существенно увеличивают расходы на вооружение и оборону. Чем они пожертвуют ради этого и какими будут инвестиции в милитаризованном мире? Разбираемся.
Глобальные военные расходы достигли в 2022 году исторического максимума в 2,24 трлн долл. США. Причем, по данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), если во всем мире они выросли на 3,7% в реальном выражении, то военные расходы в Европе увеличились на 13% — это самый резкий годовой рост по крайней мере за 30 лет.
Всего военные расходы государств Центральной и Западной Европы в 2022 году составляли 345 млрд долл. В реальном выражении расходы этих государств впервые превысили показатель 1989 года, когда заканчивалась холодная война, и были на 30% выше, чем в 2013-м.
Несколько государств уже значительно увеличили свои расходы на вооружение, например, Финляндия — на 36%, Литва — на 27, Швеция — на 12, Польша — на 11%. Другие же объявили о планах повысить уровень расходов на протяжении ближайших лет.
Неизменным курсом двигаются и Соединенные Штаты, их военные расходы достигли 877 млрд долл. в 2022 году, или 39% от общих мировых военных расходов. И не поддержка Украины этому причина — в 2022 году финансовая военная помощь США Украине составила 19,9 млрд долл., то есть всего лишь 2,3% общих военных расходов США.
В целом же в 2022-м США выделили 295 млрд долл. на военные операции и техническое обслуживание, 264 млрд — на закупки, исследования и разработки, 167 млрд долл. — на военный персонал.
Для понимания масштаба, расходы Китая (вторые по объемам в мире после США) в три раза меньше американских — 292 млрд долл. Пекин увеличил военные аппетиты всего на 4,2% за прошлый год. Но не забываем, что пока в Старом Свете занимались политикой разоружения, Поднебесная последние 28 лет систематически наращивала расходы на безопасность и оборону, только с 2013-го они выросли на 63%.
Наконец, это заметили и в Японии. В 2022 году военные расходы страны выросли на 5,9% по сравнению с 2021-м, достигнув 46 млрд долл., или 1,1% ВВП, — самого высокого уровня с 1960 года. А новая стратегия национальной безопасности Японии содержит амбициозные планы по увеличению военного потенциала страны на протяжении ближайших пяти лет на 60%.
Так, в последние годы даже в США можно было наблюдать тенденцию к уменьшению военных бюджетов и смещению акцентов на другие аспекты развития, такие как образование, здравоохранение и наука. Что уж говорить о Европе, где основные инвестиционные проекты будущего строились вокруг климатической нейтральности, институциональной устойчивости и лучших практик управления. Что ж, этот тренд, очевидно, развернулся в прямо противоположном направлении.
Если бы не затяжной период рекордной глобальной инфляции, увеличившей разницу между номинальными и реальными бюджетными расходами, прошлогодние военные расходы развитых стран были бы еще больше. Но поскольку глобальная инфляция, пусть и медленно, но возвращается к безопасным показателям, вряд ли в ближайшие периоды она сможет быть сдерживающим фактором.
Но, учитывая, что экономики стран до сих пор не в лучшей форме, перейти к политике вооружения без жертв будет очень трудно, — на все, как часто бывает, денег не хватит. Соответственно, можно ожидать, что именно на социальных, управленческих и климатических проектах и будут экономить страны. Вероятнее всего, продолжат расти и суверенные долги развитых стран. Кроме того, если слабость национальных валют относительно доллара, наблюдавшаяся в 2022 году, сохранится в 2023-м, это станет дополнительным вызовом для бюджетов оборонных закупок. Так что будут и последствия. Прежде всего политические.
Обычно развитые страны имеют средне- и долгосрочные бюджетные планы с четко установленными, как правило, в форме доли от ВВП, расходами на ту или иную сферу. Без политического обсуждения, которое вряд ли будет простым и точно не останется незамеченным оппозиционными силами, изменить размеры государственных расходов по чувствительным для электората статьям будет трудно.
Это сложные процессы, требующие серьезного обсуждения, анализа и прохождения ряда бюрократических процедур. Собственно, этим и объясняется, что в основном страны Европы растянули свои планы по увеличению военных расходов на ближайшее десятилетие.
Переходный период будет непростым, а трансформационные процессы могут занять от пяти до восьми лет. Такой временной лаг позволит подготовиться и адаптироваться сферам и секторам внутренних рынков, которые сейчас не представляют своего существования без бюджетных льгот или дотаций. Впрочем, не только местному бизнесу стоит готовиться к изменениям.
Смещение акцентов в бюджетных политиках развитых стран окажет влияние и на развивающиеся страны, к которым относится и Украина.
Во-первых, следует ожидать сокращения внешней помощи. Развитые страны, увеличивая военные расходы, могут сокращать поддержку третьих стран, которую традиционно выделяют на развитие демократических практик, усиление верховенства права, институциональную состоятельность, развитие инфраструктуры и т.п.
Во-вторых, возможно снижение частных инвестиций в развивающиеся страны. Военно-промышленный комплекс — очень емкое и привлекательное для инвесторов направление с достаточно широкими возможностями для инвесторов. Глобальный инвестиционный индекс оборонных компаний вырос почти на 30% в долларовом эквиваленте за прошлый год.
Акции некоторых американских оборонных компаний, в том числе Lockheed Martin Corp. (производителя истребителей, ракет и электроники), Northrop Grumman Corp. (производителя бомбардировщиков и подводных лодок) и Raytheon Technologies Corp. (производителя военных кораблей и истребителей), за два квартала этого года позволили привлечь средств больше, чем за весь предыдущий год.
Конкурировать с такими гигантами за деньги инвесторов бизнесам из слаборазвитых экономик будет трудно. А нехватка частных инвестиций, в свою очередь, может привести к снижению темпов экономического роста, торможению развития новых или переоснащения существующих отраслей, а также темпов создания новых рабочих мест.
В-третьих, нужно ожидать роста присутствия государства в экономиках развитых стран, ведь военная сфера в основном предполагает непосредственное правительственное участие в своем развитии, а значительное количество рабочих мест переместится из частного сектора в государственный. Усиление роли государства в экономике часто ее подавляет, ведь частный сектор обычно значительно быстрее реагирует на кризисные явления и обладает большими адаптивностью и устойчивостью, чем коллективная бюрократия. Учитывая, что в последние годы «черные лебеди» буквально штурмуют глобальную экономику, этот тренд может иметь ощутимые негативные последствия.
Впрочем, следует вспомнить и о позитивах перехода к политике вооружения. Кроме производителей вооружения, являющихся непосредственными выгодоприобретателями от смещения расходных акцентов, увеличения финансирования стоит ожидать и ученым, без разработок которых современные виды вооружения невозможны, и инновационным компаниям, специализирующимся на технологиях для ВПК, на связи, кибербезопасности или логистике.
Например, корпорация Leonardo DRS Inc., разрабатывающая сенсорные технологии, уже в апреле получила контракт более чем на 1 млрд долл. от ВМС США. А ученые из KBR Inc., которые разрабатывают инженерные технологии и решения в сфере кибербезопасности, благодаря правительственным заказам, в этом году впервые планируют достичь прибыли в 300 млн долл.
Исследования экономистов последних лет, которые анализировали влияние роста оборонных расходов на экономику, говорят, скорее, о негативном влиянии этого тренда на экономический рост, ведь капитал — это ограниченный ресурс, и чем-то придется жертвовать даже очень развитым экономикам.
Правда, это негативное влияние сейчас может быть не таким заметным. С одной стороны, значительные наукоемкость и инновационность современного ВПК обеспечат активный переток инвестиций в сферы, способные ускорить как научный прогресс, так и производительность в гражданских сферах. С другой — тесное взаимодействие правительств с частными компаниями, которые сейчас весьма нечасто специализируются исключительно на военных технологиях, параллельно развивая продукты для гражданских секторов, смягчит кризис недофинансирования в необоронных сферах.