UA / RU
Поддержать ZN.ua

Инновации во время войны неактуальны, но как без них восстановить страну?

Автор: Евгений Ангел

Полномасштабная война стала экзистенциональным вызовом для украинской промышленности. Промышленные предприятия часто были вынуждены активно сокращать расходы на инновации, сместив фокус с развития на выживание. При этом бизнес видит возможности восстановить инновационную деятельность с помощью отраслевых программ поддержки, фискальных стимулов и других мер на уровне государства. Таковы основные результаты нового 12-го ежемесячного опроса* предприятий, проведенного Институтом экономических исследований и политических консультаций (ИЭИ) в апреле 2023 года.

Экономический фронт ставит высокую планку ожиданий по модернизации страны, но для отдельных отраслей инновации сейчас являются нереалистичным направлением развития. С одной стороны, часть бизнеса, в основном экспортоориентированного, продолжает работать над внедрением инноваций. С другой — у многих предприятий существенно упали производство, продажи и экспорт, что заставило сосредоточиться на выживании бизнеса. Однако на макроуровне очевидно, что без активизации инновационной деятельности невозможно планировать украинское восстановление.

Читайте также: Базовые решения для Плана восстановления Украины, которые нельзя игнорировать

Результаты опросов подтверждают изменение приоритетов бизнеса. В апреле 2023 года среди препятствий для роста производства всего 3% предприятий указали устаревшие технологии (см. рис. 1). Это самый низкий показатель за все волны исследований ИЭИ за последние два десятилетия, с 1998 года. Сегодня доминируют такие проблемы, как неблагоприятная политическая ситуация (сюда бизнес включает и войну) и низкий спрос.

К сожалению, проблема устаревших технологий всегда оставалась в тени других «первоочередных» вызовов. К тому же кризисные явления в экономике обычно еще сильнее снижали внимание украинского бизнеса к технологиям. В частности, бизнес почти не говорил об устаревших технологиях в 2008–2009 годах из-за мирового экономического кризиса, а потом в 2014–2015 годах после начала российской агрессии и экономического кризиса в Украине. Исключением были лишь кризисные явления, связанные с пандемией COVID-19, которые усилили внимание предпринимателей к технологиям до самого высокого за последнее десятилетие уровня.

Читайте также: Как не допустить повторения ошибок в процессе подготовки к Конференции по восстановлению Украины в Лондоне

Бизнес осторожно верит в актуальность инноваций

Несмотря на войну, инновации остаются актуальными для значительной части производственного сектора (по крайней мере декларативно). В частности, 23% предприятий указывают, что внедрение инноваций (технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов, производственных процессов) является приоритетом в их работе. Кроме того, для 46% предприятий инновации актуальны в отдельных (конкурентных) ситуациях. Однако почти для трети (31%) респондентов инновации неактуальны вообще. При этом значительная часть из них не вела инновационную деятельность даже до войны.

Как и в мирное время, актуальность инноваций зависит от размера бизнеса. С увеличением размера предприятия повышается вероятность того, что внедрение инноваций станет приоритетом в работе или актуальным в конкурентных ситуациях. В частности, инновации являются приоритетом для 38% крупных предприятий, но всего лишь для 8% микро- и 13% малых предприятий (см. рис. 2). При этом война увеличивает разрыв в способности бизнеса к инновационной деятельности. Так, именно микробизнес до сих пор больше всего страдает от войны и демонстрирует самые низкие темпы восстановления. Это важный тревожный звоночек о способности бизнеса модернизироваться.

Отраслевые результаты поднимают на поверхность глубокие отраслевые проблемы. Например, инновации неактуальны для 50% производителей строительных материалов (см. рис. 3). Именно эта отрасль продолжительное время демонстрировала одни из наихудших результатов восстановления из-за кризиса строительства. Вместе с тем инновации неактуальны и для 22% машиностроительных предприятий, представляющих наиболее технологичные производства.

Читайте также: От луганского провала к украинскому прорыву-2
Читайте также: От луганского провала к украинскому прорыву

Расходы на инновационную деятельность не в приоритете

Полномасштабная война заставила промышленные предприятия существенно сократить расходы на инновационную деятельность (см. рис. 4). В частности, 42% предприятий сообщили, что сокращали расходы во время войны. Еще 39% предприятий оставили расходы на инновационную деятельность на довоенном уровне, но 19% предприятий их увеличивали. При этом ситуация сегодня может выглядеть даже чуть более оптимистично, чем, например, прошлым летом. После года войны части бизнеса удалось восстановить объемы производства и экспорта.

Именно среди предприятий, которые продолжают экспортировать во время войны, инновации чаще являются приоритетом в работе. Также именно активные экспортеры чаще увеличивали расходы на инновационную деятельность. Вместе с тем большинство предприятий, прекративших экспортировать во время войны, сокращали расходы на инновации. Именно эти предприятия в большей мере ощущали нехватку спроса, рабочей силы и безопасной среды для работы.

Читайте также: Восстановление Украины: Нацбанк пересмотрел свой прогноз по росту ВВП

Возможна ли модернизация без поддержки государства?

Сегодня у общества высокие ожидания по модернизации экономики страны, но сейчас нет очевидных практических решений по запуску этого процесса. Промышленные предприятия намекают, что для активизации инновационной деятельности понадобится государственная поддержка. Почти три четверти (73%) промышленных предприятий указывают, что необходимы специальные долгосрочные программы поддержки на отраслевом уровне (см. рис. 5). По состоянию на сегодняшний день в условиях неопределенной среды мы видим застой, деградацию и разрушение отраслей, из чего будет сложно выбраться собственными усилиями. Возможно, бизнес ожидает отраслевых программ, в частности, ссылаясь на опыт послевоенного восстановления других стран.

Также многие предприятия нуждаются в фискальных стимулах (41%). Чаще всего говорит о необходимости таких стимулов микробизнес, который актуализирует вопрос поддержки МСП по восстановлению. А еще бизнесу требуются налаживание коммуникации с релевантными инноваторами (32%), поддержка в подготовке специалистов (32%). Такие потребности отображают традиционные проблемы слабого взаимодействия бизнеса с инноваторами и нехватки высококвалифицированных специалистов, которые лишь углубились во время войны.

Читайте также: Восстановление Украины: в ООН назвали нужную сумму денег

Напоследок замечу, что четверти бизнеса требуется помощь в разработке инновационной стратегии предприятия. На своем микроуровне бизнес часто не понимает, почему нужно и как осуществлять модернизацию, и ждет подсказок. Это, к сожалению, сопровождается проблематичностью стратегического планирования на уровне государства. Инновационная политика была малозаметной и до полномасштабного вторжения, однако восстановление и модернизация страны буквально требуют проактивной позиции правительства.

*Паспорт опроса: Для быстрого сбора информации о текущем состоянии экономики на уровне предприятий (в первую очередь производственных) ИЭИ начал новый ежемесячный опрос предприятий. Методология разработана для оценки ситуации с «базового уровня» — суждений и ожиданий основных экономических агентов (предпринимателей и руководителей предприятий). Полевой этап 12-го ежемесячного опроса состоялся 17–30 апреля 2023 года. Статья подготовлена в рамках реализации проекта «За прозрачную и честную таможню», который финансируется Европейским Союзом и софинансируется МБФ «Відродження» и Atlas Network.