UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бюджет и долг затяжной войны

Автор: Татьяна Богдан

Показатели бюджетных доходов в январе—марте 2024 года несколько улучшились, а расходы медленно снижались. Но бюджетные дисбалансы оставались значительными, а государственный долг Украины продолжил расти. Необходимость вести продолжительную борьбу с агрессором требует как консолидации внутренних усилий, так и дальнейшего привлечения внешней помощи.

Читайте также: Дефицит госбюджета поражает: дыра в смете почти в 7,9 млрд долларов на начало мая

Доходы сводного бюджета Украины с учетом грантов в первом квартале 2024 года находились на уровне 47,4% ВВП и превысили довоенный уровень в полтора раза. Без учета иностранных грантов доходы бюджета увеличились с 30,4% ВВП в 2021 году до 36,2% ВВП в первом квартале 2023-го и до 45% ВВП в первом квартале 2024-го (см. рис. 1).

ZN.UA

Весомым компонентом прироста бюджетных доходов стали налоговые поступления, выросшие на 6,2 п.п. ВВП по сравнению с первым кварталом 2023 года. При этом поступления от НДС увеличились на 2,5 п.п. ВВП (до 11,3% ВВП), а поступления от налога на прибыль предприятий — на 4 п.п. (до 6,8% ВВП). Разовое налогообложение прибыли банков за 2023 год по ставке 50% объясняло феномен резкого роста налога на прибыль. Доходы от налога на доходы физических лиц не претерпели существенных изменений, но НДФЛ с военных стал полностью зачисляться в государственный бюджет.

Важной составляющей доходов бюджета стали средства специального фонда в части благотворительных взносов и передачи военной техники (в бюджетной классификации — «другие источники собственных поступлений бюджетных учреждений»). В первом квартале 2024 года этот источник дал 7,8% ВВП поступлений в бюджет.

Продолжение весомой международной поддержки Украины подпитывало потребительские и инвестиционные расходы бюджета. Хотя поступление этой поддержки было крайне неравномерным и усложняло плановое выполнение бюджета. За первый квартал 2024 года в бюджет поступило 10,2 млрд долл. в форме иностранных кредитов и грантов, однако их задержки в январе-феврале 2024-го побуждали правительство к неполному финансированию плановых расходов бюджета и изъятию средств с казначейских счетов.

Читайте также: Минфин похвастался выполнением плана по госбюджету, хотя доходы в апреле обвалились

Относительный объем расходов бюджета во время войны вырос почти вдвое — с 34% ВВП в 2021 году до 58–59% в первом квартале 2023-го и 2024-го. Такой прирост объяснялся исключительно возросшими потребностями сектора безопасности, обороны и охраны правопорядка. А расходы бюджета на социально-экономические программы даже уменьшились — с 28% ВВП в 2021 году до 22–23% ВВП в первом квартале 2023-го и 2024-го.

На рис. 2 показана относительная величина бюджетных расходов по функциям государства в течение 2021–2024 годов. Наиболее заметно выросли расходы на оборону — с 2,3% ВВП в 2021 году до 27–29,6% в январе—марте 2023–2024 годов. Расходы на общественный порядок и безопасность увеличились почти втрое — до 9,1% ВВП.

ZN.UA

Для компенсации увеличившихся расходов государство вынуждено было прежде всего сократить расходы на экономическую деятельность — с 5,4% ВВП в 2021 году до 1,4% в 2024-м и на образование — с 5,7% ВВП в 2021 году до 4,6% в 2024-м. Финансирование здравоохранения уменьшилось с 3,7 до 3% ВВП. Падения вложений государства в накопление человеческого капитала во время войны вряд ли можно было избежать. Но хронически затяжной характер этих процессов будет иметь необратимые деструктивные последствия для Украины.

Расходы на социальную защиту и обеспечение в первом квартале 2024 года были профинансированы на уровне 7,7% ВВП, что несколько превышает показатель 2021-го, но не дотягивает до уровня 2023-го. Расходы этого вида росли за счет выплат внутренне перемещенным лицам, пособия по инвалидности и при потере кормильца.

Читайте также: ВСУ из местных бюджетов: помощь фронту или нецелевое использование средств?

Несмотря на кратное увеличение объемов государственного оборонительного заказа, оно обеспечивало контрактирование всего лишь трети продукции, которую потенциально могли бы производить отечественные предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Расходы украинского бюджета на безопасность и оборону в 2024 году запланированы в сумме 46 млрд долл., а расходы бюджета агрессора — 115 млрд долл. Военная помощь США Украине в размере 47 млрд долл. (утвержденная в апреле 2024 года) уменьшает этот разрыв, но не закрывает его полностью.

Одним из факторов недостаточности бюджетных средств для базовых потребностей воюющей страны является стремительный рост расходов на уплату процентов по внутреннему долгу. В абсолютном выражении они увеличились с 17,4 млрд грн в первом квартале 2021 года до 27,3 млрд в первом квартале 2024-го. Годовая величина этих расходов в 2024 году должна достичь 260,3 млрд грн.

Детерминантами увеличения процентных выплат являются удержание на высоком уровне учетной ставки Нацбанка и предложение банкам высокодоходных депозитных сертификатов НБУ, являющихся прямыми конкурентами краткосрочных ОВГЗ. Вследствие этого средневзвешенная ставка размещения ОВГЗ повысилась с 11,4% в 2021 году до 18,7% в 2023-м и 17,3% годовых в январе—апреле 2024-го.

Реальная учетная ставка НБУ в конце 2023 года составляла 9,9% годовых по инфляции ex post и 6,4% по инфляции ex ante. Пережив падение реального ВВП почти на треть, экономика Украины уже два года функционирует в режиме аномально высоких процентных ставок. В апреле 2024-го после снижения номинальной учетной ставки до 13,5% ее реальный уровень все еще превышает 10% годовых.

Показательно, что среди стран с формирующимися рынками средний уровень реальных ставок центральных банков (ex-post) в 2023 году составлял всего +1,0%, а среди развитых стран — -1,3% годовых. При этом наиболее монетарно осмотрительными странами были: Болгария (со ставкой -6,5%), Сербия (-5,9), Швеция (-4,8), Польша (-4,8), Венгрия (-4,0), Молдова (-3,9), Чехия (-3,5%).

Читайте также: Сколько денег получил госбюджет в апреле от иностранных партнеров

Завышение процентных ставок по внутреннему государственному долгу в Украине явно ухудшает экономическую устойчивость и обороноспособность страны во время войны.

Государственный и гарантированный государством долг по состоянию на 1 апреля 2024 года достиг 5,9 трлн грн, или 90,6% ВВП за прошлый год. Относительно начала 2022 года размер долга увеличился на 3,3 трлн грн. А валютный эквивалент государственного долга за этот же период вырос на 40 млрд долл.

Тревожным симптомом усиления долговых проблем Украины является решение Конгресса США о предоставлении финансовой помощи Украине не в форме грантов, как было раньше, а в форме кредитов. Это решение увеличит государственный долг Украины только в 2024 году на 7,8 млрд долл., или на 5% нашего ВВП. По результатам этого решения кратно уменьшится и доля грантов в структуре внешнего официального финансирования Украины: с 29% в 2023 году до 12% в 2024-м.

Для всех здравомыслящих людей очевидно, что удержание устойчивости Украины во время войны и восстановление ее экономики требуют привлечения максимально возможной части средств в форме грантов, а не кредитов. Ведь даже после окончания войны существенные человеческие и материальные потери от нее не позволят нашей стране без проблем обслуживать накопленные долги. К сожалению, узкие эгоистичные интересы правящей элиты Запада часто преобладают и в поддержке Украины.

Кроме того, в начале 2022 года государственный долг Украины составлял 49% ВВП, а через три года он приблизится к 100% ВВП. Чрезмерный расчет на займы повышает риски неплатежеспособности государства и негативно влияет на решения частных инвесторов. Это будет подрывать внутренний инвестиционный процесс и тормозить привлечение внешних инвестиций в экономику даже после окончания войны.

Эксперты МВФ, проведя комплексный анализ долговой устойчивости Украины в марте 2024 года, пришли к выводу, что гарантирование платежеспособности государства потребует снижения уровня государственного долга до 82% ВВП в 2028 году и до 65% ВВП в 2033-м.

Для экономического возрождения страны и восстановления долговой устойчивости критично необходимы реструктуризация внешнего государственного долга Украины на более льготных условиях как в 2024-м, так и в 2026 году, а также существенное увеличение доли грантов в структуре внешнего официального финансирования.

Во время войны значительно увеличились валовые государственные займы. Так, правительством было заимствовано 0,6 трлн грн из внешних и внутренних источников в 2021 году и 1,7 трлн грн — в 2023-м. В первом квартале 2024 года валовые займы составили 0,5 трлн грн. При этом значимость внешних займов существенно выросла: их доля повысилась с 30% суммарных займов в 2021 году до 75% в 2024-м.

Чистые внешние займы (за вычетом погашения долга) в январе—марте 2024 года достигли колоссальной величины — 21,5% ВВП. А чистые внутренние займы составили всего 1,7% ВВП (см. рис. 3). Незначительная емкость рынка ОВГЗ, их низкая срочность и высокая стоимость определили скромную роль внутренних займов в финансировании дефицита. При общей сумме чистых заимствований в бюджет 365,6 млрд грн в 2024 году внутренние займы обеспечили только 27,5 млрд грн чистого финансирования.

ZN.UA

Бюджетный дефицит в первом квартале 2024 года составил 167 млрд грн, или 10,7% ВВП, и был ниже годовых показателей 2022-го и 2023-го, но не перечеркивал мягкий характер фискальной политики. Такая политика поддерживала потребительский и инвестиционный спрос в стране и была одним из факторов роста ВВП.

К сожалению, с этого года стимулирующее влияние фискальной политики на реальную экономику будет уменьшаться. Меморандумом с МВФ предусмотрено проведение политики бюджетной консолидации с улучшением первичного баланса общего правительства на 7,6% ВВП в 2024 году и на 5,4% ВВП в 2025-м. Меморандум содержит также максимально разрешенную величину так называемого необоронного первичного дефицита — расходов, не связанных с оборонными и процентными выплатами, за минусом доходов. Так вот, эта величина по итогам 2024 года должна быть отрицательной и достигать -5% ВВП.

Читайте также: Более 99% налоговых поступлений в бюджет – это добровольная уплата налогов, однако проверки это не останавливает

В дальнейшем бюджетная политика будет отображать болезненный компромисс между необходимостью ведения военно-оборонных действий и удержания социально-экономической устойчивости страны. Но безусловным приоритетом во время войны за сохранение государственности должны стать адекватное финансирование правительством оборонного заказа, инвестиционная поддержка государственных предприятий ОПК и предоставление стимулов частным инвесторам, финансирование строительства оборонно-фортификационных сооружений и рационализация расходов на обслуживание долга, а также прорабатывание вопросов налогов на потребление, ресурсно-экологических налогов и прогрессивного налогообложения доходов населения в контексте повышения экономической самодостаточности страны.