UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинский богатырь Дмитрий Халаджи: "На съемках меня 14 раз переезжал грузовик…"

Меня многое привлекло в этом кинопроекте. Такого рода фильм с настоящими силовыми трюками впервые снимается. Не только в Украине, но и в мире. Обычно это либо монтаж, либо спецэффекты. Да и судьба этого человека мне не безразлична.

Автор: Любовь Журавлева

В начале октября на экранах Украины стартует прокат давно ожидаемого фильма "Иван Сила" (режиссер Виктор Андриенко). Это рассказ о "большом украинце" Иване Фирцаке, который в 1928-м был признан сильнейшим человеком планеты. Он родился в Закарпатье, работал в цирке, но ареной для него стал весь мир. Ивана Фирцака играет наш современник - украинский супербогатырь Дмитрий Халаджи. Его имя внесено в Книгу рекордов Гиннесса как автора 63 рекордов! Все трюки в "Иване Силе" Дмитрий выполнял самостоятельно, без компьютерных спецэффектов.

Чем стал для него этот фильм? Как повлиял на него исторический герой? "В чем сила, брат?" На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью ZN.UA накануне премьеры и ответил Дмитрий Халаджи.

- Дмитрий, извините, что возвращаюсь в ваше прошлое и вспоминаю некоторые трудные страницы жизни… Но, возможно, не все знают, что поначалу даже врачи сомневались, сможете ли вы ходить. Ведь еще в детстве из-за опрокинутого чайника вы получили страшные ожоги, а потом - семь операций, 12 переливаний крови. Очевидно, было ощущение беспомощности? Или все-таки то состояние боли дало вам возможность стать тем, кем вы и стали - силачом из Книги рекордов Гиннесса?

- Знаете, я ни одного дня не чувствовал себя больным. Дело в том, что бабушка учила меня читать не по "Букварю", а по "Былинам". ("Букваря" в доме не было). А былины - в стихотворной форме. И большинство я знал наизусть. У меня эта книга с 1985 г. В ней замечательные иллюстрации. И одна история меня обнадеживала. Сидел же Илья Муромец до определенного момента на печи. Шевельнуться не мог. Вот и я верил: вырасту - стану богатырем, Ильей Муромцем.

- То есть вас вдохновлял сказочный персонаж?

- Какой же он сказочный? А чьи мощи тогда хранятся в Лавре? И рост у него как для Средневековья был гораздо выше среднего. Ну и то, что причислен к лику святых… Нет сомнений, был на Руси такой богатырь.

- Допустим, еще в детстве вы решили стать "богатырем". Но сказка сказкой, а как быть в реальности? В военное училище поступать или в цирковое?

- Тогда я еще не знал, что с этим делать. Подвиги хотел совершать. Да разве думают мальчишки, которые хотят стать космонавтами, куда им поступать? Тем более, если они родились в селе. Кто там знает о летных, цирковых училищах? О существовании циркового я не знал до девятнадцати лет.

С детства я постоянно дрался. У меня было повышенное чувство справедливости. Чем, естественно, вызывал недовольство учителей. И говорил то, что думаю. А сил набирался, когда огород вскапывал и дрова рубил. Тяжелый физический труд, тренировки. И натуральная еда: домашние яйца, творог, сало, молоко. Молоко для меня до сих пор - главный "допинг": в день выпиваю три–четыре литра.

- А что бы вы вспомнили сейчас о своих дедушке, бабушке?

- В детстве мной больше занималась бабушка. Дедушка был машинистом тепловоза, и с ним меня связывает трагическая история: этот роковой ожог я получил на девятый день после его смерти. Как знак что ли какой-то…

И с медведем боролся не его отец, а прадедушка по отцовской линии, отец матери отца. Та бабушка своего отца практически не помнила, потому что он был репрессирован в тридцатые годы. Его "розкуркулили", как тогда это называли, и отправили в Сибирь. Ей о нем рассказывали жители села и родственники постарше. Они гордились тем, что их односельчанин выступал в Петербурге перед царской семьей. И даже медведя был способен побороть. Известно, что сам царь Николай II его сторублевкой наградил. Говорили, что хорошие деньги зарабатывал: вернулся, хозяйством занялся. Ну, а тут грянула революция, гражданская война. Удивительно, но нечто подобное произошло и с дедом Ивана Фирцака, которого мне довелось сыграть в фильме "Иван-Сила".

- Ваша физическая сила… Интересно, когда вы ощутили этот порыв - преодолевать, ломать, толкать, поднимать?

- Еще в подростковые годы мне в руки попала книга "Русская сила, или Секреты атлетизма". Это прекрасный сборник: в нем я нашел огромное количество старинных систем тренировок. По ним начал заниматься. Что-то дополнял, что-то усовершенствовал.

Эти системы разработаны в конце XIX - начале XX столетия. Тогда силовой спорт - тяжелая атлетика и борьба - шли плечом к плечу с цирком. На его арене демонстрировалась физическая сила. Откуда вышли акробатика, художественная гимнастика, тяжелая атлетика, вольная борьба? Все они детища цирка. Тогда же и узнал об Иване Фирцаке, чье имя долгое время осознанно и незаслуженно было предано забвению.

- Дмитрий, а когда вас пригласили выступать в американском цирке, наверняка тогда вы и осознали, что наконец-то пришло мировое признание…

- Я так не считаю. Мое имя в Книгу рекордов Гиннесса было внесено задолго до Америки. Пригласили на гастроли. До этого был украинский цирк, перед ним - российский. До российского я восемь лет тренером работал. Но первый свой мировой рекорд я поставил в московском цирке.

Каждый этап мне что-то дал. Везде черпал что-то интересное. Но вы не поверите: в Америке на меня все давило, от вида деревьев до облаков. Все мне казалось чужим.

- Между тем, в Америке с большим почтением относятся к украинским богатырям. Те же братья Кличко…

- А Иван Поддубный? Это что, русский силач? Дело в том, что в их американских головах нет таких отдельных понятий, как Украина, Беларусь, Россия. Для некоторых американцев украинцы, белорусы и туркмены - это люди с "диких территорий". Они себе представляют множество диких племен, населяющих большую "Русь". Как-то меня пригласили на один из ведущих телеканалов американского штата с населением в десять миллионов человек. И когда у меня спросили: "Где вы установили первый свой рекорд?". Я ответил: "В Москве". Они не поняли, где это. Задорнов, когда рассказывает об американцах, не преувеличивает. Скорее, многое умалчивает.

- Может, вам в Америке было некомфортно из-за отношений с некоторыми людьми?

- Все было супер: прекрасный контракт, большие деньги. Честно платили, на руках носили. Но тот, кому не приходилось жить на чужбине, меня не поймет. Да и я только там понял, что имел в виду Поддубный, когда, будучи на гастролях в Америке, писал жене: "Здесь даже сирень не пахнет".

- И поэтому вы легко отказались от денег в Америке и согласились сниматься за гонорар на родине?

- Меня многое привлекло в этом кинопроекте. Такого рода фильм с настоящими силовыми трюками впервые снимается. Не только в Украине, но и в мире. Обычно это либо монтаж, либо спецэффекты. Да и судьба этого человека мне не безразлична.

- Дмитрий, а если честно, что тяжелее было играть в фильме: лирические сцены или трюки по нескольку дублей?

- Самое тяжелое - это ожидание дублей. Когда аппаратуру настраивают, выставляют свет. Говорят же, что ожидание смерти страшнее самой смерти. А эмоции играть мне приходилось и в цирке. Зрителю неинтересно, когда тебя переезжает грузовик, а ты лежишь с напряженным или безразличным лицом. Вот если изобразить, что ты умираешь, зритель доволен, тогда есть чему сочувствовать. Потом оживаешь - аплодисменты. Да и какие там лирические сцены в фильме? Это же детский фильм. В нем нет никаких поцелуев, а уж тем более сцен. Моей партнерше во время съемок 15 лет исполнилось. Между героями предполагалась некоторая влюбленность. Ее нужно было выражать глазами. Как правило, это снималось перебивкой: отдельно мое лицо, отдельно лицо актрисы. Совсем не обязательно, что мы в этот момент стоим напротив друг друга. Сегодня снимали мой влюбленный взгляд. Завтра ее. У меня были хорошие учителя: Виктор Андриенко и Игорь Письменный. Самое главное, когда тебе доходчиво объясняют. Мне кажется, они сумели вытянуть из меня то, что им было нужно.

- А как ваша супруга отреагировала на трюк, когда вас "переезжает" грузовик?

- Она же еще раньше видела, как по мне проехалась "Волга". Мне было семнадцать, когда я стал показывать этот номер. У нас с супругой разница в пять лет. Она побывала на одном из первых моих выступлений, мне тогда было 18, а ей - 13. Но в ту пору мы еще не были знакомы.

- Она снова пришла в цирк?

- Нет, это я пришел к ней в кафе. Она из соседнего села. В нашем поселке был техникум. И она туда поступила. И тут же устроилась на работу к моему другу в кафе. Там мы и познакомились… Супруга часто со мной ездит на гастроли. Стараемся быть вместе.

- И все-таки, сколько дублей понадобилось в фильме, когда вас "переезжал" этот самый грузовик?

- Кажется, их было порядка четырнадцати. Там был момент, когда он начинает двигаться. Он должен был наезжать на меня с трамплина. Трамплин в этот момент поломался. Водитель растерялся. Я ему показываю, мол, давай, давай. И этот дубль, когда у него заметен испуг на лице, и вошел в фильм.

Вообще 15 дублей на трюки - в порядке вещей. Американцы, когда снимался фильм, спрашивали у нашего продюсера, во сколько дублей приходится снимать трюки. Он ответил: "10–15". Они удивились: "Мы, когда снимали с Майклом Тайсоном, делали по 30".

- Говорят, когда на вас разбивали 350-килограммовую плиту, жена едва ли не плакала…

- А она всегда переживает. Но она и не такое видела.

- А что нужно делать, когда на тебе лежит такая плита: расслабиться или напрячься?

- Напрячься.

- С чем связаны ваши главные ожидания в связи с премьерой "Ивана Силы"?

- Конечно, хочу, чтобы этот фильм получил признание. Чтобы как можно больше людей узнали об Иване Фирцаке и прониклись его удивительной судьбой.

ДЕТАЛИ. К значительным рекордам Дмитрия Халаджи относят:
1) Поднятие камня весом 152 кг одной рукой (это побило рекорд древнегреческого атлета Бибона).
2) Выкручивание двух гирь весом 50,5 кг и 40,5 кг в одной руке.
3) "Чертова кузня": силача укладывают на гвозди, сверху на него кладут три плиты общим весом 700 кг, которые разбивают кувалдами.