UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лотта Сильвандер: «Медленно, постепенно Украина все-таки выйдет на лучшие позиции в защите прав ребенка. Но для этого нужно очень многое сделать»

Стресс от пандемии усилил все «детские» проблемы.

Автор: Алла Котляр

20 ноября в мире отмечают День ребенка. В этот день в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о правах ребенка, вступившая в действие в 1990-м. В Украине, ратифицировавшей конвенцию в 1991-м, ответственные за соблюдение норм этого документа упоминают его очень часто, но читают не слишком вдумчиво. А потому уже 29 лет оперируют понятием «права детей». Во множественном, обезличенном числе всегда проще найти позитив для праздничных отчетов.

О том, как в нашей стране обстоят дела с защитой прав ребенка — каждого из семи миллионов детей в Украине, как повлияла на это пандемия СOVID-19, а также о новом глобальном отчете ЮНИСЕФ «Предупредить утрату целого поколения из-за СOVID-19», представленном к дате, ZN.UA беседовало с главой представительства Детского фонда ООН в Украине Лоттой Сильвандер.

Глава представительства ЮНИСЕФ в Украине Лотта Сильвандер
UNICEF Ukraine

— Пани Лотта, я знаю, что еще весной ЮНИСЕФ проводил оценку и составил экономический прогноз последствий пандемии СOVID-19 в Украине для семей с детьми. Согласно ему, при оптимистическом сценарии за чертой бедности могли оказаться дополнительно шесть миллионов украинцев, включая 1,4 миллиона детей. С тех пор ситуация ухудшилась. Каковы основные рекомендации ЮНИСЕФ правительству Украины по минимизации последствий?

— Вряд ли кто-то мог спрогнозировать, что кризис продлится так долго. Еще один прогноз мы планируем выпустить в конце года. Возможно, ситуация ухудшится.

Мы рекомендуем, чтобы правительство, несмотря на ограниченные ресурсы, сохраняло программы защиты для самых бедных семей, особенно для тех, в которых есть дети. Дети должны иметь доступ к основным социальным услугам, таким как образование и здравоохранение. Это наша настоятельная рекомендация правительству. Мы считаем, что это не только позволит сохранить в семье конкретного ребенка, но и будет иметь положительный эффект для жизни громад. Знаю, что и другие международные структуры, в том числе Евросоюз и МВФ, обсуждают с украинским правительством идеи, как улучшить положение тех, кто в Украине находится за чертой бедности.

— Очевидно, вы изучали опыт других стран по поддержке семей с детьми в нынешний кризис. Возможно, есть какой-то пример, которым могла бы воспользоваться Украина?

— Да, есть подобные примеры в регионе. Северная Македония и Молдова использовали программы социальной защиты, чтобы поддержать детей. В мире есть страны, которые вводили серьезные программы с экономическими компонентами для поддержки семей с детьми, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах. Как на национальном, так и на местном уровнях. Но особо новых инструментов нет. В основном страны используют программы, продемонстрировавшие свою эффективность ранее. Нужно искать не только краткосрочные, но и долгосрочные решения, которые бы учитывали серьезный экономический спад.

— Летом ЮНИСЕФ совместно с Минсоцполитики и «Українською мережею за права дитини» начал проект «Оцінка та реагування на виклики щодо захисту дітей під час пандемії COVID-19». Одной из его составляющих стал мониторинг в пяти областях — визиты в семьи, в которые в начале весеннего карантина из интернатных учреждений были возвращены дети, всего более 42 тысяч по всей Украине. Не могли бы вы вкратце рассказать о результатах этого проекта, в частности о выводах, сделанных после проведенного мониторинга?

— То, как детей из интернатных учреждений отправили весной на карантин по домам — внезапно, без проверки состоятельности семей и консультаций с социальными службами, шокировало. Некоторые родители страдают алко- или наркозависимостью. В некоторых из этих семей дети ранее уже подвергались насилию. Были семьи, в которых дети не жили уже долгое время, и адаптация была очень сложной.

В пяти областях, где в семьи было возвращено больше всего воспитанников интернатов, мы начали процессы обучения сотрудников социальных служб, чтобы они могли работать с детьми. К работе в таких условиях, на которые наложилась еще и пандемия СOVID-19, они не были готовы. И нашей целью было убедиться, что семьи получат поддержку и за детьми будет осуществляться определенный присмотр. Мы решили воспользоваться этой возможностью, чтобы понять, почему дети вообще оказываются в интернатах. Иногда семье просто нужна небольшая поддержка, чтобы ребенок остался жить и учиться дома.

Мы охватили всего около пяти тысяч детей. Благодаря нашему проекту часть детей смогла остаться в семьях. Мы еще продолжаем работу с областями, чтобы найти альтернативы для детей, особенно в случаях, когда ситуация в семьях, в которые они вернулись, не очень благоприятная.

К сожалению, большинство детей в начале учебного года вернулись в интернатные учреждения. Среди причин попадания туда детей, в частности, — отсутствие социальных услуг в громадах или их несоответствие потребностям семей и детей; низкий уровень инклюзивности школ и детсадов; недостаточная поддержка социальными службами семей, которые планируют или уже отдали детей в интернаты; вербовка со стороны интернатов. Проект поможет понять, что именно надо делать, чтобы не допустить попадания детей в интернаты. Потому что лучший способ — это превенция. Работа над проектом еще продолжается.

— Многие страны сейчас, даже вводя локдаун, не закрывают дошкольные и школьные учреждения. Поддерживаете ли вы такую практику и почему?

— То, что дошкольные и школьные учреждения (особенно младшей школы) остаются открытыми, основано на данных, что их работа не является основным фактором распространения заболевания. Закрытие же этих учреждений, в свою очередь, несет большую экономическую угрозу, поскольку родители лишаются возможности полноценно работать. Кроме того, это также угроза здоровью детей, особенно тех, кто полностью выпадает из образовательной системы.

Мы знаем, что подростки от 17 лет и старше подвержены инфекции так же, как и взрослые. Поэтому во многих странах принято решение переводить на дистанционное обучение старшие классы школ и вузы.

У ЮНИСЕФ нет однозначного ответа на этот вопрос. Лично я считаю, что держать открытыми дошкольные учреждения и младшие классы школы следует с достаточной осторожностью.

— 20 ноября мир отмечает 31-ю годовщину Конвенции ООН о правах ребенка. Как, на ваш взгляд, в Украине обстоят дела с защитой прав ребенка? Какие украинские проблемы вы считаете наиболее острыми?

— Есть несколько проблем. Мы уже говорили о бедности. Бедность, в свою очередь, приводит к другим нарушениям прав ребенка — к ограничению доступа к образованию, здравоохранению, к ненадлежащим условиям для жизни и развития, насилию и эксплуатации.

Мы знаем, что в связи с пандемией коронавируса у бедных семей меньше ресурсов, особенно у тех, кто проживает в удаленной сельской местности. Из-за отсутствия гаджетов, проблем с Интернетом их дети нередко отстают в образовании.

Говоря о здравоохранении, нельзя не упомянуть, что все дети имеют право на вакцинацию. Но во время пандемии уровень плановой вакцинации снизился до 20%. Это само по себе может быть опасным для детей. В последние годы мы наблюдали вспышку кори. В сочетании с COVID-19 это может быть еще более опасно.

Дети из бедных семей часто лишены полноценного питания. Месяц назад я была в Западной Украине, посещала некоторые ромские громады и видела детей, которые серьезно не доедают, не имеют доступа к базовым услугам. И причиной тому — не пандемия. Это многолетние проблемы. Отсутствие полноценного питания и безопасной среды, увы, касается не только тех, кто живет вдоль контактной линии.

Острыми также являются вопросы нехватки питьевой воды, санитарно-гигиенического обеспечения. Во многих громадах люди не могут позволить себе качественную питьевую воду. И не только на Востоке Украины. Там это просто более очевидно. Как и то, что многие дети живут в небезопасной среде, в семьях, где существует насилие и где родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

По звонкам на горячую линию мы знаем, что в громадах очень часто отсутствуют социальные услуги, которые могли бы стать ответом на эти сообщения.

Полиция, суды нередко недостаточно подготовлены, чтобы рассматривать вопросы, касающиеся прав ребенка. Таким образом, детей в случае, например, развода родителей или домашнего насилия не защищает ни полиция, ни суд. В правоохранительной системе нужно наладить очень многое.

Конвенция ООН о правах ребенка четко говорит, что ребенок имеет право на семью. К сожалению, в Украине все еще есть интернатные учреждения, и в них находится большое количество детей.

Дети, молодые люди также страдают от проблем, связанных с ментальным здоровьем. Подготовленных квалифицированных специалистов мало. Между тем в Украине высокий уровень самоубийств, особенно среди юношей. Психическое здоровье населения влияет на экономический и социальный компоненты государства, а также на общее благосостояние.

Конвенция ООН о правах ребенка, которую Украина подписала, — это моральный компас, путь, который все хотят пройти. Медленно, постепенно Украина все-таки выйдет на лучшие позиции в защите прав ребенка. Но для этого нужно очень многое сделать.

— Есть ощущение, что в условиях пандемии коронавируса подзабыта еще одна украинская проблема — продолжающийся на Востоке страны военный конфликт, в результате которого больше всего страдают дети. Я знаю, что ЮНИСЕФ эту тему не оставляет. Какова ситуация с правами детей на линии разграничения по обе стороны?

— У нас есть два офиса на неподконтрольной территории — в Луганской и Донецкой областях. Я бы хотела отметить, что получить достоверные данные на оккупированных территориях для нас сложно, поскольку передвижение ограничено. В целом ситуация по обе стороны контактной линии практически одинакова. И там, и там есть проблемы с доступом к образованию, — школы пострадали в результате обстрелов либо находятся далеко, что само по себе опасно, ведь иногда нужно идти вдоль дороги, а некоторые дороги и поля заминированы. Я встречалась с детьми на Востоке Украины с обеих сторон контактной линии, которые пострадали от мин. Таких историй много. Этим детям теперь придется жить с инвалидностью, потому что кто-то из взрослых установил эти мины. На это сложно смотреть. Но я видела сильных детей. То, как они справляются со своей инвалидностью, вызывает уважение. Они живут в таких сложностях, с которыми часто не под силу справиться даже взрослым.

Что касается здравоохранения, мы стараемся убедиться, что медицинские услуги предоставляются, особенно беременным. И что они смогут родить в безопасных условиях. Мы также довольно хорошо знаем, какие дороги недоступны из-за мин, а по каким можно ездить.

В отличие от неподконтрольных, на подконтрольных территориях дети получают психосоциальную поддержку. И ситуация с защитой их прав несколько лучше.

— Насколько пандемия ухудшила положение этих детей?

— Мы сейчас планируем масштабное исследование о положении детей на Востоке Украины. Могу сказать, что в наибольшей степени пандемия повлияла на доступ к образованию и медицинским услугам. На эти сферы пришлась самая большая нагрузка, и они не могут предоставлять те же услуги и в том же объеме, как до пандемии. Это, безусловно, отражается как на детях, так и на взрослых. Кроме того, дети вдоль контактной линии часто живут с бабушками и дедушками, наиболее уязвимыми перед СOVID-19.

Я бы сказала, что стресс от пандемии просто усугубил все проблемы, стал катализатором. С другой стороны, СOVID-19 позволяет нам переоценить, переосмыслить ситуацию в Украине, задуматься над тем, каким образом ее можно улучшить. То есть мы можем использовать кризисную ситуацию, чтобы улучшить повседневную жизнь детей.

— ЮНИСЕФ подготовил глобальный отчет, затрагивающий множество вопросов, связанных с защитой прав ребенка во всем мире. Не могли бы вы рассказать о самом важном?

— Важная мысль этого отчета, что COVID-19 — это и «детский» кризис. В начале пандемии считалось, что дети и молодые люди не так подвержены этой инфекции. Новые данные свидетельствуют о том, что 11% всех зарегистрированных случаев заражения коронавирусом в 87 странах (то есть каждый девятый) — это дети и подростки. В Украине этот показатель составил 6,7%, то есть каждый пятнадцатый из зарегистрированных случаев. Кроме того, дети в значительной степени страдают от последствий пандемии — школы закрываются, взрослые умирают, экономика падает.

Мир изменился. Он не такой, каким был раньше. А детям нужна стабильность. Они чувствуют неуверенность и обеспокоенность взрослых, которые ничего не могут с этим сделать, и тревожатся. Пандемия оказывает негативное влияние на психическое здоровье детей и подростков. Ее экономические последствия будут ощущаться на протяжении следующих лет, усугубляя неравенство в обществе.

Мы хотели бы сосредоточиться на шести шагах по защите детей. Все они связаны с Целями устойчивого развития. Но каждая страна должна выбрать наиболее важное для нее.

Во-первых, все дети должны продолжать учиться, в том числе необходимо создавать возможности для онлайн-обучения для всех. К ноябрю из-за закрытия школ пострадали 572 миллиона учеников в 30 странах. Это 33% школьников во всем мире.

Во-вторых, необходимо гарантировать доступ к услугам здравоохранения и полноценному питанию, прививкам от обычных детских заболеваний для всех детей без исключения.

В-третьих, обеспечить предоставление соответствующих услуг для защиты психического здоровья детей и молодежи. Активизировать борьбу с проявлениями насилия, в том числе обусловленного невыполнением родителями своих обязанностей.

В-четвертых, мы говорим о необходимости обеспечить доступ к чистой питьевой воде и надлежащие санитарно-гигиенические условия. Во время пандемии эти вопросы становятся еще более важными. Мы также говорим о необходимости мер по преодолению изменения климата и ухудшения состояния окружающей среды.

В-пятых, важно думать о программах социальной защиты семей с детьми. Количество детей, страдающих от разных форм бедности, увеличилось в мире на 15% (150 миллионов детей) к середине 2020 года.

В-шестых, для стран, находящихся в состоянии военных конфликтов, как Украина, очень важно поддерживать пострадавших детей и их семьи.

То, как мир сейчас реагирует на огромное количество рисков пандемии, угрожающих детям и подросткам, будет определять их будущее. И если международное сообщество немедленно не изменит некоторые приоритеты, потенциал этого поколения молодых людей будет утрачен. Если мы не поддержим молодое поколение сейчас, оно, в свою очередь, не сможет позаботиться о поколении, которое придет за ним. Вот почему мы продолжаем напоминать о том, как важно не забывать о правах ребенка; о том, что дети должны находиться в фокусе внимания. Это должно быть в приоритете любого правительства.

Больше статей Аллы Котляр читайте тут.