Пхеньяну удалось невозможное: новое ядерное испытание вызвало во всем мире всеобщее осуждение. На этот раз против высказалась даже Россия, которая нередко грудью становится в поддержку диктаторских режимов, если они конфронтируют с Соединенными Штатами. Осудил действия Северной Кореи даже Иран, руководство которого мировое сообщество подозревает в намерении создать собственное ядерное оружие.
Все указывает на то, что диктаторский режим Ким Чен Ина готовится к новому витку конфронтации с Западом. Как утверждает Сеул, этот взрыв был мощнее, чем при испытаниях, проведенных Пхеньяном в 2006-м и 2009 г. Южная Корея оценивает его в 6-7 килотонн.
Впрочем, на вопрос, зачем КНДР ядерное оружие и демонстративные испытания, невозможно ответить однозначно. Поскольку руководство Северной Кореи не может не понимать, что его демонстративные действия способны спровоцировать войну не только с Южной Кореей, но и, возможно, во всем регионе, в котором Китай, Индия и Пакистан уже давно имеют ядерное оружие.
Северокорейский ядерный шантаж - это не забавы маленького ребенка с игрушкой, которая, несмотря на угрожающий вид, не наносит никакого ущерба. Ведь КНДР только пока еще не способна запустить ракеты большой дальности с ядерными боеголовками на территорию Америки. Пхеньян продолжает проводить испытательные запуски, а потом наверняка наступит время, когда Вашингтону придется решать, что делать с Северной Кореей.
КНДР уже не впервые открыто провоцирует Соединенные Штаты. И новый ядерный демарш накануне возможного продолжения шестисторонних переговоров вовсе не повышает акций народно-демократической республики, как на это надеются в Пхеньяне.
Северокорейский "бумажный тигр" не может до бесконечности испытывать терпение американцев. Как вообще вести диалог с тем, кто свою политическую непредсказуемость и непрогнозированность использует в качестве главных козырей в игре со сверхдержавой?
Наследственная диктатура Кимов по-прежнему ведет провокационную игру с огнем - такое впечатление, будто Ким Чен Ина не волнует то, что когда-нибудь настанет время расплаты. Конечно, Совет Безопасности ООН может принять еще множество резолюций по Северной Корее, но ведь терпение Вашингтона может лопнуть, а международное сообщество уже не будет возмущаться тем, что Соединенные Штаты и их союзники проведут многонациональную операцию, нанося воздушные авиаудары по территории КНДР.
Но Ким Чен Ин упорно следует курсом своего отца, всячески пытаясь продемонстрировать военную мощь КНДР, и прежде всего - Бараку Обаме, которого недавно избрали на второй президентский срок. При этом младший Ким перечеркивает все ожидания международного сообщества на то, что он начнет новую эру в отношениях Северной Кореи с миром.
Сейчас Пхеньян использует ядерную программу, чтобы осуществлять давление на международное сообщество. И, похоже, рассматривает ее как один из своих главных козырей, поскольку в стремлении к международному признанию и легитимности выбирает в качестве аргументов ядерные бомбы и баллистические ракеты.
Подчеркнем, что новое ядерное испытание в КНДР состоялось всего лишь через несколько недель после того, как Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию, в которой призывает усилить санкции против Северной Кореи, если она будет проводить испытания технологий баллистических ракет.
В ответ Пхеньян усилил угрозы, пообещав в своих заявлениях не прекращать испытания - в частности, испытания ракет дальнего радиуса действия, несмотря на предупреждение Вашингтона, что это может привести к дополнительным санкциям против Северной Кореи. В заявлении, распространенном после ядерного испытания северокорейским агентством ЦТАК, сказано, что это является "частью практических мероприятий по защите нашей национальной безопасности и суверенитета на фоне враждебности США, нарушивших право КНДР на законный и мирный запуск спутника".
Похоже, Ким Чен Ин не только проверяет жизнеспособность модели поведения своего отца Ким Чен Ира, но и пытается ее "творчески" усовершенствовать. Он сознательно провоцирует Запад, Вашингтон и Сеул, с тем чтобы получить как можно больше крайне необходимой для северокорейцев помощи - как стимул для начала международных переговоров о приостановлении (уже в который раз) ядерной программы Северной Кореи.
Кроме того, прежде чем ввести новые санкции, Ким Чен Ин, возможно, захотел укрепить свои позиции перед собственным народом, который, как и раньше, страдает от критической нехватки элементарных продуктов питания. Одновременно этими действиями он пытается повысить свой авторитет в войсках КНДР, что имеет решающее значение для удержания власти в стране.
Но действия Пхеньяна могут иметь определенную логику, если вспомнить, что после перемирия, положившего конец боевым действиям в Корее в 1953 г., американо-южнокорейский союз был весьма успешным в предотвращении нового северокорейского вторжения. Главным в действиях союзников было обеспечить убедительную оборонительную позицию, чтобы руководству КНДР никогда даже в голову не пришло, что оно насильно может объединить Корею. Эта стратегия альянса сработала настолько хорошо, что сегодня перспектива попытки Северной Кореи воссоединиться с помощью войск и оружия кажется маловероятной.
Несмотря на то что Пхеньян до сих пор не оставляет намерений решить корейский вопрос с оружием в руках, вполне очевидно, что Северная Корея не может рассчитывать на успех, если бы она решила вторгнуться на территорию южной соседки. Ведь вооруженные силы Южной Кореи и Соединенных Штатов - учитывая то, что большую часть своей армии КНДР держит около демаркационной линии, - принимают все меры, чтобы и в дальнейшем минимизировать возможность подобного вторжения.
Применение силового метода с целью сдержать угрозу должно убедить потенциального агрессора - КНДР - в том, что цена его действий может оказаться неприемлемой, а вероятность достижения успеха - очень низкой. Иными словами, Северную Корею сдерживают два фактора: неизбежность наказания и низкие шансы на победу. Более всего все же перспектива наказания в ответ на возможные агрессивные действия.
В свою очередь и Пхеньян сдерживает альянс США-Южная Корея. Как уже упоминалось, КНДР сконцентрировала около демаркационной линии огромное количество артиллерии и ракет среднего радиуса действия, способных долетать до южнокорейской столицы. Эта перспектива превратить Сеул в "море огня" придает Северной Корее уверенности в своих силах.
Сегодня, внося в противостояние с Южной Кореей элемент ядерного сдерживания, КНДР все больше нарушает хрупкое равновесие на полуострове. Хотя в соответствии с северокорейской военной доктриной "миссия ядерного оружия в вооруженных силах КНДР состоит в сдерживании и противодействии агрессии против страны".
Если принять это утверждение за чистую монету, то можно понять, что именно Северная Корея считает фактором сдерживания на полуострове, - ее ядерный потенциал призван предотвратить свержение режима путем вторжения извне.
И хотя такое вторжение маловероятно, так же маловероятна и надежда на то, что Ким Чен Ин способен на демократизацию КНДР. Он не планирует отклоняться от генеральной линии своих отца и деда, чему существует немало доказательств, точно так же опирается на военных, демонстративно развивает ядерную программу и высказывает угрозы в адрес Южной Кореи и Соединенных Штатов.
Младший Ким начал с того, что сделал приоритетом не восстановление умирающей экономики Северной Кореи, а, как и его отец Ким Чен Ир, военную политику. Именно на ней он сосредоточил все усилия, щедро выделяя ресурсы на все более возрастающие потребности вооруженных сил. И это на фоне снижения уровня жизни северокорейского население и рост цен на основные продукты. Можно только догадываться, сколько голодных в КНДР можно было бы накормить за средства, потраченные на очередное ядерное испытание.
Разрушительная одержимость ядерным оружием и военной техникой перечеркнула понимание необходимости рыночных реформ в китайском стиле. Теперь же Ким Чен Ин посылает миру ядерный сигнал, который можно расшифровать как неприкрытый вызов президенту Соединенных Штатов Бараку Обаме и всему демократическому миру - вызов, способный спровоцировать новый виток конфронтации, необходимой северокорейскому диктатору для того, чтобы и в дальнейшем удерживать свою власть.