UA / RU
Поддержать ZN.ua

Война и раскол — или мир и процветание?

В Боснии и Герцеговине состоялись общие выборы.

Автор: Владимир Цыбульник

В Боснии и Герцеговине, малоизвестном у нас государстве в центре Балканского полуострова, 7 октября состоялись общие выборы.

По данным ЦИК БиГ, из 254 767 граждан с правом голоса избирали 518 носителей мандатов от 53 партий, 36 коалиций и 34 независимых. В стране избирали 4 президентов, около 500 депутатов 14 парламентов - общегосударственного, двух энтитетов Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, округа Брчко и 10 кантонов.

Выборы в БиГ были в центре внимания глобальных игроков, с беспокойством ожидавших не только результатов выборов, но и ответа на вопрос, удастся ли сохранить мир в этой небольшой стране, где возможный взрыв уничтожит стабильность всего региона и Европы.

Уже бывший член Президиума БиГ от сербского народа Младен Иванич заметил, что накануне выборов БиГ оказалась в глубочайшем кризисе после окончания войны: политики отказались взять ответственность за сегодняшний день и оставили граждан наедине со множеством жизненных проблем. В 2017 году распалась правительственная коалиция, фактически прекратилась деятельность трехчленного Президиума и, как следствие, - правительства. Продолжается стойкая тенденция падения всех экономических индикаторов, что подтверждает углубление экономического кризиса. Не утихают массовые протесты граждан. Коррупция превратилась в наиболее опасное явление, пронизывающее все слои общества и сопровождающее человека с рождения до смерти. Страна остается расколотой по национальным и религиозным признакам. Сохраняется сегрегация в учебных заведениях. Население политически пассивно и готово на все, чтобы не допустить новой войны, страх перед которой витает над страной и поддерживается героизацией военных преступников. Звучат угрозы повторить геноцид мусульман в Сребренице.

Усиливаются центробежные тенденции. Президент РС М.Додик (Союз независимых социал-демократов - СНСД), предводитель балканской политики России в регионе, усиливает сепаратистскую риторику, призывает к выходу энтитета из БиГ и активно его милитаризирует. Лидер боснийских хорватов Д.Чович (Хорватское демократическое содружество - ХДС) вопреки Конституции настаивает на создании третьего, хорватского энтитета. Б.Изетбегович (бошняцкая Партия демократических действий - ПДД) отстаивает централизацию, желательно под зонтом Турции.

БиГ имеет проблемы со всеми своими соседями и превратилась в территорию противостояния основных игроков - России, Турции, США и ЕС. Предвыборная кампания стала очередным примером вмешательства России во внутренние дела других государств. За несколько дней до выборов М.Додик встретился с С.Лавровым и В.Путиным, что стало своеобразным месседжем Западу: РФ вместе с "русским миром" пришла в РС, никуда не уйдет и будет усиливать здесь свое присутствие; М.Додик является союзником РФ, которая будет поддерживать на выборах своего приятеля.

Такой расколотой и нестабильной подошла БиГ к общим выборам, избирательное законодательство которой содержит "бомбы".

Первая. В выборах членов Президиума могут принять участие только представители трех конституционных народов (бошняки, боснийские хорваты и хорваты), но у 4% процентов населения - "других" - нет такого права. Членов Президиума от бошняцкого и хорватского народов могут избирать только граждане федерации, граждане РС - только "своего" члена Президиума.

Вторая. Депутатов Палаты народов Скупщины ФБиГ избирают кантональные парламенты пропорционально национальной структуре. Но демографический состав энтитета не дает возможности боснийским хорватам делегировать в Скупщины соответствующее количество своих представителей. Все это усложняет формирование палат народов парламентов БиГ и ФБиГ, а также соответствующих правительств.

Третьей "бомбой" стала большое различие в количестве избирателей по округам в каждом энтитете и по выборам различных носителей мандатов - от 69,954 тыс. до 570,483 тыс., что создало условия для манипуляций.

Нынешняя кампания была одной из самых грязных за всю историю выборов в БиГ. Подрывы автомобилей оппонентов, манипуляции с избирательными списками и их фальсификация, двойная регистрация, покупка голосов, неодинаковые возможности доступа кандидатов в СМИ. Всех превзошел М.Додик, прибегнувший к прямым угрозам избирателям: "забрать" повышенные пенсии, стипендии, уволить рабочих государственных предприятий, если они не поддерживают его партию и его лично. Международные наблюдатели с тревогой отмечали широкое использование сепаратистской риторики (особенно в РС), разжигание межнациональной и межрелигиозной вражды, за что нескольких кандидатов в РС оштрафовали на суммы до 6000 евро.

Итак, выборы, в которых приняли участие около 55% граждан, состоялись. Хотя, как видим, явка не очень большая. Что, к сожалению, вновь подтвердило политическую пассивность граждан.

Победителями и новыми членами Президиума БиГ стали представитель ПДД С.Джаферович (получил свыше 40% голосов), Ж.Комшич от Демократического фронта (почти 55%) и М.Додик от СНСД (приблизительно 58%). Интересно то, что немало боснийских хорватов и официальный Загреб считают Ж.Комшича более бошняцким, чем сугубо хорватским членом Президиума. Ведь он, этнический хорват, во время войны был в составе бошняцкой армии, а сейчас критикует политику Хорватии в отношении БиГ. С другой стороны, это создает благоприятные условия для его конструктивного сотрудничества с С.Джаферовичем. В то время как М.Додик будет деструктивным элементом Президиума.

Наиболее опасным стало то, что Россия в лице М.Додика получила "своего" человека в вышестоящем органе власти БиГ. Созданы условия для блокады деятельности органов государственной власти. Хотя призывы к независимости РС станут более тихими, но и в дальнейшем будут использоваться как тактическое оружие М.Додика и его российских друзей в зависимости от ситуации и потребности.

Для Украины такой состав Президиума - "фактор Додика" - не приведет к прорыву в отношениях с БиГ. Лидер боснийских сербов уже заявил об инициировании признания "легитимным присоединение" Крыма к РФ и планирует его посетить, несмотря на "давление" Украины. Политические контакты между нашими странами на высшем уровне не восстановятся и будут носить спорадичный характер на международных мероприятиях. Почти десяток двусторонних соглашений так и не будут одобрены Президиумом. Не будет снято и эмбарго на военно-техническое сотрудничество с Украиной, введенное в 2014 году.

Что касается нового состава Палаты представителей Парламентской Скупщины БиГ, то, согласно предварительным данным, в ней большинство получили ПДД, СНСД, СДП, ХДС, ДФ и СКМ. Начинаются торги - формирование коалиций и блоков, которые должны сформировать правительственную коалицию и правительство.

Оценивая последние выступления лидеров бошняков и хорватов, можно предположить, что очень вероятным будет формирование обновленной большой коалиции - ПДД, СКМ, ДФ и СДП, к которым примкнут некоторые мелкие партии. Что же касается вхождения ХДС в коалицию, то вопрос пока что открыт, но маловероятен. Кажется неуместным ожидать присоединения к правительственной коалиции и СНСД, которая будет поддерживать правительство только ситуативно.

Скорее всего, новые парламентские партии и в дальнейшем будут поддерживать курс на интеграцию в ЕС и НАТО, за исключением сербских партий. Есть надежда, что парламентарии вновь активно возьмутся за экономическое реформирование страны и повышение жизненного уровня населения. Положительным является тот факт, что все политические элиты заинтересованы в получении статуса страны - кандидата в члены ЕС, поскольку он открывает новые возможности для получения финансово-экономической помощи от Евросоюза.

Но процесс формирования парламента завершится позже, только после формирования Палаты народов ФБиГ, которая должна делегировать своих представителей (бошняков и хорватов) в Палату народов Парламентской Скупщины БиГ. Позицию ХДС пока что не назовешь конструктивной, звучат призывы к непризнанию итогов выборов, что может вызвать конституционный кризис. И тогда - или повторные выборы, или возврат международного контроля послевоенного образца над процессом формирования власти.

На повестке дня после выборов - быстрое внесение в Конституцию государства поправок, которые сменили бы ее этнический характер демократическим. (Ведь выборы вновь продемонстрировали, что концепция национальных и национально-религиозных партий опасна для целостности и единства БиГ.) Если этого не сделать, центробежные тенденции могут усилиться.

Мировое сообщество надеялось, что по примеру Македонии в БиГ появится свой коллективный Заев. Но, кажется, напрасно. Он появится лишь тогда, когда политикум страны поймет необходимость достижения политического консенсуса в процессе формирования парламентской коалиции. Это будет ответом на многие вопросы. Готовы ли, наконец, новые политики взять на себя ответственность за ситуацию в стране и ее будущее? Способны ли они остановить разжигание межнациональной и межконфессионной борьбы? Увидим ли мы новую, современную Боснию и Герцеговину? Или же вместо этого будет новое перераспределение территорий и границ, новые страны на карте Европы? Или, как в 1914-м, искра недоразумения и ненависти зажжет в замечательном городе Сараево новое европейское жаркое противостояние? Не надо забывать и о том, что БиГ расположена на самом севере "Балканской цепи опасности" (БиГ, Сербия, Косово, Албания, Македония, Греция), вплотную к ЕС. И поэтому недопущение вооруженного противостояния в ней является архиважной задачей - не только для политикума страны, но и для всей Европы.