Продолжая традицию участия в международных миротворческих операциях, Киев решил увеличить численность своего контингента в Миссии ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК). Соответствующий закон принят Верховной Радой в середине сентября, а подписанный Виктором Януковичем указ обнародован 24 сентября. Планируется, что численность нашего миротворческого контингента в ДРК вырастет в два раза и составит 300 человек. В составе подразделения будет четыре боевых вертолета Ми-24 и четыре военно-транспортных вертолета Ми-8. Помимо этого, контингент будет иметь 60 единиц военной техники.
В задачи наших военных входит ведение воздушной разведки, наблюдение, проведение мероприятий по сдерживанию и огневая поддержка наземных сил ООН. Кроме того, украинские миротворцы будут обеспечивать поисково-спасательные операции, транспортировать грузы, а также перевозить военнослужащих миссии Организации, руководителей МООНСДРК и прочих VIP-персон.
Усиление нашего контингента происходит по инициативе секретариата ООН, обратившегося в январе 2013 года к Киеву с просьбой увеличить украинский вертолетный отряд двумя дополнительными вертолетами Ми-24. Острая потребность в авиатехнике возникла у Миссии ООН в Конго после того, как в июле 2010 г. руководство Индии приняло решение отозвать девять вертолетов из состава миротворческого контингента, развернутого в этой стране.
Интерес ООН к украинской боевой авиатехнике имеет, во-первых, экономические мотивы: аренда вертолетов из Украины обходится Организации значительно дешевле, нежели из стран Европейского Союза. Во-вторых, украинские военные имеют достаточно высокую профессиональную репутацию. И это очень важно для выполнения миротворческой миссии в стране, постоянно балансирующей на гране новой гражданской войны. Но если интерес ООН к усилению украинского контингента понятен, то существует ли у Киева интерес или необходимость увеличивать число своих миротворцев в Африке?
Украинцы присутствуют в Конго с 2000-го. На сегодняшний день, по информации ZN.UA, в этой центральноафриканской стране уже находится миротворческий контингент численностью в 250 человек. В их распоряжении - четыре Ми-24, а также два Ми-8. В октябре планируется отправить еще два Ми-8. Если Украина найдет дополнительные средства, то военные смогут провести ремонт еще двух Ми-24 и, в соответствии с просьбой секретариата ООН, отправить их в ДРК в следующем году. Тогда количество наших солдат и офицеров в составе контингента возрастет до 300 человек.
В Конго, по данным сайта Минобороны, также находится и миротворческий персонал - 11 военных наблюдателей и четыре офицера штаба.
Помимо ДРК, наши миротворцы находятся в Афганистане, Косово, Кот-д'Ивуаре, Либерии, Приднестровье, Судане. Кроме того, Украина участвует в операции Европейского Союза "Аталанта", антитеррористической операции НАТО "Активные усилия" (Active Endeаvour) и операции альянса по борьбе с сомалийским пиратством "Океанский щит" (Ocean Shield). На прошлой неделе, кстати, Виктор Янукович подписал и закон "О ратификации Соглашения (в форме обмена письмами) между Украиной и Организацией Североатлантического договора об участии Украины в операции "Океанский Щит", согласно которому во второй половине 2013 г. фрегат "Гетьман Сагайдачный" примет участие в операции "Океанский щит". 24 сентября фрегат отправился из Севастополя к берегам Африканского Рога.
В своем августовском интервью для "Урядового кур'єра" глава оборонного ведомства Павел Лебедев сообщил, что в июле 2014 г. Минобороны намерено направить в Кот-д'Ивуар отдельный вертолетный отряд общей численностью до 150 военнослужащих. (Как сообщает официальный сайт военного ведомства, на сегодняшний день в этой стране находится 40 наших солдат и офицеров, обслуживающих три вертолета Ми-24.)
Кроме того, как сообщил г-н Лебедев, в 2014 г. также планируется отправка 20 человек в составе интегрированной многопрофильной миссии ООН в Мали, а также двух офицеров в составе словацкого контингента сил Организации по поддержанию мира на Кипре. Помимо этого, в течение 2013–2014 гг. будет увеличено общее количество украинских военнослужащих в составе Международных сил содействия безопасности в Афганистане до 60 человек.
В общем, Киев активизирует свое участие в миротворческих операциях под эгидой ООН, ЕС и НАТО. Ради чего? Аргументируя необходимость усиления присутствия наших миротворцев в Конго, инициаторы этого решения из АП вновь говорят о том, что это "позитивно повлияет на укрепление международного авторитета Украины, усилит позиции нашей страны как надежного партнера ООН и будет содействовать укреплению дальнейшего сотрудничества с этой Организацией в сфере миротворческой деятельности". Кроме того, представители власти и эксперты в сфере безопасности говорят о национальных интересах нашей страны на Черном континенте, которые лучше лоббировать, имея в Африке миротворческие контингенты.
Насколько удачно Украина воспользовалась представившимися возможностями для экономической экспансии на африканский рынок - это еще тот вопрос. Но, во всяком случае, украинская военная техника покупается Конго исправно. Например, в 2010 г., согласно данным Госслужбы экспортного контроля Украины, одним из главных потребителей украинского оружия были страны Африки. Среди них по объемам закупок лидируют Судан и Конго. Так, украинцы поставили ДРК 100 танков Т-72, 30 танков Т-55. Кроме того, конголезцами были куплены артиллерийские установки БМ-21 "Град", 122-мм САУ 2С1 "Гвоздика" и 152-мм САУ 2С3 "Акация". И это не считая автоматов Калашникова, пулеметов, винтовок, гранатометов…
Но за всеми этими постоянно звучащими аргументами власти по усилению миротворческой деятельности стоит целенаправленная политика Киева.
Безусловно, в этих решениях свою роль играет внутри– и внешнеполитическая целесообразность отправки наших солдат в горячие точки. Но дело не только в имидже руководства страны или в обеспечении национальных интересов в регионе. Здесь также и стремление дать нашим офицерам и солдатам возможность получить необходимый опыт, в том числе и в боевых условиях, не тратя деньги из скудного армейского бюджета на топливо, еду, зарплату. Ведь все затраты возмещаются Украине Организацией объединенных наций. В отличие от украинских Вооруженных сил, армиям стран Евросоюза не нужно думать о том, чтобы выживать и поднимать свой профессиональный уровень в условиях финансового голода…
Для наших же солдат и офицеров участие в миротворческих операциях - еще и возможность немного заработать. В общем-то, для многих из них это и является основным стимулом при принятии решения о подаче документов. Потому не случаен высокий конкурс претендентов на участие в миротворческих операциях. Их не отпугивает то, что украинские контингенты находятся в странах, где в любую минуту может возобновиться военный конфликт. И происходящее в Конго в последние годы - иллюстрация к сказанному.
Как отмечается в справочной литературе, Демократическая республика Конго (бывшая Республика Заир) - чрезвычайно богатая природными ресурсами страна. Там есть кобальт, германий, тантал, алмазы, уран, медь, цинк, олово, месторождения нефти, марганца, золота, серебра… Но богатый природными ресурсами Конго - одновременно и одно из наиболее бедных государств в мире: ВНП на душу населения составляет около 200 долл., а ВВП - 127 долл.!
В стране постоянно происходят клановые и племенные конфликты, сопровождающиеся борьбой за природные ресурсы. В это противостояние активно вмешиваются соседние державы - Руанда, Уганда, Бурунди, в свою очередь, стремящиеся воспользоваться природными богатствами ДРК и одновременно усилить свое влияние в регионе. В частности, Руанда и Уганда поддерживают повстанческую группировку "Движение 23 марта" ("М23"), представляющую интересы этнического меньшинства тутси.
В прошлом году это движение, созданное на базе "Национального конгресса народной обороны", начало новый этап межэтнического противостояния, в результате которого около полумиллиона человек стали беженцами. Повстанцам даже удалось на время захватить столицу провинции Северное Киву город Гома. В последние месяцы боевики из "М23" вновь активизировались: в августе в провинции Северное Киву они окружили Гома и обстреляли миротворческий пост миссии ООН, находящийся на границе Конго и Руанды. В результате погиб миротворец из Танзании.
В этой постоянной войне слабые правительственные войска, неспособные обеспечить контроль над большей частью северо-восточного региона страны, опираются на поддержку миротворцев ООН. По решению Совета Безопасности ООН в составе МООНСДРК была даже сформирована бригада оперативного вмешательства численностью около трех тысяч солдат, уполномоченная вести самостоятельные операции против мятежников. Именно при помощи военнослужащих из МООНСДРК конголезским правительственным войскам удалось в сентябре вытеснить повстанцев из "Движения 23 марта" из района города Гома на востоке страны и взять под контроль территории, захваченные ранее повстанцами.
Такова непростая ситуация в стране, в которой находится наш миротворческий контингент.