UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина—Молдова: где свет в конце туннеля?

На прошлой неделе в Киеве состоялась серия украинско-молдавских политических консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел двух стран.

Автор: Виталий Кулик

На прошлой неделе в Киеве состоялась серия украинско-молдавских политических консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел двух стран. Основная тема обсуждения: перспективы разрешения двусторонних проблем, в частности, взаимное признание объектов собственности и завершение демаркации украинско-молдавской границы (т.е. те проблемные вопросы, которые остались в наследство еще со времен распада СССР). Ровно два года назад сторонам удалось согласовать дорожную карту урегулирования украинско-молдавских трудностей, однако вследствие смены власти в Кишиневе и ряда других обстоятельств документ так и остался по большей части нереализованным.

Напомним, что находящийся при власти в Молдове Альянс «За европейскую интеграцию» еще в 2009 году провозгласил в качестве одного из приоритетов внешней политики этой страны скорейшее урегулирование двусторонних отношений со своими соседями - Украиной и Румынией. Позитивной динамике молдавско-румынских отношений в последние два года можно по-доброму позавидовать. Судите сами: Бухарест стал инициатором группы дружбы Молдова-ЕС, «снял колючую проволоку на границе» и открыл ряд дополнительных консульств на территории Молдовы. А будущим летом даже ожидается проведение совместного заседания правительств Румынии и Молдовы. При этом Киев и Кишинев за этот период не достигли каких-либо прорывных решений.

Объективности ради стоит, конечно, признать, что вина за отсутствие прогресса в разрешении украинско-молдавских проблем в той или иной степени лежит на обеих сторонах.

Для Украины вопросы взаимоотношений с Молдовой традиционно занимали и продолжают занимать, мягко говоря, не первостепенное значение в списке внешнеполитических приоритетов. Последними визитами высокого уровня в Республику Молдова стали приезд секретаря Совбеза Раисы Богатыревой в ноябре 2009 года (игравшей и тогда далеко не первую скрипку в принятии внешнеполитических решений в Украине), а также поездка тогдашнего министра иностранных дел Украины Петра Порошенко в декабре того же года, сопровождавшаяся традиционной для этого политика публичной риторикой, что, мол, «уже через две недели все порешаем».

Кстати, именно многообещающие авансы в СМИ Петра Порошенко (надеявшегося сохранить кресло главного дипломата после прихода к власти Виктора Януковича) во многом были использованы молдаванами для того, чтобы в очередной раз уклониться от выполнения своих обязательств перед Киевом. Мол, оппозицией развернута активная кампания, нас обвиняют в предательстве национальных интересов, а тут еще и парламентские выборы на носу. Так тогда пытался объяснять куратор украинского направления замминистра иностранных дел Молдовы Андрей Попов невыполнение исторической договоренности о передаче в собственность Украины земли под семикилометровым участком автодороги Одесса-Рени в районе населенного пункта Паланка. Прогресс по остальным проблемным вопросам был, можно сказать, «утоплен» в бесконечных заседаниях украинско-молдавской демаркационной комиссии и дипломатической переписке.

В результате в Киеве в очередной раз махнули на Кишинев рукой и вспомнили о нашем южном соседе только во время выступления Виктора Януковича в рамках совещания послов Украины в декабре 2010 года. Президент тогда довольно жестко «прошелся» по Молдове, дав указания предпринять дополнительные усилия для разрешения двусторонних отношений с Кишиневом, не поступаясь при этом национальными интересами Украины. Тогда же Виктор Янукович заявил о том, что Молдове (как и Румынии) уже вскоре придется пересмотреть свое отношение к Украине, поскольку «время размякшей Украины прошло».

В феврале этого года Украину посетил министр иностранных дел Молдовы Юрий Лянке. Как стало известно ZN.UA, молдавская делегация встретила в Киеве довольно прохладный прием, в ходе которого Константин Грищенко четко и «по полочкам разложил», что в Украине думают о перспективах развития двусторонних отношений в случае дальнейшего затягивания Молдовой своих обязательств.

Какова же на сегодняшний день позиция руководства этой страны по отношению к Украине и чем она диктуется?

Как и год назад, внутриполитическая ситуация в Молдове остается непростой - президент страны так и не избран, и это создает серьезный конфликтный потенциал в рамках правящего альянса. Лидеры коалиции вынуждены хотя бы на публике сохранять видимость нормального диалога перед лицом общего врага - партии коммунистов во главе с экс-президентом Молдовы Владимиром Ворониным, а также по причине перманентного прессинга со стороны стран ЕС и США (также незаинтересованных в возвращении коммунистов во власть). В начале июня в республике должны пройти местные выборы. В этих условиях правительство Молдовы больше сконцентрировано на защите от внутренних оппонентов, нежели на поиске компромиссных вариантов решения проблем с Украиной.

По понятным причинам действующему правительству страны хотелось бы избежать принятия решений, которые могли быть истолкованы их электоральными оппонентами как предательство национальных интересов, в частности и территориальные уступки в пользу Украины (именно так трактуется нынче коммунистами и иже с ними выполнение Молдовой своих обязательств перед Украиной).

Плюс ко всему в Кишиневе в очередной раз пытаются прибегнуть к тактике выжидания. Негласно в правящих кругах Кишинева бытует мнение, что на данном этапе отсутствуют условия для разрешения существующих проблем с Украиной в выгодном для молдавской стороны ключе, поэтому следует подождать пока обстановка изменится. Под изменением обстановки понимают как возможность более активного привлечения на свою сторону в диалоге с Украиной Евросоюза и США (для которых Молдова в последнее время стала, хотя бы на словах, фаворитом евроинтеграции или «островком надежды» в регионе), так и случавшуюся неоднократно ранее кратковременность внимания Киева к отношениям с Кишиневом. Иначе говоря, молдаване банально рассчитывают, что в Киеве займутся другими более актуальными, чем Молдова, вопросами (или, в крайнем случае, сменится на менее «ретивого» директор соответствующего департамента или замминистра в МИД Украины и т.д.), а если Киев подойдет к вопросам с Молдовой более системно, Кишинев пожалуется Брюсселю и Вашингтону на то, что «маленьких обижают».

Нужно отдать должное, молдаване демонстрируют достаточно скоординированную тактику в отношениях с Украиной. Все делается для того, чтобы Киеву было непросто уличить власти Кишинева в саботировании выполнения двусторонних обязательств и аргументации перед тем же Брюсселем обоснованности применения мер воздействия в отношении Молдовы.

Все обставляется таким образом, чтобы создалось впечатление, что в затянувшейся паузе в выполнении двусторонних обязательств менее всего виновата власть в Молдове: то выявится несоответствие в документах по поводу того, какой же все-таки длины участок злополучной автодороги Одесса-Рени в районе Паланки должен быть передан Молдовой Украине, то молдавские экологи (при поддержке оппозиции, а не исключено, что и действующей власти) начинают очередную пиар-компанию относительно вредных последствий работы Днестровской ГАЭС, то какой-то из ответственных молдавских чиновников уйдет в отставку, в результате чего приостановится процесс утверждения двусторонних документов.

Такими экивоками молдавская власть словно хочет дать Киеву понять, что для выполнения Кишиневом своих старых обязательств Украина должна еще что-то уступить ему, иначе не видать нам окончательного решения вопроса вокруг дамбы в районе Новоднестровской ГАЭС.

Проблема состоит еще в том, что Молдова, как уже писалось ранее, по сути, решила все свои вопросы с Украиной, поэтому незавершенность процесса демаркации, как и непризнанность в Украине ряда объектов собственности, особо не смущает молдавскую сторону (молдавский порт и нефтетерминал Джурджулешты вовсю функционирует; значительная часть объектов на территории Украины, на которые претендует Молдова, неоднократно перепроданы новым хозяевам и т.д.).

Что в этой ситуации предпринять Украине в отношении Молдовы: уступить дополнительно еще в ряде вопросов или использовать имеющийся у Киева набор инструментов давления (в соответствии с секретным документом, о котором хорошо известно в Кишиневе еще со времен президентства Владимира Воронина)? Оба подхода имеют свои неоспоримые плюсы и минусы. Остается надеяться, что Киеву удастся с честью выйти из этого тупика.