UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тайское "дежавю": после выборов — переворот?

Даже если принять во внимание решимость сторон искать решения с соблюдением правовых норм, нынешняя ситуация в Таиланде после выборов стала еще запутаннее.

Автор: Алексей Коваль

Как и ожидалось, досрочные выборы в Таиланде 2 февраля не стали финалом политического кризиса в этой азиатской стране (см. ZN.UA, №2 от 24 января 2014 г.). Итоги голосования, которые официально станут известны только через несколько недель, власть и оппозиция уже пытаются использовать - каждый в свою пользу. Обе стороны называют выборы своей победой. Правящая партия Пхыа Тхаи ("Для Таиланда") во главе с и.о. премьер-министра Йинглак Чиннават заявляет, что выборы, несмотря ни на что, состоялись, и оппозиция (которая в них не участвовала) определенно проиграла. Противостоящие властям силы, представленные "Демократической партией", настаивают: итоги голосования следует отменить, поскольку выборы проводились с нарушениями закона, а миллионы тайцев не смогли проголосовать или по призыву оппозиции отказались от участия в выборах. После подсчета голосов, говорят демократы, страна лишь узнает, что по итогам выборов 2 февраля не получила легитимный парламент.

Таким образом, трехмесячное противостояние лишь входит в новую фазу, результатом которой, по тайской традиции, может стать переворот.

А были ли выборы?

Тайские досрочные выборы оказались во многом уникальными. С одной стороны, проведенные в режиме чрезвычайного положения, они прошли достаточно мирно - в этот день не было зафиксировано серьезных нарушений правопорядка, не было столкновений. В день выборов 130 тыс. полицейских были выведены на улицы, чтобы обеспечить проведение голосования. Однако нельзя не отметить, что к урнам для голосования тайцы шли неохотно. Оппозиция из Демократической партии не отказалась от намерения бойкотировать голосование. И поэтому в ряде южных районов ее сторонники вообще не явились к урнам. В то же время в отдельных округах они блокировали избирательные участки и срывали работу комиссий. Это происходило, в частности, в Бангкоке. Да и сами избиркомы в ряде случаев не имели возможности обеспечить проведение выборов в соответствии с требованиями закона. Из-за протестов власти не смогли должным образом провести подготовительную работу, не выделили ЦИК достаточного финансирования и не обеспечили на местах необходимого количества людей для работы на избирательных участках в день выборов. В южных районах в день выборов некоторые участки так и не дождались подвоза бюллетеней. В связи с этими и другими вопиющими фактами члены самого Центризбиркома первыми высказали сомнение, что результаты выборов 2 февраля могут что-либо значить для страны. Чтобы сформировать легитимный парламент, вероятно, потребуются довыборы, и лишь затем можно объявлять официальные результаты. А до этого парламент не сможет собраться на свое заседание, и страна еще длительное время будет находиться в состоянии неопределенности и политического паралича.

По состоянию на вечер воскресенья 2 февраля стало ясно, что более 10% избирательных участков даже не открылись в день выборов. Таким образом, права голоса были лишены не менее 9 млн тайцев. На этом основании оппозиция сразу же объявила выборы провалившимися и дала понять, что немедленно оспорит их результаты в Конституционном суде, если правительство будет настаивать на признании этих результатов. Свою тактику бойкотирования голосования демократы признали результативной.

Несмотря на это, на подавляющем большинстве участков выборы состоялись. В основном на тех, что расположены на севере и северо-востоке страны. Здесь голосование прошло спокойно. В этих преимущественно аграрных регионах страны доминируют сторонники нынешнего правительства, однако и здесь никто не может утверждать, что явка избирателей была велика и превысила 50% от всего количества граждан, имеющих право голоса.

Вопреки таким сомнительным итогам, власти все равно считают выборы состоявшимися и ждут от ЦИК результатов, которые определенно продемонстрируют поддержку народа правительству Чиннават. Оппозиция, никогда не представлявшая большинства тайцев, даже если бы и участвовала в выборах, не смогла бы победить правящую партию, говорят сторонники премьер-министра. Впрочем, и такой вариант, когда результаты выборов не объявлены, и заседания нового парламента не проходят, тоже выгодны Йинглак Чиннават - она по-прежнему остается и.о. премьер-министра страны.

Понимая это, оппозиция, объединяющая в основном представителей городского среднего класса и сторонников тайской монархии, а также состоятельных бизнесменов, решила действовать немедленно. Уже с понедельника 3 февраля масштабы уличных протестов в Бангкоке расширились. Два лагеря оппозиционеров в центре тайской столицы были свернуты и вместо них созданы пять, но поменьше - на пересечениях ключевых магистралей мегаполиса, а также в районах деловой и торговой активности Бангкока. Одновременно зонами протеста окружены почти все государственные учреждения (ряд министерств были захвачены ранее), и для своей работы чиновники тайского правительства вынуждены использовать временные помещения. Оппозиционеры требуют, чтобы правительство ушло в отставку, и тогда образованные в недрах уличного протеста органы власти - так называемые "народные советы" - смогут принять новые законы и провести новые выборы.

"Правовой переворот"
или военный? Или…

Кроме уличных акций тайская оппозиция после выборов намерена добиваться отставки премьера с помощью правовых процедур. Она прибегла к тактике, которая уже несколько раз за последние годы оказывалась действенной в Таиланде и привела к отставке двух правительств и одному военному перевороту. На местном политическом лексиконе это называется "правовой переворот". Уже в понедельник лидер тайской оппозиции Сутхеп Тхаугсубан заявил, что будет добиваться аннулирования результатов выборов в Конституционном суде.

Именно этот вариант был испробован в 2006 г., когда оппозиция добилась отмены результатов выборов, в ходе которых победил родной брат нынешнего премьер-министра Таксин Чиннават. Тогда Конституционный суд признал выборы несостоявшимися из-за того, что "устройство кабинок для голосования не позволяло гарантировать избирателю тайну волеизъявления". Сегодня для отмены результатов голосования причин куда больше, и они куда весомее - взять хотя бы то, что голосование проходило в условиях чрезвычайного положения, и то, что выборы не прошли в один день. Кроме того, в Конституционный суд также подана петиция, призывающая судей запретить правящую партию "Для Таиланда", поскольку она с помощью выборов стремится "к захвату власти в стране неконституционными методами".

В среду последовал ответный ход со стороны правительства - власти призвали Конституционный суд… запретить оппозиционную демпартию. По словам представителя партии "Для Таиланда" Промпона Ноппарита, "эта политсила вообще не принимала участия в выборах, а сегодня стремится уничтожить в стране демократию неконституционными методами". Через суд правительство добилось в среду постановления об аресте 19 активных лидеров оппозиции, включая самого Сутхепа Тхаугсубана по обвинению в нарушении режима ЧП. Однако власти и правоохранители пока не решаются выполнить это постановление. При этом премьер Йинглак Чиннават говорит, что открыта к диалогу с оппозицией и готова проводить реформы, однако не готова идти на компромисс в вопросе о своей отставке, ведь как-никак за нее голосовало большинство.

Ситуация все больше начинает напоминать осень 2006 г., когда после решения Конституционного суда об отмене выборов на столицу Таиланда двинулись отряды "краснорубашечников", готовых защитить свой выбор и своего премьер-министра. Тогда все закончилось массовыми уличными столкновениями и военным переворотом, заставившим Таксина Чиннавата искать убежища за границей. В 2010 г. отставка через суд правительства, состоявшего из его сторонников, вылилась в столкновения, оставившие на улицах Бангкока 90 погибших. Сегодня, не исключая возможности повторения любого из этих сценариев, наблюдатели склонны считать более вероятным все же вариант "правового", а не военного, переворота и суда над Йинглак Чиннават по обвинению в коррупции.

4 февраля в местную прессу просочились данные, что тайское правительство лишилось крупного контракта из Китая, желавшего закупить 1,2 млн тонн тайского риса. Оказалось, что этот рис тайское правительство скупало у фермеров, пообещав цену, наполовину выше рыночной. Антикоррупционное агентство Таиланда уже ведет расследование этого дела, а оппозиция таким образом раскрыла схему "покупки" голосов избирателей за государственный кошт. В целом такая "сделка" правительства с фермерами стоила налогоплательщикам 200 млрд тайских бат (или 6 млрд долл. США). Более того, за счет продажи со складов дорогого риса тайское правительство намеревалось продолжить "субсидирование" фермеров и в дальнейшем - ведь на носу весенний урожай. Однако, как оказалось, правительство платило фермерам не всю сумму, а частями, и в итоге "задолжало" в эквиваленте почти 4 млрд долл. США. В январе ряд крупных банков отказал в кредитовании правительству Чиннават, пытавшемуся как раз расположить к себе финансистов тем, что крупный рисовый контракт с Китаем уже почти "в кармане"… и деньги будут. Но банкиры посчитали, что кредитовать правительство в такой ситуации рискованно, и, как выяснилось, были правы. А фермеры, оставшиеся с носом и не получившие обещанного даже за урожай минувшей осени, теперь также готовы поддержать протесты и оппозицию. Как отмечалось ранее, это и было одной из причин, почему правительство ввело в столице чрезвычайное положение в январе накануне выборов.

Таким образом, шансов, что сама госпожа и.о. премьер-министр окажется на скамье подсудимых, - не меньше, чем у лидеров оппозиции. И даже если принять во внимание решимость сторон искать решения с соблюдением правовых норм, нынешняя ситуация в Таиланде после выборов стала еще запутаннее. Однако у тайцев, с присущим им легким отношением к пертурбациям жизни, все еще есть надежда если не на мудрость политиков и Конституционный суд, то, по крайней мере, на тайского короля Пумипона Адульядета, который в этой ситуации своего слова еще не сказал.