UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сражение за скалу

По сей день Испания считает скалу своей территорией и сохраняет неприязнь к Британии из-за Гибралтара. Даже отношения монарших семей часто зависят от ситуации вокруг скалы.

Автор: Юлия Загоруйко

Скала на самом юге Пиренейского полуострова и прилегающее к ней побережье Средиземноморья вот уже триста лет будоражат отношения между Великобританией и Испанией. Не постоянно и не ежедневно, но время от времени между Мадридом и Лондоном вспыхивает борьба за Гибралтар. Правда, в новейшей истории споры о гибралтарской скале традиционно решаются при помощи дипломатии. Такой себе мирный, но незатухающий европейский конфликт.

В последнюю пятницу июля на границе между Испанией и Гибралтаром случились многочасовые заторы, вызванные строгими проверками автомобилей испанскими таможенниками и полицейскими. Доходило до того, что тысячи людей в 30-градусную жару ждали в очередях по пять-шесть часов. Британский министр иностранных дел Уильям Хейг позвонил своему испанскому коллеге. В тот же день испанскому послу в Лондоне был заявлен официальный протест, а британский посол в Мадриде встретился с заместителем министра иностранных дел Испании. Премьер Британии Дэвид Кэмерон обратился к главе Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозу с просьбой оказать помощь в урегулировании ситуации.

Интересно, что в заявлении британского "Форин офиса" упоминается недавний спор между Испанией и Гибралтаром по поводу создания искусственного рифа. Но британские власти не хотели бы "строить предположения", а стремятся как можно скорее "восстановить права людей на свободу передвижения". На самом деле ужесточение пограничного контроля со стороны Испании стало ответом на действия властей Гибралтара - заморской территории Британии.

За неделю до таможенного хаоса правительство Гибралтара, наделенное широкой автономией, решило соорудить искусственный риф в прибрежных водах. Для этого на дно бухты у берегов скалы были сброшены 70 бетонных блоков с металлическими шипами. Испанские полицейские суда, пытаясь сорвать начавшиеся работы, якобы нарушили британские территориальные воды. Затем на мирный протест вышли в море испанские рыбаки и тоже заплыли в спорные воды. Они утверждают, что их ущерб, понесенный
от строительства рифа, превысил
1,5 млн евро.

Испания обвиняет Гибралтар в установке рифа "без необходимой авторизации" в чужих водах и в нарушении законодательства ЕС о защите окружающей среды. По заявлению Испании, искусственный риф погубит традиционное в этом районе рыболовство, поскольку приведет к порче рыбацких сетей, нарушит передвижение рыбы и вызовет экологические проблемы. Правительство Испании даже обратилось к Лондону с официальной жалобой, но реакции не последовало.

Гибралтар, в свою очередь, утверждает, что строительство рифа происходит в британских водах и предпринято как раз с природоохранной целью для защиты и развития морской фауны.

В начале августа из двух южноанглийских портов - Плимута и Портсмута - в Средиземноморье выдвинулась военная эскадра из десяти кораблей. Дежурный морской поход, как утверждается, планировался задолго до конфликта. Ведь Гибралтар - военно-морская база НАТО. Но почему власти Гибралтара решили начать строительство рифа как раз накануне захода в порт фрегата "Вестминстер"? Возможно,
прогнозируя реакцию Мадрида, они хотели оказаться под сенью британского флота? Под таким прикрытием легче дискутировать, это несомненно.

Официально испанские власти заявляют, что усиление проверок на пропускном пункте - вынужденная мера в борьбе с контрабандой и отмыванием денег. Ежегодно из Гибралтара в Испанию ввозится 18 млн пачек контрабандных сигарет (ибо в Испании их цена выше почти в три раза). А из Испании на британскую заморскую территорию переправляются миллионы евро - для размещения (отмывания) в финансовых компаниях Гибралтара. Последний, как известно, - один из пунктов офшорного рая, налоги здесь гораздо ниже, чем в странах ЕС, и при открытии счетов местные банки не интересуются справками о происхождении доходов.

А неофициально понятно, что ужесточение на границе - эквивалентный ответ Гибралтару на возведение рифа. Кроме того, в испанском МИДе объявили о намерении ввести въездную и выездную квоту в сумме 50 евро с каждой машины. Таким образом, дескать, удастся компенсировать ущерб, нанесенный рыбакам. И еще напомнили, что возможны и другие меры, как-то: закрытие испанского воздушного пространства для самолетов, курсирующих в гибралтарский аэропорт, прекращение пользования гибралтарцами испанской системой здравоохранения, увеличение налога на граждан Гибралтара - собственников недвижимости в Испании.

Гибралтар - небольшой портовый город на южной окраине Пиренейского полуострова с населением 30 тыс. жителей. Его территория - это скала высотой 430 м над уровнем моря плюс полоска суши (5 км в длину и 1,5 км в ширину), связанная с материком узким песчаным перешейком длиной 1,6 км. Вся площадь Гибралтара - 6,7 кв. км. Владение Великобританией этим стратегическим форпостом над Гибралтарским проливом вот уже триста лет не дает покоя Испании.

Именно в июле 1713 г. был подписан мирный Утрехтский договор, согласно которому Гибралтар отошел под управление Британии. Договор этот положил конец войне за испанское наследство 1701–
1714 гг. Предыдущие 250 лет Гибралтар принадлежал Испании. Но в 1700 г. умирает король Испании из династии Габсбургов Карл ІІ (известный под прозвищем "заколдованный" из-за врожденных физических и умственных недостатков), не оставив наследника престола. Великие державы Европы начинают делить испанское наследство, выдвигая собственных кандидатов. В
1704 г. вспыхнула война, в которой британские и голландские солдаты захватили стратегическую скалу Гибралтар.

Война закончилась в 1713 г. подписанием в голландском городе Утрехте мирного договора. Согласно документу испанский престол достался Филиппу V, внуку французского короля. Некоторые территории Испании и Франции отошли другим странам. Британия завладела Гибралтаром и островом Менорка (последний передан Испании по условиям Амьенского мира в 1802 г.).

Гибралтар в 1830 г. официально объявлен колонией Великобритании, откуда Лондон получил возможность контроля над проливом из Средиземного моря в Атлантический океан. Испания не смирилась с утратой стратегического побережья на юге "своего" Пиренейского полуострова и на протяжении столетий пыталась вернуть территорию.

Даже в 1940 г. каудильо Франко отверг предложение Гитлера захватить британский Гибралтар, ибо генерал лишь начинал свой путь при власти и хотел соблюсти провозглашенный нейтралитет. Но позже, во времена франкистской диктатуры, Испания полностью закрыла границу с Гибралтаром и ввела ограничения на свободу передвижения.

По сей день Испания считает скалу своей территорией и сохраняет неприязнь к Британии из-за Гибралтара. Даже отношения монарших семей часто зависят от ситуации вокруг скалы. Визит в британскую колонию молодой королевы Елизаветы ІІ в 1954 г., в ознаменование 250-й годовщины взятия Гибралтара, привел к политической напряженности и закрытию испанского консульства. Через 59 лет королева Испании София и король Хуан Карлос отказались принять участие в торжествах по случаю 60-летия пребывания на британском престоле Елизаветы ІІ - опять из-за Гибралтара. По этой же причине испанская королевская чета не прибыла в 1981 г. на свадьбу Чарльза и Дианы. А все визиты членов британской королевской семьи на заморскую территорию были отмечены официальными протестами испанского правительства.

В штаб-квартире британского премьера повторяют, что нынешний спор с Испанией необходимо решить путем "политического диалога". Но наряду с такими заявлениями правительство Британии рассматривает "план Б": возможность подачи судебного иска против Испании за введение дополнительных проверок на границе с Гибралтаром.

Иск будет "беспрецедентным", ибо в Европейском Союзе ничего подобного еще не случалось. Если Лондон действительно обратится в Европейскую комиссию с жалобой на Испанию о нарушении законодательства ЕС о препятствовании свободе перемещений, то дело может дойти до рассмотрения в Европейском суде в Люксембурге.

Британия и ее заморская территория Гибралтар входят в ЕС, однако не участвуют в Шенгенском соглашении, поэтому проверки на границах с ЕС вполне законны. В ответ на жалобу Гибралтара Еврокомиссия признала право Испании на контроль границы. Но если Брюссель сочтет проверки чрезмерными, то может признать их противозаконными. ЕК уже пообещала направить в спорный район границы группу представителей для изучения вопроса. Но, судя по всему, от обещания до самой поездки пройдет не меньше месяца, а то и двух.

В свою очередь, Испания рассматривает возможность обращения в Совет Безопасности ООН. Кроме строительства рифа и препятствования развитию рыболовства, Испания намерена внести на обсуждение в ООН иные спорные вопросы - о водной границе, о полосе земли между Испанией и Гибралтаром, о невыполнении Британией предыдущих резолюций ООН.

При этом Мадрид надеется заручиться поддержкой Аргентины, у которой также имеется перманентный территориальный спор с Британией по Фолклендским островам. Очень кстати на сентябрь запланирована поездка министра иностранных дел Испании Гарсия-Маргальо в Аргентину. В ее лице как непостоянного члена Совбеза ООН он надеется найти союзника, который может внести в повестку заседания ООН вопрос о принадлежности Гибралтара. Правда, не стоит забывать, что Великобритания - постоянный член Совбеза и потому обладает правом вето на любые обсуждения.

А что же Гибралтар? Какова сегодня его непосредственная роль в трехсотлетнем конфликте? Весьма однозначна. Колония имеет свою конституцию, согласно которой заморская территория Великобритании находится на полном внутреннем самоуправлении. Есть свой парламент, свое правительство и другие атрибуты государства, главой которого является королева Великобритании. Ни права на самоопределение, ни желания присоединения к Испании тридцатитысячный город ни разу не выказал: референдумы 1967-го и 2002 г. показали практически единодушное желание гибралтарцев находиться в составе Соединенного Королевства. Сегодня это главный козырь Лондона в споре с Испанией - союзником по НАТО и партнером по Евросоюзу.