UA / RU
Поддержать ZN.ua

Спринтерский забег Нетаньяху

В Израиле хотят не допустить третьих выборов.

Автор: Виктор Каспрук

Впервые в истории израильтяне будут голосовать на парламентских выборах дважды в течение одного года.

Премьер-министру Израиля Беньямину Нетаньяху не удалось сформировать коалицию по итогам состоявшегося в апреле голосования, и Кнессет принял решение о самороспуске и проведении очередных выборов, которые пройдут 17 сентября.

У израильтян будет возможность выбирать из более чем 30 политических партий и блоков, которые борются за 120 мест в Кнессете. Партии, которая наберет больше всего мест, будет предложено сформировать новое правительство. Но политическая ситуация складывается таким образом, что, согласно опросам общественного мнения, ни правые из "Ликуда" Беньямина Нетаньяху, ни левоцентристский альянс "Кахоль Лаван", лидером которого является Бене Ганц, не смогут сформировать правительство без партии Авигдора Либермана "Наш дом Израиль" (НДИ).

При этом Либерман, понимая, что "золотая карта" находится в его руках, вообще хочет видеть правительство национального единства. Которое одновременно состояло бы из представителей "Ликуда", "Кахоль Лаван" и НДИ. Возможно, именно себя он прочит в руководители такого сборного правительства.

Выживание Нетаньяху в большой политике и формирование дееспособной коалиции будет зависеть от того, согласится ли поддержать Нетаньяху его непредсказуемый "друг" Либерман. Потому что, как показали все предыдущие политические события в Израиле, он для Беньямина Нетаньяху оказался очень ненадежным союзником.

Нетаньяху, несмотря на неоднократные предвыборные обещания, так и не удалось создать лучшую систему государственного управления. Израильтяне в который раз оказались перед необходимостью быстрого выбора в короткой, сумбурной и внезапной предвыборной кампании, в течение которой многие избиратели просто не успевают по-настоящему осмыслить, каких изменений они ждут для существенного улучшения своего будущего.

Поэтому многие из потенциального электората не могут определиться до последнего дня. И только в последний момент на их выбор могут повлиять громкие обещания кого-либо из претендентов на власть. Имея это в виду, многолетний премьер традиционно рассчитывает на политический спринтерский рывок на финишной прямой избирательной кампании.

Но в этот раз избиратели могут голосовать по принципу "только не Биби". В чем и заключается основная угроза для Нетаньяху. Многим его многолетнее пребывание в высшем эшелоне израильской политики просто наскучило. И нельзя исключать, что массовый избиратель захочет увидеть на вершине власти новые лица.

Впрочем, нельзя отбрасывать, что Нетаньяху, как и другие руководители "Ликуда", рассчитывают на религиозные партии как на своих естественных союзников. С ними легче будет договориться, и Беньямин Нетаньяху щедро финансировал их из государственного бюджета. Теперь вопрос в том, что ортодоксы будут требовать от него в этот раз.

Однако самый большой недостаток Нетаньяху - он не терпит других сильных людей в своем окружении. Не в его пользу и то, что он всегда отказывается от дебатов. И не потому, что его аргументы слабее, а опасаясь, что избиратель подспудно начнет считать оппонента действующего премьера равным ему. А это Нетаньяху не устраивает.

Сегодня партия "Ликуд" справедливо поднимает проблемы, требующие быстрого решения: улучшение пенсионного обеспечения и системы здравоохранения, борьба с избыточной регуляцией и бюрократией. Но кто мешал партии власти осуществлять эти реформы при нынешней каденции? Почему эти решения должны были остаться на будущее, для предвыборной агитации?

Накануне выборов все традиционно обещают очень много. И Нетаньяху придется соревноваться за голоса русскоязычных израильтян не только с партией "Наш дом Израиль", но и с оппозиционным политическим альянсом "Кахоль Лаван".

В "Ликуде" считают, что благодаря правильному экономическому курсу правительства Нетаньяху израильская экономика демонстрирует одни из лучших показателей среди всех стран мира. Большинство западных стран не могут похвастаться успехами, тогда как экономика Израиля продолжает расти: в первом полугодии темпы роста составляли 3,6%. Международное рейтинговое агентство S&P на прошлой неделе подтвердило наивысший рейтинг кредитоспособности Израиля за всю историю страны.

Однако в "Кахоль Лаван" убеждены: необходимо продвигать национальную программу инвестиций в общественную инфраструктуру, укрепить позиции израильского хай-тека и способствовать привлечению дополнительных секторов в рынок труда, поставив на главное место интересы усиления конкуренции и борьбу с причинами дороговизны жизни. В свою очередь, НДИ делает ударение на изменение приоритетов. Нужно прекратить вкладывать деньги в разного рода пособия для мужчин трудоспособного возраста, что позволяет им не работать. Государство должно стимулировать их выход на рынок труда. Данные о том, что в Израиле работают 88% светских мужчин, а в ультраортодоксальном секторе - всего 50%, иллюстрируют критическую нагрузку на экономику.

Предстоящие выборы в Кнессет вызвали шквал критики со стороны израильских политологов и экспертов. И если одни убеждены, что, вводя избирателей в заблуждение, правящая коалиция в Израиле подает себя как правую и консервативную, хотя она далека от настоящей правой идеологии (ибо подлинными правыми были Жаботинский и Бегин), то другие считают, что Либерман вывел себя из народа Израиля, объявив войну Торе.

Удастся ли Беньямину Нетаньяху снова стать премьер-министром Израиля? Ведь если его партия "Ликуд" проиграет "Кахоль-Лавану", сентябрьские выборы в Кнессет могут поставить точку в его политической карьере.

И это еще далеко не все. Нетаньяху боится потерять власть, не получив перед этим гарантий неприкосновенности. Ведь уголовные дела висят над его головой, как дамоклов меч, и уголовные преследования угрожают возобновиться в случае его проигрыша на парламентских выборах.

Глубокая уверенность Нетаньяху в своем политическом мессианстве лишь усиливает его нежелание покидать насиженное кресло премьера. Он - хороший пример того, как политик может ставить собственные интересы выше интересов своей страны. Премьер достиг беспрецедентной черты, когда оставаться надолго не получится, но и уйти невозможно. И если у Нетаньяху после выборов снова появится возможность попытаться сформировать правительство, то уже теперь очевидно, что на пути к коалиции он может споткнуться о требование Либермана принять закон о призыве ультрарелигиозных ортодоксов на военную службу.

Когда в израильский парламент проходят одновременно 10 или 11 партий, которые разделены на правых, левых, "ястребов", светских, религиозных или арабских, то возникает ситуация, в которой формировать правительство можно вечно. Поскольку же бесконечный процесс выборов с участием Биби продолжается, некоторые израильские аналитики прогнозируют, что он снова способен прибегнуть к какому-то политическому трюку, чтобы в который раз никому не передавать власть.

Тем более что спикер Кнессета Юлий Эдельштейн (партия "Ликуд") уже заявил: "Я очень рассчитываю на то, что после выборов "Ликуд" станет крупнейшей фракцией в Кнессете, а правый лагерь обеспечит себе минимум 61 мандат, необходимый для формирования коалиции. Я могу сказать абсолютно точно, что сделаю все, от меня зависящее, чтобы не допустить третьих выборов. Поверьте, есть вещи, которые зависят от меня. И я буду действовать всеми законными методами, отведенными мне в рамках должностных полномочий".

Собственно, все упирается в то, что Нетаньяху буквально прирос к креслу премьер-министра, и неутолимая жажда власти заставляет его толкать Израиль к любым решениям, лишь бы ее не потерять. Выборы стоят очень дорого, и выдержит ли израильский госбюджет третьи за год выборы, если Нетаньяху снова не удастся сформировать правительство?

Рассчитывая сыграть на сентябрьских выборах в Кнессет на короткой дистанции, Нетаньяху надеется на нарастание напряжения ожидания, на энергетическом всплеске которого думает снова получить должность премьер-министра.

Буквально за несколько дней до выборов Беньямин Нетаньяху выступил с заявлением: "Если я буду избран главой правительства, то перед нами появится исключительная возможность ввести израильский суверенитет на многие поселения в Иудее и Самарии, включительно с Иорданской долиной".

Такое значительное по смыслу политическое заявление не может быть просто предвыборным трюком. Оно налагает огромную ответственность перед избирателями. Хотя между предвыборным обещанием и его реализацией после выборов дистанция огромна. Если же Нетаньяху будет избран на пост премьера, а эта инициатива повиснет в воздухе, можно заявить: у меня, мол, связаны руки, потому что новое коалиционное правительство ее не поддерживает.