UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сломанный компромисс

Почему проблема абортов снова вывела поляков на улицы.

Автор: Александр Шевченко

Сотни людей вышли на улицы крупнейших городов с флагами и громкими лозунгами. Их сопровождают десятки спецназначенцев, которые, в полном обмундировании и с закрытыми лицами, охраняют то или иное здание. Уже бывали случаи применения слезоточивого газа полицией против протестующих.

Это не начало репортажа о протестах в Беларуси. Это то, что в последнее время происходит в городах Польши. Причина протестов — решение Конституционного суда, который признал проведение абортов по медицинским показаниям противоречащими Конституции Польши.

Тема абортов далеко не нова в польской политике. С 1993 г. в стране действовал т.н. абортационный компромисс между правыми силами, выступавшими за полный запрет абортов, и левыми, которые отстаивали их полную легализацию. Компромисс состоял в том, что были запрещены аборты по желанию, зато легально проводились аборты по медицинским показаниям, а еще в случаях изнасилования и инцеста. Показательно, что когда в 1997 г. легализировали аборты по социальным причинам, то за год их провели в несколько раз больше, чем абортов по медицинским показаниям, а также в случаях изнасилований и инцеста, вместе взятых. Тогда Конституционный суд быстро признал аборты по социальным причинам неконституционными, и компромисс вернули.

Попытки нарушить компромисс (тогда в сторону полного запрета абортов) случались во времена президентства Леха Качиньского, но покойный польский президент и брат-близнец нынешнего лидера ПиС был решительно настроен на его сохранение. Снова эта тема возникла в 2016 г., уже во времена президентства Анджея Дуды и правительства «Права и справедливости». Тогда Сейм рассматривал проект полного запрета абортов, что вызвало многотысячные протесты в польских городах. Сейм отправил проект на доработку.

Однако сейчас решение относительно абортов принял не Сейм, а, как и в 1997-м, Конституционный суд. Но если тогда суд сохранил «аборцтационный компромисс», то теперь, наоборот, нарушил его. В 2017 г. группа депутатов Сейма подала в Конституционный суд запрос о конституционности проведения легальных абортов по медицинским показаниям. После прошлогодних парламентских выборов запрос нуждался в обновлении, что и было сделано: 119 депутатов из партий ПиС, «Конфедерация» и «Кукиз'15» повторили этот запрос в конце 2019 г. В итоге 22 октября Конституционный суд вынес решение: проведение абортов по медицинским показаниям не отвечает ст. 38 Конституции Польши, в которой сказано: «Республика Польша обеспечивает каждому человеку право на охрану жизни». Вместе с тем решение суда не запрещает аборты в Польше в полной мере. У женщин остается право на легальный аборт в случае изнасилования или инцеста. Однако это решение порождает ряд других проблем: не выработаны механизмы, которые бы позволяли доступно и безопасно рожать женщинам, чья беременность проходит тяжело и угрожает здоровью женщины или ребенка. Есть вопросы относительно количества и качества приютов и медицинских учреждений для детей с разными отклонениями. Это неожиданное решение Конституционного суда появилось на абсолютно неподготовленной почве, что наверняка создаст проблемы для многих поляков, особенно из неимущих семей.

Уже вечером 22 октября под домом Ярослава Качиньского в Варшаве началась многолюдная манифестация, которая переросла в ночные стычки с полицией. Правоохранители использовали против протестующих слезоточивый газ, и фото женщин с покрасневшими глазами быстро появились в ряде европейских СМИ, нанося очередной удар по и без того не наилучшему имиджу Польши на международной арене.

Протесты продолжались и в выходные: в субботу люди вышли на улицы уже не только Варшавы, но и многих других крупных польских городов, в частности в Гданьске, Кракове, Познани и других. В воскресенье протест продолжился в несколько иной форме. Водители, по примеру Беларуси, устраивали дорожный протест, сигналя в течение продолжительного времени на улицах городов. Кроме того, перед воскресными мессами возле костелов появились провокационные листовки. Кое-где стены церквей были расписаны лозунгами протестующих. Были случаи вторжения протестующих внутрь костелов во время служения. В частности, так сорвали мессу в Познани. 

Похоже, нынешний протест вполне имеет потенциал перерасти в продолжительное противостояние внутри польского общества. Легкого выхода и компромисса теперь достичь почти невозможно, ведь решение Конституционного суда — окончательное и должно быть реализовано.

Некоторые оппозиционные политики быстро выработали требования к власти. Лидер Польской крестьянской партии Владислав Косиняк-Камыш предложил три шага выхода из ситуации: задержать публикацию решения суда в правительственном журнале (именно после этой публикации решение вступает в силу), провести референдум относительно абортов в первый год после пандемии, изменить Конституцию согласно результатам референдума. Идею референдума поддержал депутат Сейма от левых сил Мачей Гдула, но он подчеркнул: вопрос нужно ставить не о восстановлении абортационного компромисса, а о легализации абортов по желанию до 12-й недели беременности.

Если дело все же дойдет до референдума, основной проблемой может стать формулировка вопроса. 53% поляков считают, что женщина имеет право перерывать беременность до 12-й недели. При этом в другом опросе в 2019 г., где вопрос стоял о необходимости изменить государственную политику в отношении абортов, 49,9% поляков высказались в пользу сохранения абортационного компромисса и лишь 28,7% — за либерализацию законодательства относительно абортов. Поэтому фактический результат референдума во многом будет зависеть от того, как будет поставлен вопрос. Кроме того, на практике референдум будет означать еще несколько месяцев очень острых дебатов и противостояния в польском обществе.

В отличие от предыдущих ощутимых кризисов в польской политике (связанных, в частности, с принятием поправок к закону об институте национальной памяти два года назад и запретом разводить пушных зверей в прошлом месяце), на этот раз президент Дуда не занял позицию арбитра в конфликте, а четко стал на сторону Конституционного суда. «Я считаю и всегда считал, что каждый ребенок имеет право на жизнь. Я много раз об этом говорил и никогда этого не скрывал: аборты по так называемым евгеническим поводам не должны быть разрешены в Польше». 

Вечером 25 октября появилось заявление партнеров ПиС по коалиции — партии «Согласие» Ярослава Говина. Они предложили внести следующие изменения в законодательство относительно абортов.

1.                 Прописана законодательно защита детей с синдромом Дауна и вместе с тем введено право на аборт в крайне тяжелых случаях, таких как неизлечимые летальные недостатки ребенка, не оставляющие шансов на его выживание.

2.                 Повышение социальных выплат для опекунов детей с особенными потребностями до среднего уровня месячной зарплаты.

3.                 Создание специального фонда для строительства и содержания интернатов для детей с особенными потребностями, а также для поддержки их опекунов.

Следует заметить, что «Согласие» не впервые предлагает компромиссные варианты во время политических кризисов в Польше. Несколько раз Говин из-за этого был даже близок к тому, чтобы выйти из коалиции, что могло бы привести к затяжному политическому кризису или даже внеочередным парламентским выборам. Однако на этот раз градус напряжения в обществе позволяет предполагать, что предложенный Говином вариант, который хотя бы в какой-то мере возвращает сломанный компромисс, руководство ПиС вполне может принять. 

Ведь само нарушение абортационного компромисса представляется в этой ситуации наибольшей проблемой, которая может иметь далеко идущие негативные последствия. Потому что когда рано или поздно к власти придут либералы, у них не будет оснований возвращаться к компромиссу после его нарушения, и они вполне смогут пренебречь мнением части общества, выступающего против легализации абортов, как теперь ПиС пренебрегла мнением сторонников легализации абортов. А это будет означать лишь продолжение эмоциональных дискуссий и противостояния в польском обществе вокруг данной темы.