UA / RU
Поддержать ZN.ua

Шантаж войной

В начале июня, во время визита Владимира Путина в Баку, была достигнута тайная договоренность, что Азербайджан может начать ограниченные военные действия в Нагорном Карабахе. Но в последние месяцы Вашингтон активизировал свои дипломатические усилия в регионе и сделал все, чтобы не допустить начала "горячей фазы".

Автор: Владимир Кравченко

В Баку вновь заговорили о войне. Помощник азербайджанского президента по общественно-политическим вопросам Али Гасанов сказал в интервью телеканалу ANS, что искусственное затягивание мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта делает неизбежным военный сценарий разрешения проблемы.

"Беззубая деятельность Минской группы, двойной подход Совета безопасности ООН к этому вопросу, безразличное отношение к резолюциям ООН толкают Азербайджан и Армению к войне", - заявил помощник Ильхама Алиева.

Эти слова высокопоставленного чиновника администрации президента Азербайджана прозвучали на фоне постоянных перестрелок на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск в Нагорном Карабахе. Неужели Армении и всему Южному Кавказу следует готовиться к новой войне? Но в Ереване достаточно спокойно восприняли прозвучавшую угрозу, оценив ее как шантаж. По словам местных политологов, это уже не первый раз, когда в Баку потрясают топором войны.

"В армянском обществе выработался иммунитет на такие заявления азербайджанских официальных лиц. Они звучат постоянно", - сказал ZN.UA руководитель Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян. Его мнение разделяет и бывший руководитель армянской Службы национальной безопасности Давид Шахназарян. Он полагает, что "в Азербайджане сильна не "партия войны", а "партия пропаганды войны". У Алиева не хватает политического мужества ни для содержательных переговоров, ни для войны".

Армянские эксперты считают маловероятным начало военных действий из-за Нагорного Карабаха в ближайшее время. И не только потому, что упали цены на нефть, отчего экономика Азербайджана становится слабее. В случае начала военных действий в непризнанной республике Баку потеряет политическую поддержку в мире. К тому же велика вероятность, что за первоначальным всплеском патриотизма среди азербайджанцев и укреплением популярности И.Алиева после начала военных действий последует дестабилизация ситуации в самом Азербайджане, которой могут воспользоваться исламские радикалы.

По мнению армянских политологов, цель последних заявлений А.Гасанова двояка. С одной стороны, они рассчитаны на внутреннего потребителя и призваны консолидировать азербайджанское общество перед внешней угрозой и отвлечь внимание азербайджанцев от проблем внутри страны, в том числе и с правами человека. Так, на минувшей неделе была приговорена к семи с половиной годам тюрьмы азербайджанская журналистка Хадиджа Исмайлова, известная своими расследованиями бизнес-схем президентской семьи Алиевых.

С другой стороны, полагает Степан Григорян, "азербайджанская сторона хочет сказать Еревану, что ее терпение на исходе, и Армения должна принять ультиматум и отдать территории вокруг Нагорного Карабаха. Этот шаг Азербайджана трудно назвать "попыткой подтолкнуть к переговорам" армянскую сторону, а более правильно назвать - "шантажом".

В том, что за воинственными месседжами помощника Ильхама Алиева стоит попытка Баку "расшевелить" переговоры по нагорнокарабахской проблеме, согласна и азербайджанский политолог Лейла Алиева. "Это демонстрация прямой зависимости осложнения ситуации от провала или отсутствия прогресса в переговорном процессе. Это возложение ответственности на посредников и, конечно же, желание их "подстегнуть", - сказала она в комментарии для ZN.UA.

По мнению азербайджанского политолога, подобные заявления - это стремление усилить позиции Азербайджана и оказать давление на Армению, поскольку "прекращение огня было достигнуто в ситуации асимметрии - оккупации азербайджанских территорий. Но никто из посредников в переговорном процессе не пытается это как-то компенсировать. Например, путем давления на Армению".

Переговоры по урегулированию нагорнокарабахской проблемы уже давно зашли в тупик. Армяне и азербайджанцы обвиняют друг друга в нежелании идти на уступки. Камнем преткновения в переговорах по Нагорному Карабаху является статус данного региона. Если в Баку говорят о территориальной целостности Азербайджана, то в Ереване - о праве наций на самоопределение. "Азербайджан никогда не согласится с потерей своих земель", - в очередной раз повторил официальную позицию Баку Али Гасанов.

Армяне же обвиняют азербайджанцев в том, что те хотят "выдернуть" из "мадридских принципов" выгодные им этапы решения, не обращая внимания на другие. Например, о проведении референдума в Нагорном Карабахе по окончательному определению его статуса. "Последние три года Азербайджан только выдвигает требования и ставит ультиматумы", - говорит С.Григорян. Впрочем, отмечает политолог, и в Армении сегодня сильны позиции тех, кто заинтересован не в прогрессе на переговорах, а в сохранении статус-кво.

Во всей этой непростой ситуации крайне важно, как поведет себя Россия. Интерес Кремля к нагорнокарабахской проблеме далеко не альтруистический. Заключив "стратегический союз" с Ереваном и поддерживая "стратегическое партнерство" с Баку, Москва при этом продает оружие обеим сторонам конфликта. "Россия заинтересована в тлеющем, неразрешенном конфликте, чтобы она могла контролировать обе страны и манипулировать обострением ситуации в любое удобное для нее время, вплоть до возобновления военных действий", - считает Л.Алиева.

С этой точкой зрения азербайджанского эксперта согласны и ее армянские коллеги. "Кремль заинтересован в сохранении конфликта в замороженном состоянии. Именно его нерешенность позволяет России удерживать в своей орбите Армению и, частично, Азербайджан", - полагает С.Григорян. К тому же, периодический всплеск насилия на армяно-азербайджанской линии противостояния в Нагорном Карабахе способствует отвлечению внимания Запада от событий на Востоке Украины.

Как сообщил ZN.UA Давид Шахназарян, в начале июня, во время визита Владимира Путина в Баку, была достигнута тайная договоренность, что Азербайджан может начать ограниченные военные действия в Нагорном Карабахе. Но в последние месяцы Вашингтон активизировал свои дипломатические усилия в регионе и сделал все, чтобы не допустить начала "горячей фазы". По мнению Д.Шахназаряна, России не остается ничего другого, как согласиться с условиями Соединенных Штатов.

"Переговорный процесс по нагорнокарабахскому урегулированию усилиями США в Минской группе ОБСЕ вступил в более активный этап. В вопросе обеспечения стабильности на Южном Кавказе Соединенным Штатам удалось получить официальное согласие России на совместные действия, предложив сотрудничество по контролю над линией соприкосновения между сторонами нагорнокарабахского конфликта. Хотя не думаю, что в ближайшее время в переговорах будет зафиксирован серьезный прогресс", - считает Д.Шахназарян.

Как и армянские, так и многие западные эксперты полагают, что безопасность и стабильность на Южном Кавказе, перспективы энергетических проектов ЕС зависят от того, как будут развиваться отношения России и Азербайджана. И потому на минувшей неделе так внимательно следили за неожиданным визитом Сергея Лаврова в Баку, в ходе которого тот обсудил с Ильхамом Алиевым нагорнокарабахскую проблему. Эти переговоры могли определить будущее как Нагорного Карабаха, так и всего Южного Кавказа. Но, судя по всему, пока у российской дипломатии нет предложений, которые могли бы устроить и Баку, и Ереван.