UA / RU
Поддержать ZN.ua

Шаг к выходу из "вакуума безопасности"

Заметки накануне саммита НАТО. Если Украина ставит перед собой цель быть активной частью системы безопасности в Европе, необходимо уже сегодня заявить партнерам, на какое место в этой системе она в дальнейшем будет претендовать.

Автор: Галина Яворская

За месяц до саммита НАТО в Уэльсе Киев посетил генеральный секретарь альянса Андерс Фог Расмуссен. Этот визит четко показал - в ситуации российской агрессии против нашей страны Организация Североатлантического договора стоит на стороне Украины, решительно поддерживая ее суверенитет и территориальную целостность, жестко предостерегая РФ от попыток военного вторжения под видом миротворческих миссий или гуманитарного конвоя.

Нынешняя солидаризация НАТО с Украиной вполне понятна, поскольку агрессию РФ рассматривают не как локальный конфликт, а как вызов безопасности в Европе и в мире. Сбитый пассажирский самолет MH17 стал трагическим подтверждением, что конфликт на территории Украины перерос локальные рамки. Только одна деталь: среди 298 погибших людей разных национальностей было 193 гражданина Нидерландов. Такое количество человеческих жертв для этой страны - члена НАТО соизмеримо с количеством жертв террористической атаки 11 сентября для Соединенных Штатов. Удар по самолету стал также ударом по глобальным транспортным соединениям, безопасность которых является одним из краеугольных камней современного миропорядка.

НАТО вынуждено действовать активно, ибо способность противостоять российской агрессии - проверка на действенность и жизнеспособность альянса в современных условиях. По сути для Организации, равно как для Украины, вопрос стоит ребром - либо заставить агрессора отступить, либо поставить под вопрос свое дальнейшее существование. Украина должна защитить свой суверенитет, а НАТО должно подтвердить свою надежность и способность защитить мир в Европе. Между Украиной и альянсом возникла новая сфера общих интересов, новые основания для сотрудничества, имеющие жизненно важный характер для обеих сторон.

Во время визита в Киев Андерс Фог Расмуссен подтвердил, что "двери НАТО" для нашей страны остаются открытыми, вспомнив об уважении к любому решению Украины - будь то сохранения внеблокового статуса или его отмены. Однако любое окно возможностей существует не вечно. Напоминание об открытых дверях НАТО в годину, когда Украина столкнулась с самыми драматичными последствиями пребывания в "вакууме безопасности", - это одновременно и напоминание о необходимости наконец определиться, воспользуемся ли мы этими открытыми дверьми к членству в альянсе или нет.

Будущая система европейской и трансатлантической безопасности - при любых условиях и при создании каких-либо новых конфигураций - будет строиться на базе существующих структур. И роль НАТО будет оставаться здесь ключевой. Если Украина ставит перед собой цель быть активной частью системы безопасности в Европе, необходимо уже сегодня заявить партнерам, на какое место в этой системе она в дальнейшем будет претендовать. Следующий саммит НАТО в Уэльсе предоставляет для этого хорошую возможность.

Главным вопросом повестки дня саммита будет вопрос Украины в связи с агрессией России. Он будет рассматриваться в широком контексте, начиная с принципов коллективной обороны для территориальной защиты всех стран - членов НАТО и заканчивая реализацией принципов общей безопасности в трансатлантическом пространстве.

Накануне саммита руководство альянса зафиксировало, что международная среда стала непредсказуемой и определила регионы наибольшей напряженности, окружившие фактически трансатлантическое сообщество. Это "дуга нестабильности", пролегающая от Ближнего Востока до Северной Африки и Сахели, очаги напряженности и территориальные споры в Азии, и Восточная Европа, превратившаяся в территорию нестабильности и угроз вследствие незаконных и нелегитимных действий России, которые подорвали систему международных отношений.

НАТО оказалось перед необходимостью выработки долгосрочной стратегии относительно РФ, которая уже не рассматривается как стратегический партнер альянса, а выступает в роли противника. Из этого вытекают дальновидные последствия как для общего расклада сил в регионе и мире, так и для будущей деятельности военно-политической организации.

Следует признать, что НАТО, как и все международное сообщество, оказалось неподготовленным к действиям России, направленным против Украины. Самым опасным является то, что окончательные намерения Кремля до сих пор остаются неясными. А без этого невозможно выработать ни тактику, ни стратегию противостояния. Представители НАТО вынуждены признать, что перераспределение сфер влияния на постсоветском пространстве, которого якобы добивалась Россия, вряд ли является целью действий РФ. Следствия подрыва ею системы мирового порядка куда масштабнее. Соответственно заявления РФ о несогласии с расширением НАТО на восток, протесты против членства в альянсе Украины и Грузии также следовало бы переосмыслить - если Россия, опираясь на статус ядерной державы, желает глобального реванша, то усиление нейтралитета Украины, которого она требует, ничего не решает и отнюдь не способно удовлетворить аппетиты нового агрессора.

Действия России относительно Украины вывели на поверхность недостаточную военную обеспеченность стран - членов НАТО в регионе Центрально-Восточной Европы. За исключением Эстонии и Польши (у последней одна из самых способных армий в Европе), другие страны региона в условиях экономического кризиса значительно уменьшили расходы на оборону (средняя цифра по региону составляет 1,1% ВВП, при установленном пороге в 2%). Таким образом, в случае необходимости введения в действие гарантий по ст. 5 Вашингтонского договора (о коллективной обороне), эти страны не обеспечены достаточными милитарными возможностями.

В общем, по мнению командующего силами НАТО в Европе генерала Филипа Бридлава, размещение сил альянса, система базирования и планирования боевых действий сейчас не отвечают современным угрозам и уже не обеспечивают эффекта сдерживания, не говоря уже о необходимой оперативной готовности. Поэтому в рамках подготовки к саммиту в Уэльсе НАТО готовит План действий о готовности альянса (Alliance Readiness Action Plan) для того, чтобы действовать эффективно и быстро там и тогда, когда в этом возникнет необходимость.

Специфика "гибридной войны", которую ведет РФ против Украины, требует действий в ответ в нескольких измерениях - военном, информационном, экономическом и т.п. Отдельное направление представляет вопрос общественной поддержки действий альянса. Агрессия России против Украины показала, что в странах - членах НАТО эта поддержка крайне слаба. Когда события Второй мировой войны и холодной войны отодвинулись во времени, люди в странах Западного мира все меньше осознают важность проблем национальной безопасности и обороны, отдавая приоритет внутренним социальным вопросам. Однако без надлежащей внутренней общественной поддержки члены НАТО не смогут принимать неотложные политические решения, в частности и решения о ведении в действие статьи о коллективной обороне в случае необходимости. Тем временем реальная готовность к такому решению для будущей судьбы альянса является ключевой.

Как оказалось, вопрос общественной (не) поддержки НАТО представляет не исключительно внутреннюю украинскую проблему, которая, не будучи своевременно решенной, стала одним из ключевых негативных факторов для фактического и юридического закрепления внеблоковости и, соответственно, создания вакуума безопасности для нашей страны.

Накануне саммита НАТО эксперты рекомендуют учесть негативный опыт Украины в этом вопросе, когда противник широко использует антинатовский публичный дискурс для того, чтобы проводить с его помощью свои политические, дипломатические и даже военные действия. Альянс нуждается в мерах, направленных на изменение этой ситуации. По мнению британских экспертов, "общественная поддержка становится все более мощным оружием в государственном и институционном арсенале, а НАТО и его члены пока что проигрывают эту битву".

На саммите будут рассмотрены отношения НАТО со странами-партнерами, а также вопрос принятия новых членов. Однако сейчас обсуждение проблемы Украины в этом контексте не предусматривается или предусматривается ограниченно. В контексте Концепции 2010 г. альянс планирует дальнейшее развитие отношений с некоторыми странами-партнерами, такими как Финляндия, Швеция, Австралия, которые "разделяют принципы трансатлантического сообщества и уже продемонстрировали свою заинтересованность и высокий военный опыт для участия в более тесном взаимодействии в системе коллективной безопасности вне членства" в НАТО. Что касается всех других партнеров (к которым принадлежит и Украина) - для них будут предусматриваться меры в развитии оборонительного потенциала, проведение учений и обмен разведывательными данными, возможность этого будет рассматриваться для каждого случая отдельно.

Вопрос приема новых членов остается одним из самых чувствительных. Общий принцип декларируется как неизменный - двери НАТО открыты для всех европейских демократических государств, разделяющих ценности альянса. Однако ударение делается на полноценной ответственности и обязанностях потенциальных членов, на их возможности внести вклад в коллективную безопасность. Все нынешние члены альянса должны прийти к согласию относительно распространения на новые страны-члены принципа коллективной обороны и проявить "соответствующую волю и желание". Учитывая то, что решение в НАТО принимают консенсусом, вероятность этого незначительная, даже для стран, уже имеющих План действий относительно членства или принимающих участие в процессе работы в Интенсифицированном диалоге (хотя процесс работы с ними будет продолжаться).

Не исключено, что принцип консенсуса будет на саммите предметом обсуждения, поскольку он тормозит эффективность действий в условиях необходимости быстрого принятия решений. В контексте инвестирования стран-членов в НАТО, которое на сегодняшний день является неравномерным и довольно часто недостаточным, процедура принятия решений консенсусом может быть переосмыслена как уже не отвечающая принципу справедливости. Это вряд ли способно привести к изменению процедуры, но может быть использовано в дальнейшем как инструмент морального давления против стран, попытающихся безответственно применить право вето.

Процесс подготовки к саммиту свидетельствует, что украинский вопрос, вопреки его чрезвычайной важности и солидарному осуждению членами НАТО действий России, рассматривается почти исключительно в контексте подрыва безопасности в Европе и мире. При этом собственная позиция и нужды Украины как субъекта системы международной безопасности остаются за кадром. Из-за этого возникает необходимость с помощью дипломатических средств, а также формальных и неформальных каналов сотрудничества с альянсом представить на саммите собственно украинский взгляд как непосредственного участника событий в европейской среде безопасности.

Учитывая, что саммит фокусируется на будущем альянса, Украине надлежит представить в его рамках четкую позицию относительно своего места в системе региональной безопасности включительно с декларированием позиции о возможности будущего членства. В будущей конфигурации НАТО уже сейчас должно быть обозначено место Украины. В последние два месяца в ходе проведения АТО Украина доказала, что у нее боеспособная армия, и она может успешно противостоять военному агрессору. Это создает новые основания для обсуждения дальнейших шагов нашего государства в направлении выхода из ситуации "вакуума безопасности". Перспектива создания новой "буферной зоны", к которой подталкивают требования РФ относительно закрепления нейтралитета Украины, не отвечает ни национальным интересам Украины, ни задаче создания новейшей системы безопасности на континенте.

Украине необходимо использовать все без исключения возможности сотрудничества, предусмотренные для стран-партнеров и в пределах существующих форматов отношений. Особое внимание следует уделить возможностям секторального сотрудничества с отдельными членами НАТО и взаимодействия с такими структурами, как "Вишеградская четверка" и "Веймарский треугольник". Вопрос двустороннего соглашения с США относительно статуса для Украины "основного союзника вне НАТО" должен прорабатываться, но не за счет вывода вопроса членства в альянсе на задний план.

Опция членства в НАТО должна остаться для Украины открытой, и это должно быть доведено к сведению партнеров. Рост общественной поддержки НАТО в Украине является весомым аргументом "за" перспективу членства, особенно на фоне необходимости активизации пронатовского публичного дискурса в самих странах - членах альянса.

Опасения раздразнить Россию все еще существуют. Однако - и это уже доказанный факт - для РФ "красной линией" на самом деле оказалось не возможное вступление Украины в НАТО или ЕС. Красной линией стал сам факт существования суверенной Украины, самостоятельно выбирающей внешнеполитическую линию и внутреннее направление своего развития.