UA / RU
Поддержать ZN.ua

Секреты иорданского короля

Абдалла II начал реформы, чтобы упредить революцию

Автор: Алексей Коваль

Неожиданное предложение посетить Иорданию за несколько дней до католического Рождества обрадовало. Правда, несколько тревожило то, что в Амман, возможно, придется лететь через Сирию. В ситуации, когда Дамаск не контролирует территорию страны, а сирийские повстанцы грозят сбивать пассажирские самолеты, это выглядело небезопасным. Но желание увидеть страну, в которой находится одно из чудес света - город Петра, - пересиливало опасения. Не отпугивало и то, что даже в самой иорданской столице незадолго до запланированной поездки произошли массовые волнения: минувшей осенью на улицах Аммана зазвучали призывы к свержению короля Абдаллы II.

Поводом к прошлогодним акциям протеста в Хашимитском королевстве стал резкий рост цен на энергоносители. В ночь на 14 ноября бензин подорожал на 14%, сжиженный газ - наполовину. Для страны, где 15% населения - безработные, а доход 14-17% иорданцев, живущих у черты бедности, не превышает 300 долл. в месяц, это оказалось серьезным ударом. Иордания до сих пор не оправилась от шока.

Правительство же, приняв на себя удар народного гнева, всего лишь выполняло свое обязательство перед МВФ - сократить бюджетный дефицит. Эта мера должна помочь стране преодолеть трудности, возникшие в результате мирового экономического кризиса и роста политической нестабильности в регионе. Но и до событий последних лет экономическая и социальная ситуация в Иордании была не из простых. За пределами столицы, в пустынных районах страны, населенных бедуинами, особенно остро ощущается нехватка водных ресурсов: на дорогах королевства часто встречаются огромные автоцистерны, перевозящие воду. Ее дефицит, равно как и нехватка земли под ведение сельскохозяйственных работ, - причина того, что Иордания не может обеспечить себя продовольствием, поэтому вынуждена его импортировать.

Да и с энергоносителями королевство испытывает сложности: страна не имеет энергетических ресурсов и зависит от импортных поставок. Газ поступает из неспокойного Египта, нефть - из нестабильного Ирака. Отчисления за импорт энергоносителей достигают примерно 20% ВВП Иордании.

Именно рост цен на нефть и газ заставил иорданские власти на 2% урезать госрасходы на 2013 год в бюджете, который в целом составляет 10,5 млрд. долл. При этом почти 1 млрд. долл. в его доходной части - гранты зарубежных стран. Экономика, безусловно, - главная головная боль монарха и его правительства. Тем более что под влиянием революций в других арабских странах экономические требования оппозиции быстро трансформировались в политические лозунги.

Особенность Иордании в том, что здесь в полной мере представлены все те силы, которые в арабском мире движут процессами кардинальных перемен. В этом королевстве есть мусульмане и христиане, исламисты и националисты, монархисты и республиканцы. Арабы, смирившиеся с существованием Израиля, и палестинские беженцы, которые никогда этого не сделают. Преуспевающие бизнесмены и бедняки, едва сводящие концы с концами. В этой ситуации первейшая задача монарха - не допустить социальных и политических катаклизмов, способных разрушить страну.

А это очень трудно, учитывая, что в стране активизировались исламисты из Фронта исламского действия, фактически являющегося иорданским филиалом "братьев-мусульман". Они требуют от иорданских властей активнее проводить реформы, решительнее бороться с коррупцией, предоставить право голоса на выборах палестинским беженцам, среди которых большая часть - их сторонники.

А в последнее время исламисты также пытаются оказывать силовое и психологическое давление, устраивая митинги и демонстрации (правда, немногочисленные). Но у арабских шейхов и королей, видимо, есть какой-то особый секрет выживания, поскольку именно монархические режимы в Северной Африке и на Ближнем Востоке пока наиболее успешно сопротивляются вирусу арабских революций, от которого нет спасения "демократически" избранным президентам в соседних странах.

Вот и король Иордании, реагируя на массовые волнения, минувшей осенью принял решение отправить в отставку кабинет Фаиза ат-Тарауны, распустить парламент и 23 января 2013 г. провести в стране досрочные выборы. Они могут стать ключевым элементом в политической реформе, направленной на сохранение стабильности в этом не самом богатом королевстве Ближнего Востока.

В рамках новейшей кампании реформ, именуемой в стране строительством "системы национальной целостности", король Абдалла II выступил со специальным посланием к нынешнему премьер-министру Абдалле ан-Нуссуру. Он призвал главу кабинета приложить максимум усилий, чтобы народ увидел реальные результаты борьбы с коррупцией, стал доверять властным институтам.

В рамках предвыборной кампании монарх демонстрировал стремление мобилизовать все общество для строительства новой системы. В этой связи знаковым событием для королевства стало то, что после парламентских выборов впервые новый парламент, а не король назначит премьер-министра. Более того, депутатам, которых пригласят войти в новый кабинет, будет позволено совмещать законодательную деятельность с работой на министерских должностях.

В новый парламент (теперь уже состоящий из 150-ти депутатов) будут избраны законодатели не только от регионов и отдельных племен: 27 мандатов зарезервированы для общенациональных кандидатов, идущих на выборы своими списками, 15 мест в новом парламенте будут отданы женщинам. На эти кресла уже претендуют более 213-ти кандидаток.

Всего же ЦИК зарегистрировал более 1500-т кандидатов. Процесс реформ обещает быть долгим. Но если они получат продолжение, Хашимитское королевство может превратиться в современное государство, где правительство будет подотчетно парламенту и подконтрольно гражданам.

Но исламистов не устраивают эти реформы. Они полагают: при нынешней системе голосования преимущество, как и прежде, получит промонархическое кланово-племенное большинство, а массивное вливание капитала и подкуп избирателей способны похоронить идею со списками. Поэтому сегодня оппозиционеры решили бойкотировать предстоящие выборы. Несмотря на возрастающую активность исламистов, иорданскому монарху пока удается обеспечивать стабильность в государстве - во многом благодаря армии и спецслужбам, основу которых составляют бедуины и выходцы с Кавказа.

Однако пример Сирии демонстрирует, что силовые структуры не могут гарантировать спокойствие правителю, утратившему поддержку своего народа. Но в отличие от Дамаска, Амман активно кредитуют Европейский Союз, Соединенные Штаты, страны Персидского залива. Там хорошо осознают, что без внешних заимствований стабильность в Иордании будет под угрозой.

Один из основных спонсоров - Эр-Рияд: саудиты, встревоженные последствиями "арабской весны", в последнее время стали заигрывать с Амманом. Так, благодаря Саудовской Аравии, играющей ведущую роль в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива, в 2011 году Иордания стала членом этой организации. Любопытно, что до этого Совет целых 15 лет игнорировал заявку Хашимитского королевства. Учитывая, что приглашение присоединиться к организации получило и Марокко, эксперты по Ближнему Востоку уверены: арабские монархии хотят совместными усилиями противостоять процессам, толчок которым дала "арабская весна", и сохранить в регионе некий статус-кво.

Впрочем, хочется надеяться, что Иордания все же будет следовать путем реформ. Во всяком случае, в это верят в мэрии города Акаба, расположенном на берегу Красного моря. Там местный чиновник убеждал, что через несколько лет город превратится в деловой и туристический центр, который составит конкуренцию израильскому Эйлату. А чтобы в Акабу пошли иностранные инвестиции, иорданские власти создали здесь специальную экономическую зону, всячески поощряя работу иностранных компаний и бизнесменов.

Тем более что Иордания имеет серьезный туристический потенциал - Петру, Мертвое море, пустыню Вади Рам, средневековые замки крестоносцев, реку Иордан. "Мы сейчас продвигаем Иорданию как страну для "нишевого" туризма - туризма не массового, а по определенным направлениям. Мы стремимся, чтобы в Иорданию приезжали люди, желающие получить определенный туристический набор по своему выбору за определенную цену", - сказал ZN.UA министр туризма и древностей Иордании Наиф аль-Фаиз.

Революции и последовавшая за ними нестабильность в популярных среди туристов Египте, Тунисе, Сирии привели к переключению внимания туроператоров на Иорданию. Только украинцев в прошлом году сюда приехало на 10% больше, чем годом ранее. За первую половину 2012 года доходы Иордании от туризма выросли сразу на 22% - до 3,3 млрд. долл. Правда, как признался министр, события в регионе также негативно влияют и на Иорданию - за бурными событиями на Ближнем Востоке этот островок стабильности просто незаметен. Никто не замечает, что все происходящее здесь - это выборы и реформы, но не революция.