UA / RU
Поддержать ZN.ua

Польша и Евромайдан: в поисках новой стратегии

Польша однозначно поддерживает европейские устремления украинцев и призывает Киев воздержаться от силовых решений. Такую декларацию принял единогласно польский Сейм, и под этими словами может подписаться также большинство общества. Проблема начинается, когда разговор сводится к деталям.

Автор: Якуб Логинов

Глядя на реакцию польских политиков и обычных поляков на события в Украине, чувствую дежавю. Ситуация напоминает то, как Польша отреагировала на помаранчевую революцию девять лет назад. Украина стала однозначно темой номер один во внутренней политике - причем до такой степени, что на этом фоне почти никто не обратил внимания на важное голосование об отмене пенсионной реформы. Однако, в отличие от 2004-го, в этот раз польские политики не выступают в украинском вопросе как одна команда, хотя есть попытки внешне делать такой вид. Вопрос, как Польша должна отреагировать на события на Майдане, уже стал поводом для серьезных споров между властью и оппозицией. Вместе с тем президент срочно созвал Совет национальной безопасности, что, впрочем, не принесло желаемых результатов - Варшава нервно разрабатывает стратегию действий, однако пока не имеет четкого плана.

Три подхода
к украинскому вопросу

Одно не вызывает сомнения - Польша однозначно поддерживает европейские устремления украинцев и призывает Киев воздержаться от силовых решений. Такую декларацию принял единогласно польский Сейм, и под этими словами может подписаться также большинство общества. Проблема начинается, когда разговор сводится к деталям. Здесь политики разделились на три лагеря, между которыми ведутся порой довольно острые споры.

Первая группа - это политики оппозиции, обвиняющие власть в отсутствии четкого плана действий относительно Украины и призывающие к более решительной поддержке Евромайдана. К ней можно отнести, прежде всего, Ярослава Качиньского, остро раскритиковавшего по возвращении из Киева министра иностранных дел и премьера за их выжидательную позицию. "Сейчас министр Сикорский должен быть там, где был я, то есть на киевском Майдане. Власть потерпела поражение в украинском вопросе", - сказал Качиньский, вызвав этим раздражение у представителей правительства.

Однако упреки о нехватке стратегии, хотя и не такие радикальные, звучат и со стороны других лидеров оппозиции, в частности, от лидера социалистов Лешека Миллера и в меньшей степени - от Януша Паликота ("Твуй Рух") и евродепутата Павла Коваля. Эти политики обращают внимание на необходимость сформировать для Украины некий "экономический пакет", чтобы таким образом убедить Януковича подписать Ассоциацию. "Это может звучать некорректно, но я помню свои переговоры с ЕС о вступлении, и мы тогда боролись за каждое евро, за каждую тонну зерна или мяса. Потеря русских рынков Украиной - это объективный факт, и мы не можем делать вид, будто проблемы не существует. ЕС - это не только большие идеи, но и деньги, и потому мы сейчас должны собрать парламент и обсудить, готова ли Польша отказаться от части своих дотаций и передать их Украине, если ситуация до этого дозреет", - говорил на Польском телевидении бывший премьер Лешек Миллер.

Большинство влиятельных политиков правящей Гражданской платформы, вместе с Туском и Сикорским, придерживаются противоположной точки зрения. То есть никаких дополнительных денег для Украины - и лучше выжидательная позиция без открытой поддержки Евромайдана. Хотите - подписывайте, предложение и в дальнейшем актуально, мы это приветствуем, но решение принадлежит исключительно Януковичу и Азарову.

Притом Туск, Сикорский и их соратники крайне осторожно воспринимают Евромайдан и намекают, что оппозиции не следует требовать отставки правительства и внеочередных выборов. По мнению премьера и министра иностранных дел, партнером для диалога является легальная власть Украины, и политики оппозиции должны лучше добиваться от нее подписания Соглашения об ассоциации, а не менять характер протестов с проевропейского на антивластный. По мнению польского премьера и шефа дипломатии, пока Украина не проведет реформы, дополнительных денег нет смысла давать, поскольку это ничего не даст - деньги разворуют. По словам Сикорского, предложение ЕС весьма удобно для Украины, и Брюссель не должен затевать игру с Москвой "кто даст больше", ведь Путин все равно поднимет ставку и предложит Януковичу то, чего Европа дать не может - личные выгоды.

На этом фоне наименее заметной является третья группа, к которой можно отнести, прежде всего, менее известных парламентариев и евродепутатов из воеводств, граничащих с Украиной. Эти политики обращают внимание на то, что в сложившейся ситуации Польша должна, прежде всего, интенсифицировать сотрудничество с Украиной в мелких проектах, таких как открытие новых пешеходных переходов на границе или стипендии для украинских студентов. Представителями такой неформальной команды является Марек Познанский ("Твуй Рух", руководитель Люблинской парламентской группы) и Эльжбета Лукациевская (евродепутат Платформы из Подкарпатья). Но о них - дальше.

Конфликт Сикорский-Качиньский

Острая критика, высказанная Ярославом Качинським в адрес Сикорского и Туска, стала уже поводом для очередного конфликта между двумя крупнейшими партиями. В ответ на упреки Качиньского министр Сикорский написал в Твиттере: "Ожидаю от политиков ПиС четкой декларации, сколько польских миллиардов они хотят направить в коррумпированную экономику Украины, чтобы перекупить президента Януковича". Недипломатичная форма этого сообщения возмутила политиков не только ПиС, но и левых партий - на Фейсбуке появилась даже инициатива "Требуем отставки Сикорского" (Sikorski do dymisji), с которой выступили молодые активисты, связанные с экологическим движением.

"Радек Сикорский имеет право думать так об Украине, а министр Сикорский не имеет права так писать", - прокомментировал этот пост Лешек Миллер. По мнению бывшего премьера, этот tweet был недипломатичным, и подобные слова ограничивают возможности переговоров с Януковичем - а разговаривать все же придется.

Критики обращают также внимание на факт неулаженных визовых скандалов в польских консульствах в Украине, Беларуси и Азии, о которых ZN.UA писало несколько недель назад, и о которых широко сообщала польская печать. Дескать, коррупция в Украине - дело известное, но министр, поддерживающий странные визовые скандалы в своем ведомстве, - последнее лицо, которое имеет моральное право говорить о коррупции у соседей.

Конфликт между Сикорским и Качиньским касался также вопроса, должен ли польский министр поехать в Киев. Качиньский по возвращении из украинской столицы добивался, чтобы Радослав Сикорский (а возможно, и премьер Туск) немедленно выехал на Майдан. "То, что может себе позволить лидер оппозиции или даже депутат от провластной партии, я, как министр, не могу себе позволить. Я не имею права прямо поддерживать митингующих, это было бы вмешательством во внутренние дела суверенного государства", - ответил на это Сикорский. Выезд Качиньского в Киев критикуют также политики партии "Твуй Рух" (партии Януша Паликота). "Это был популизм, Качиньский просто делает себе пиар. Украинцев на Майдане не нужно убеждать, вместо этого надо говорить с Брюсселем, Германией, а там Качиньский не имеет никаких контактов", - объяснял Паликот. Притом комментаторы обращали внимание и на то, что Качиньский, являющийся, скорее, евроскептиком, в Киеве превратился в евроинтегратора. "Меня это весьма радует", - прокомментировал этот факт Дональд Туск.

Создать план для Украины

Сегодня кажется, что польское руководство не ожидало такого развития событий, и действительно у него нет подготовленной стратегии действий. Но такого плана нет и у оппозиции, использующей, по-видимому, ситуацию для собственного пиара. Польские политики практически всех партий прибывают в Киев со словами поддержки Евромайдана, однако сегодня, кроме теплых слов, нет конкретных предложений, что же делать дальше.

С целью создания официального плана действий был созван Совет национальной безопасности под руководством президента Коморовского, который традиционно считается более активным в "украинском вопросе", чем премьер Туск. Президент пригласил туда всех лидеров парламентских фракций, однако и здесь не обошлось без внутренних конфликтов: приглашением не воспользовался Ярослав Качиньский. Дескать, Совет нацбезопасности ничего не значит, да и в целом Коморовский - не партнер для диалога. Вместе с тем видно, что в таких условиях инициативу на себя берут два других лидера оппозиции, представители левых - Лешек Миллер и Януш Паликот.

Что интересно, Паликот - единственный политик, обращающий внимание на равнодушие ЕС относительно давления, шантажа и коррупции со стороны Москвы. По мнению лидера партии "Твуй Рух", ЕС должен ответить санкциями против режима Путина, поскольку именно здесь находится источник нынешнего кризиса. А со стороны общественных организаций в Польше все громче звучит предложение - бойкот Олимпийских игр в Сочи.

Польские политики также наперегонки предлагают отмену виз для украинцев, что было бы формой поддержки Майдана. Такое заявление сделали, в частности, Павел Коваль и бывший министр юстиции Ярослав Говин, к этому призывает и влиятельная газета "Жечпосполита". Но такие заявления являются, скорее, популизмом, ведь если бы Польша действительно хотела визовой либерализации, то, прежде чем добиваться отмены виз, следовало бы навести порядок в польских консульствах и начать выдавать, наконец, пятилетние визы украинцам.

Конкретные проекты

У Евромайдана и Майдана-2004 есть определенная общая черта: искренняя поддержка польского общества. В польских городах (Краков, Варшава, Познань, Ольштын) проходят местные Евромайданы, организованные польскими украинцами и студентами украинистики и украинской филологии. К этим демонстрациям присоединяются и обычные поляки, демонстрирующие, кроме этого, солидарность с украинцами в соцсетях. Вследствие спонтанной акции на Фейсбуке варшавский Дворец культуры подсвечивался в цветах украинского флага, подобные инициативы проводятся и в других городах.

Украина уже вторую неделю является темой номер один почти всех новостей. Этим, в конце концов, воспользовалось правительство, сумевшее в такой атмосфере без мощных протестов провести парламентские дебаты относительно отмены (официально - ограничения) пенсионной реформы, проведенной в 1999 г. Лешеком Бальцеровичем. В других обстоятельствах фактическая ликвидация системы открытых пенсионных фондов и передача сбережений в государственный фонд вызвала бы большой резонанс и волну критики. Но ситуация в Украине настолько доминирует в медийном пространстве, что пенсионная реформа отошла на задний план, следовательно, правительство относительно легко проталкивает эти контрверсионные изменения.

В тени сообщений и комментариев о Евромайдане почти незамеченным прошло давно ожидаемое открытие нового пункта пропуска Будомеж-Грушив на польско-украинской границе. А это весьма знаковое событие, поскольку в последний раз новый пункт пропуска открывали в далеком 2002 г. (Кросценко-Смильница). Церемония была спланирована заранее, и ожидалось, что туда приедут президенты Польши и Украины, но по понятным причинам этого так и не произошло.

О пунктах пропуска говорим в этом контексте не случайно, ведь большая часть польских политиков именно здесь ищет пути для "наступления" в польско-украинских отношениях. Мотивация приблизительно такая: в сложившейся ситуации Польша обязательно должна представить некий "пакет предложений", подтверждающий, что Варшава серьезно относится к европейским амбициям украинцев. Дескать, вместо ссор, кто больше поддерживает Евромайдан, как это делают Качиньский с Сикорским, давайте сделаем что-то конкретное. Здесь и сейчас. А поскольку возможностей в действительности немного, остается последовательно осуществлять мелкие проекты, которые независимо от результата Евромайдана будут служить сближению Украины и Польши.

Итак, в то время как партийные лидеры наперегонки летают в Киев, менее известные депутаты продолжают лоббировать открытие пешеходных пунктов пропуска или решение визовых проблем в польских консульствах. Наиболее последовательно это делает лидер Люблинской парламентской группы Марек Познанский, а также евродепутат Эльжбета Лукациевская. Со стороны политиков из пограничных воеводств звучат также призывы создать для Украины программу PHARE-2 - наподобие открытой в 1989 г. ЕСовской программы, по которой в Польше и Венгрии строили инфраструктуру: дороги, вокзалы, канализацию в селах и термомодернизацию зданий. Именно эта программа в большей степени помогла полякам в модернизации и успешной евроинтеграции - так что такой механизм надо создать теперь для западных областей Украины. В ситуации, когда политики-лидеры безуспешно ищут хоть какой-то успех в "украинском вопросе" и заявляют о формировании "пакета конкретных предложений для Украины", мелкие проекты в исполнении рядовых депутатов из Люблинщины и Подкарпатья могут оказаться чрезвычайно нужными, а их авторы благодаря им могут усилить свою позицию в парламенте и партии.