UA / RU
Поддержать ZN.ua

Политический "покер" вокруг ассоциации ЕС—Украина

Если президент Янукович отпустит Юлию Тимошенко в Германию без каких-либо условий, Соглашение об ассоциации, вне всякого сомнения, будет подписано 28–29 ноября 2013 г. главами всех 28 государств и правительств ЕС.

Автор: Винфрид Шнайдер-Детерс

Берлин и нерешенная "проблема Тимошенко"

Решение о подписании или не подписании Соглашения об ассоциации с Украиной главами государств и правительств 28 стран - членов Европейского Союза в Вильнюсе зависит не от канцлера Германии, как полагают некоторые. Соперником президента Украины в политическом "покере", где ставка - судьба ассоциации, является не Ангела Меркель, а весь Европейский Союз, для которого поиск решения - это сложный процесс. Неизменный принцип немецкой "европейской политики" при принятии назревших решений состоит не в том, чтобы бросить на чашу весов все экономическое влияние Германии, а достигнуть полного взаимного согласия. К тому же, отличительной особенностью персонального стиля Ангелы Меркель является тактика выжидания в конфликтных ситуациях до тех пор, пока не сформируется политический "мейнстрим", чтобы затем плыть по его течению. Ее политическая гибкость в прошлом достаточно часто приводила в замешательство ее собственную партию. Ныне Ангела Меркель осуществляет "прагматическую" внешнюю политику - с обращением, в отдельных случаях, к внешней политике, "базирующейся на ценностях", которой она придерживалась в течение первого срока своего пребывания в должности.

В настоящее время в немецком отношении к Восточной Европе преобладает тон морализаторства. В политике Берлина относительно Украины все более заметно дает о себе знать новый "российский фактор": повальная критика России президента Путина (Russia bashing), ставшая "мейнстримом" в средствах массовой информации Германии и в правящей христианско-демократической партии, налагает свой отпечаток и на оценку Украины президента Януковича - обобщением словом "путинизация". Но канцлер Ангела Меркель досадует в связи с откатом демократии в Украине, а ее призыв к президенту Януковичу освободить Юлию Тимошенко находит желаемый позитивный отклик в СМИ и в ее партии. С другой стороны, подписание Соглашения об ассоциации отвечает интересам немецкой экономики, которые госпожа Меркель научилась принимать в расчет. В основном же немецкая политика в отношении Украины лишена цели: у канцлера Германии, как и у других глав государств и правительств Европейского Союза, нет стратегической концепции ни относительно процесса дальнейшей европейской интеграции, ни относительно будущего места Украины в Европе.

Общественность в Германии почти не уделяет внимания судьбоносному для Украины саммиту Восточного партнерства: поскольку речь идет не о вступлении в ЕС, а об ассоциации с Европейским Союзом, "Вильнюс" не является поводом для беспокойства со стороны немецкого электората. Большая коалиция между ХДС и СДПГ, которая, по-видимому, будет возобновлена после последних выборов, не повлияет на позицию нового федерального правительства в Вильнюсе, поскольку в этом вопросе большого диссонанса между обеими партиями не существует. Можно предположить, что социал-демократ Мартин Шульц (нынешний президент Европейского парламента, заключивший в прежней своей должности председателя Прогрессивного альянса социалистов и демократов соглашение о сотрудничестве с Партией регионов), является в определенной степени "противовесом" христианскому демократу Элмару Броку, председателю комитета по иностранным делам Европарламента и члену правления группы Европейской народной партии (в которой партия "Батьківщина" имеет статус наблюдателя). Брок является представителем "жесткой линии" в деле Тимошенко, к его советам прислушивается канцлер Меркель.

"Самое большое оставшееся препятствие"

До середины 2013 г. Европейский Союз был расколот в "вопросе Тимошенко": утверждение, что судьба Украины не должна зависеть от судьбы одного человека, стало обоснованием позиции одной стороны, частично совпадающей с аргументацией официальных украинских властей, в то время как другая сторона настоятельно требовала решения "дела Юлии Тимошенко" - символа избирательного правосудия.

Сегодня, за несколько недель до Вильнюса, правительства всех стран - членов ЕС и, конечно же, Еврокомиссия и Европарламент, похоже, едины в мнении: руководство Украины продемонстрировало "решительные действия" и достигло "существенного прогресса" в принятии "евроинтеграционных" законов, что является предпосылкой подписания Соглашения об ассоциации в Вильнюсе согласно выводам Совета ЕС на уровне министров иностранных дел от 10 декабря 2012 г. Из публичных высказываний европейских политиков можно судить о том, что сегодня существует консенсус и по поводу того, что подписание оказывается под вопросом всего лишь из-за одного решающего, но нерешенного условия - освобождения Юлии Тимошенко из заключения. Для комиссара по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефана Фюле "дело Тимошенко" является "единственной оставшейся проблемой"; а бывший президент Польши Александр Квасьневский назвал его "самым большим препятствием на пути к подписанию Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС". Риск того, что подписание может не состояться из-за этого "препятствия", остается высоким, поскольку одна единственная страна - член ЕС может сорвать проект ассоциации, отказавшись завизировать документ. Такой вариант невозможно исключить даже с учетом сильного давления со стороны симпатиков Украины с целью достижения консенсуса внутри Европейского Союза еще за месяц до Вильнюса. Напомню, что, как сообщил польский министр иностранных дел Радослав Сикорский, уже три страны - Нидерланды, Швеция и Великобритания - объявили 21 октября, что не подпишут Соглашение без решения вопроса об экс-премьере Тимошенко.

В Киеве недооценивают значение Европейского парламента. В парламенте Европейского Союза заседают члены правящих партий стран-членов, влияющие в соответствующих столицах на принятие решений своих правительств в сфере европейской политики. Решение Европарламента относительно подписания Соглашения об ассоциации будет принято после заслушивания заключительного доклада мониторинговой миссии ЕП Кокса-Квасьневского. Если экс-президенты и после продления своего мандата до середины ноября вернутся из Киева с пустыми руками, без компромисса, который сделал бы реальным выезд Юлии Тимошенко в Германию, можно ожидать негативного решения Европарламента, которое, в свою очередь, предвосхитит негативное решение глав государств и правительств 28 стран - членов ЕС. Кстати, как заявил комиссар Фюле, решение Еврокомиссии также будет приниматься на основе заключительного отчета миссии Кокса-Квасьневского.

В Берлине царит определенный скепсис относительно нормативной легитимности подписания Соглашения об ассоциации с государством, в котором правосудие использовалось в политических целях. Своим предложением по лечению Юлии Тимошенко в Германии федеральное правительство вносит практический вклад в поиск гуманитарного решения "проблемы Тимошенко" - не зацикливаясь при этом на подписании Соглашения. То, как канцлер Меркель отнесется к законодательным новшествам, которыми вдруг в последнее время пытаются обусловить возможные "лечебные каникулы" Юлии Тимошенко, также зависит от заключительного доклада миссии Кокса-Квасьневского, запланированного на середину ноября - канун решающего заседания Европейского Совета министров иностранных дел.

Предлагая лечение Юлии Тимошенко, в Берлине исходили из того, что она прибудет сюда свободным человеком. Правительство Меркель не пойдет на "передачу" узницы под охраной украинских тюремных надзирателей. И после выздоровления Ю.Тимошенко Германия наверняка не выдаст ее Украине для отбывания оставшегося срока заключения, как это предусмотрено обнародованным 18 октября текстом законопроекта об изменениях в уголовном и уголовном процессуальном кодексах, разрешающих выезд тяжелобольных заключенных для стационарного медицинского лечения без отмены приговора суда. По сути, такой закон является "Lex Тимошенко", по понятным причинам завуалированным "равным правом" для всех заключенных, подпадающих под эту категорию. К тому же, маловероятно, что немецкое правительство даст письменные гарантии того, что Юлия Тимошенко не будет заниматься политической деятельностью в Германии.

Если же украинский парламент примет такой закон, руководствуясь лозунгом "лечение не означает помилование" (Владимир Рыбак), то можно с уверенностью утверждать, что он не будет воспринят Европейским Союзом как решение "проблемы Тимошенко". "Решение", по которому экс-премьер по возвращении в Украину будет вынуждена вернуться за решетку, может вынудить ее обратиться с просьбой о предоставлении политического убежища, и она наверняка сможет его получить в любой европейской стране - с негативными последствиями для Украины. Если такой закон станет "последним словом" из Киева, то маловероятно, что на своем заседании
18 ноября - последнем перед Вильнюсским саммитом - Европейский Совет министров иностранных дел примет решение о подписании Соглашения об ассоциации.

Различные инициативы фракции Партии регионов и администрации президента по законодательному решению "проблемы Тимошенко" в Европейском Союзе оценивают как попытку президента Януковича свалить ответственность с себя на парламент и, таким образом, умыть руки, если парламент не примет решения о законодательных предпосылках медицинского лечения Юлии Тимошенко за границей или примет их с названными выше условиями. Однако согласие на роль Понтия Пилата президенту Украины никто не дает.

Будущее Украины -
в руках Януковича

Все призывы европейских политиков освободить Юлию Тимошенко адресованы непосредственно президенту Украины Януковичу. Такое персонифицированное обращение является свидетельством царящего в Европе убеждения, что освобождение Ю.Тимошенко зависит только от политической воли Януковича.

Мониторинговая миссия Европарламента все еще пытается - "вместе с Украиной" - найти компромисс. Теперь последним сроком, до которого президент Янукович должен освободить свою "личную заключенную", если, конечно, он желает обеспечить подписание Соглашения с Европейским Союзом и лично войти в историю как "евроинтегратор" Украины, стало 18 ноября, дата последнего заседания Совета ЕС перед саммитом 28–29 ноября в Вильнюсе.

Европейский Союз - 28 национальных правительств, в т.ч. и будущее коалиционное правительство Ангелы Меркель, хотят подписания Соглашения об ассоциации в Вильнюсе, однако от "политической ассоциации" и "экономической интеграции" Украины будущее самого Европейского Союза не зависит. ЕС рискует лишь потерпеть неудачу в своей политике Восточного партнерства, если будет настаивать на безусловном выезде Юлии Тимошенко. Для Украины же Вильнюсский саммит имеет историческое значение. От подписания или не подписания Соглашения об ассоциации зависит ее внешняя ориентация в будущем и внутреннее развитие.

Если президент Янукович отпустит Юлию Тимошенко в Германию без каких-либо условий, Соглашение об ассоциации, вне всякого сомнения, будет подписано 28–29 ноября 2013 г. главами всех 28 государств и правительств ЕС. Это подписание откроет шлагбаум на пути Украины в Европу. Если же президент Янукович не освободит Тимошенко до 28–29 ноября, он серьезно рискует, что из-за его неуступчивости даже позитивно настроенные по отношению к Украине правительства европейских стран окажутся не готовыми подписать Соглашение. Если же Соглашение в Вильнюсе подписано не будет, Москва и украинские приверженцы "евразийского выбора" получат шанс пустить под откос украинский экспресс до Брюсселя или даже заставить его покатиться вспять - в направлении Евразии. Это стало бы тяжелым ударом для Европейского Союза, но для Украины неподписание Соглашения окажется поистине ударом судьбы. В этот исторический момент судьба Украины - в руках украинского президента Януковича.