Новая администрация США практически без раскачки приступила к обещанному «возвращению США в мир». Крайне неоднозначное наследие Дональда Трампа требовало незамедлительных действий в столь многих областях, что, казалось, на это уйдут если не годы, то месяцы. Оказалось — недели. И среди первых приоритетов Джо Байдена и его профессиональной команды — Юго-Восточная Азия. И сам 46-й президент, и члены его администрации — госсекретарь и министр обороны — в первые же дни после инаугурации заверили Японию в неизменности обязательств США в сфере безопасности, включая оспариваемые Китаем острова Сенкаку; сообщили Южной Корее о намерении разработать новую эффективную стратегию по отношению к Пхеньяну; очертили Китаю новые красные линии, нарушение которых приведет к ухудшению и без того плохих отношений; направили корабль ВМС США в Тайваньский пролив и предложили провести саммит Индо-Тихоокеанского квартета — Индии, Японии, США и Австралии.
Если для кого-то все это и стало сюрпризом, то не для тех, кто внимательно отслеживает внешнюю политику США на протяжении последних 50 лет. Юго-Восточная Азия — зона ключевых национальных интересов США, Вашингтон всегда их отстаивал, и будет решительно продолжать это делать — в этом ни у кого не должно быть сомнений. Украина задекларировала стратегический интерес к развитию отношений с этим регионом. Поэтому нам хорошо бы понимать в деталях, что будет происходить в Юго-Восточной и Восточной Азии в ближайшие четыре года, а, возможно — и в более удаленной перспективе.
Крайне неравномерно развитый регион Азии восточнее Индии и западнее Японии можно условно разделить на четыре части. Первая — Китай. Он отстоит сам по себе, мощный экономически и все более крепнущий в военном отношении. Вторая группа государств — региональные лидеры — Индия, Япония, Южная Корея и Сингапур. Каждое из них занимает свою нишу в региональной «табели о рангах» и в разной степени влияет на глобальную повестку дня. Третья группа — крепкие «середнячки» — Вьетнам, Индонезия. Малайзия, Таиланд, Филиппины, Мьянма (до переворота). Остальные члены АСЕАН составляют четвертую группу перспективных, но маргинальных по своему влиянию стран, ареал деятельности которых ограничен преимущественно многосторонними форматами.
Попробуем охарактеризовать контуры новой политики США в отношении каждой из этих групп. Хотим мы того или нет, но США — стратегический партнер Украины, основной провайдер безопасности, и при формировании нашей политики важно как минимум понимать, чего хотят США.
Для Вашингтона Китай является стратегическим вызовом. В первую очередь речь идет о соперничестве в экономической сфере и гонке технологий. КНР оперирует масштабами промышленного производства на качественно ином уровне, чем его соседи по региону. Собственно говоря, по объему производимой продукции Китай опережает все остальные страны Юго-Восточной Азии вместе взятые. Япония — третья экономика мира — производит лишь четверть от китайских объемов, а Республика Корея и Индия — каждая по одной десятой. Растущий промышленный потенциал Вьетнама составляет и вовсе незначительную часть от китайских объемов. Китай открыто претендует на часть японской территории — острова Сенкаку, осуществляет экспансию в Южно-Китайском море, что вызывает крайнюю озабоченность Вьетнама, Филиппин, других стран АСЕАН, а также Японии; заявил об осуществлении многомиллиардной программы технического переоснащения и модернизации производственной базы независимо от доступа к американским технологиям. Все это означает, что США будут предпринимать самые решительные шаги по прекращению оттока технологий в Китай, особенно тех, что имеют военное применение. Любых и повсюду.
В то же время, Вашингтон реалистично рассматривает возможности «сдерживания» Поднебесной, понимая принципиальную бесперспективность такого подхода в условиях глобализации. По мнению американских экспертов, следует ожидать, что администрация Байдена будет искать пути диалога с КНР по вопросам торговли, климата и глобальных эпидемий, оставаясь непреклонной в контексте нарушения прав человека в Синьцзяне и по вопросу Тайваня. При этом в региональном аспекте США будут искать баланс интересов с КНР, стремиться облечь этот баланс в международно-правовую форму и развивать альянсы со странами региона — как по вопросам безопасности (упомянутый выше «квартет»), так и в плане торгово-экономических отношений (возможный возврат к идее Транс-Тихоокеанского партнерства). Скорее всего следует ожидать определенной нормализации торговых отношений США и КНР с учетом прагматического аспекта этого вопроса для обеих сторон.
Любопытно, что в Вашингтоне не считают Россию самостоятельной силой в Индо-Тихоокеанском регионе. Опасения США и Японии вызывает лишь показушное сближение России с Китаем, ее потуги продемонстрировать Токио и Вашингтону серьезность своих намерений. Для этого продолжаются поставки оружия на острова Северных территорий, в первую очередь на Эторофу — там проводятся бессмысленные по своей сути учения, осуществляются провокационные полеты авиации и стрельбы ракетами в море. В общем все, как в нашем Крыму и вокруг него.
США также будут стремиться к укреплению двусторонних связей в области безопасности с Индией и Филиппинами, активно обеспечивать поддержку Сил самообороны Японии, содействовать разрешению конфликтных вопросов между Республикой Корея и Японией. В связи с очередным нарушением территориальных вод Японии у островов Сенкаку кораблями береговой охраны КНР, а также учениями и ракетными стрельбами России на Эторофу министры обороны Японии и США провели срочные консультации, в ходе которых обсуждали меры по укреплению обороноспособности ключевого союзника США в регионе. В то же время есть все основания предполагать, что администрация Байдена будет требовать от всех союзников и партнеров (как в Азии, так и в Европе) более активных действий по обеспечению собственной безопасности, не ожидая от Вашингтона напоминаний и поощрений. Что касается остальных стран Юго-Восточной Азии, то США будут отдавать предпочтение многосторонним форматам, в первую очередь — АСЕАН.
Отдельной, крайне болезненной темой остается Тайвань, особенно после прошлогодних событий вокруг Гонконга. Китай только за последние два-три года неоднократно заявлял о категорическом неприятии любых шагов по поддержке независимости Тайваня. Администрация Трампа сделала немало, чтобы держать Пекин в напряжении, и сейчас крайне важным остается вопрос о контексте политики новой администрации в отношении Республики Китай. В ответ на заявления Джо Байдена о поддержке Тайваня Китай объявил, что любые попытки изменения его статуса чреваты войной. Вблизи острова участились полеты китайских ВВС, Пекин усиливает давление на те страны (в основном африканские и тихоокеанские островные), которые все еще признают Республику Китай. Именно поэтому количество таких стран в течение последнего десятилетия продолжало сокращаться. Тайвань остается одним из немногих спорных вопросов между КНР и США, чреватых военным столкновением, которого не желает никто.
Разумеется, наблюдая за разворачиванием новой политики США, Китай не собирается сидеть сложа руки. В день разговора Джо Байдена с премьер-министром Японии Йосихидэ Суге председатель КНР Си Цзиньпин позвонил президенту Южной Кореи Мун Чже Ину. И пока лидеры двух стратегических союзников — США и Японии договаривались об установлении максимально доверительных отношений, лидеры двух других стран, состоящих в стратегическом партнерстве, — Южной Кореи и Китая обсуждали проведение трехстороннего саммита с Японией, ранее отложенного из-за пандемии коронавируса. Речь идет о переговорах по подписанию трехстороннего соглашения о свободной торговле, которое, как следует ожидать, очень не понравится США, но необходимо Сеулу и Токио, существенно пострадавшим от последствий пандемии. Китай также осуществляет поддержку соперника Индии — Пакистана и уж конечно не забывает о России. Сразу после телефонного разговора с госсекретарем Энтони Блинкеном, который показался недипломатично жестким, министр иностранных дел КНР Ван И позвонил в Москву Лаврову. В этом разговоре никаких проблемных вопросов не возникло: стороны заверили друг друга в неизменной, вечной и стратегической дружбе, которая «не имеет границ».
Си Цзиньпин не случайно позвонил именно президенту Южной Кореи. Ситуация на Корейском полуострове остается одной из самых болезненных проблем и для США, и для Японии, и для Кореи. В прошлом Китай умело использовал свое влияние на Пхеньян в качестве рычага давления на заинтересованные стороны. Китай точно не боится КНДР, поэтому, с точки зрения Пекина, устранение перманентной угрозы ядерной атаки КНДР на Сеул и Токио должно происходить в понятных всем сторонам процесса рамках. Учитывая сложившуюся расстановку сил, не удивительно, что ситуация вокруг ракетно-ядерной программы Ким Чен Ына была и остается предметом постоянных консультаций между КНР и Россией. Москва хочет свой кусок пирога, у нее ведь тоже есть маленькая, но все же граница с КНДР.
Страны Юго-Восточной и Восточной Азии не хотят выбирать между США и КНР, понимая силу США, но и осознавая территориальную близость Китая. В этом нет ничего нового, все это — скорее, вовсе не забытое старое. Никто из них не может себе позволить игнорировать экономические возможности сотрудничества с КНР, но и попадать в вассальную зависимость от Пекина никто не стремится.
Виртуозное выстраивание отношений в новом биполярном мире является, очевидно, едва ли не единственным правильным выходом в сложившейся ситуации для всех, в том числе и для Украины.
Другие материалы автора читайте по ссылке