UA / RU
Поддержать ZN.ua

Начало конца Дональда Туска?

Усталость от действующей власти - обычное дело. Здесь удивительно даже не то, что поляки перестали поддерживать Туска, а, скорее, факт, что это произошло так поздно.

Автор: Якуб Логинов

Действующий польский премьер - первый в истории посткоммунистической Польши руководитель правительства, которому удалось удержаться на этой должности второй срок. И он не скрывает, что его политическая цель - остаться и на третью каденцию, что в этой части Европы было бы абсолютным рекордом. Однако события последних месяцев свидетельствуют о том, что мечта Дональда Туска имеет все меньше шансов на осуществление, хотя еще год назад была вполне реальной.

Сейчас первое место в рейтингах уверенно занимает партия "Право и справедливость" (ПиС) Ярослава Качиньского, опережающая Гражданскую платформу (ГП) Туска уже на 10% (соотношение: 30–35% - для ПиС против 20–25% - для Платформы). За последние месяцы Платформа проиграла ПиС третьи подряд досрочные местные выборы. А недавно партию покинули несколько влиятельных политиков, после чего у коалиции - лишь на один голос больше нужного большинства в парламенте. Как заявил недавно Дональд Туск, если коалиция таки потеряет формальное большинство (что вполне возможно), решение будет одно - досрочные выборы. "Хотя мы могли бы править и в условиях отсутствия большинства, опираясь на голоса внефракционных депутатов, но нам это неинтересно, и в таком случае мы уверенно пойдем на ускоренные выборы" - добавил польский премьер.

Страшный Качиньский?

Почти все последние шесть лет Дональд Туск мог править по очень удобной для него стратегии: ничего не делать, не проводить реформы, а только пугать народ "страшным Качиньским". Дескать, мы несовершенны - это факт, но если к власти вернется Ярослав Качиньский, Польша станет диктатурой, и всех непокорных посадят в тюрьму.

Пугая народ "диктатурой наподобие Беларуси", Туск и его пиарщики обращают внимание на особенности правления правительств Казимежа Марцинкевича и Ярослава Качиньского (2005–2007), провозгласивших тогда радикальное "моральное обновление", люстрацию бывших коммунистических агентов и борьбу с коррупцией. При этом тогдашний министр юстиции Збигнев Зебро (сейчас глава партии "Солидарная Польша") часто прибегал к действиям, вызывавшим, мягко говоря, сомнения у правозащитников. Правда, при правлении Туска такие случаи тоже имели место, хотя их было меньше. Например, передача Беларуси документов, ставших основанием для заключения по политическим мотивам известного правозащитника Алеся Беляцкого. И, принимая во внимание хороший пиар команды Туска и крайне плохое отношение основных СМИ к его оппоненту, долгое время риторика "мы несовершенны, но Качиньский хуже, да еще и диктатор" прекрасно срабатывала.

Однако в течение последних месяцев народ стал более критичным к действующей власти. Одна из причин - в том, что, что ПиС правил перед кризисом, когда Польша имела рекордный рост экономики, а народ ощущал положительные эффекты от интеграции с ЕС. "Что бы там они ни говорили, но при Качиньском мне жилось хорошо, была работа и хорошая зарплата, а сейчас что? Кризис и повышение налогов", - думает простой поляк. Однако главное то, что от Платформы отвернулись влиятельные приверженцы, не критиковавшие до недавнего времени действия правительства, - экономические либералы, представители сферы финансов и важнейшие СМИ. Еще год-два назад прочитать острую критику в адрес Туска во влиятельной "Газете выборчей" или еженедельниках "Политика" и Newsweek Polska было практически невозможно, а нынче - это повседневное явление, как и нарекания известных экономистов. "Вы правите уже с 2007 г., так сколько можно обвинять во всех неурядицах предшественников и откладывать необходимые реформы?" - риторически спрашивает Лешек Бальцерович, в последнее время один из основных оппонентов действующего министра финансов Яцека Ростовского.

Администрирование
без реформ

Усталость от действующей власти - обычное дело. Здесь удивительно даже не то, что поляки перестали поддерживать Туска, а, скорее, факт, что это произошло так поздно. Ведь в случае предыдущих правительств этот момент наступал уже после двух лет правления (а не шести, как это случилось с Туском). И это при том, что предшественники имели больше достижений в реформировании страны, тогда как Туск только администрирует. Достаточно вспомнить недовольство правительством Ежи Бузека, реформы которого фактически сделали возможным вступление Польши в ЕС в 2004 г., но который закончил правление с весьма низким рейтингом.

В первый кризисный год (2009-й) Польша были едва ли не единственной (кроме Албании и Беларуси) страной Европы, избежавшей рецессии, и именно этим до сегодня гордится польский премьер, называя Польшу "зеленым островом в море кризиса". Но это было давно, да и показатель роста ВВП в 2009 г. на уровне 1% по сравнению с 5% в 2008-м не слишком впечатляет. С того времени польский ВВП возрастает всего на 1–2% ежегодно, в то время как в докризисные годы все роптали, когда рост был менее 4–5% в год. С безработицей и ситуацией в молодежной среде также есть проблемы - потому и неудивительно, что и в дальнейшем молодые поляки массово эмигрируют в Великобританию, Ирландию, Норвегию и Нидерланды.

Небезопасно возросли дефицит и задолженность бюджета. И вместо того, чтобы провести обещанную в 2007 и
2011 гг. финансовую реформу, урезать несправедливые социальные и пенсионные привилегии шахтерам, крестьянам и силовикам, министр финансов решил... отменить закон, устанавливающий максимальную допустимую задолженность на уровне 60% ВВП. Дескать, проблема исчезла, уже не надо опасаться чрезмерного долга, поскольку этот лимит уже не действует (а он обязывал в случае превышения показателя 60% резко урезать затраты).

Вместе с тем, недавно правительство сделало достоянием гласности новый проект закона, ликвидирующий фактически пенсионную реформу Бальцеровича 1999 г. Да, именно эту реформу с открытыми пенсионными фондами, приумножающими пенсионный капитал на бирже, реформу, которой Польша так гордилась, и которую ставят в пример Украине. Уже накопленные в этих пенсионных фондах деньги должны теперь принудительно передать в государственный пенсионный фонд (ZUS), то есть они уже не будут работать на рынке капиталов. Такая операция даст министру финансов возможность за один день "уменьшить" на бумаге задолженность государства до вполне приличного уровня, а фактически это означает лишь перекладывание проблем на плечи последующих поколений.

Однако при всем этом сказать, что в Польше произошла экономическая катастрофа, отнюдь нельзя. Страна довольно хорошо функционирует, рецессии нет, а есть те же 1–2% роста ВВП ежегодно. К тому же, Польша получает больше всего еэсовских дотаций на душу населения из всех стран Евросоюза, и именно это удерживает экономику на неплохом уровне даже во времена кризиса. За эти деньги строят автобаны и новые вокзалы, хотя, правда и то, что немало еэсовских средств просто проедают. Одним словом, трагедии нет, все довольно неплохо, однако поляки уже ждут от правительства более решительных действий, реформирования секторов, где изменения давно назрели. Тем более, что они ездят по всей Европе и видят, как живут в Германии, Британии, Австрии и даже в "кризисной" Греции, где минимальная пенсия выше, чем средняя зарплата в Польше.

Качиньский возвращается

Первые симптомы ухудшения рейтинга Платформы стали заметными в начале года. Тогда впервые в некоторых опросах ПиС Качиньского опередил ГП Туска. Переломным моментом были досрочные выборы сенатора в городе Рыбник в Силезии в апреле 2013 г., в которых неожиданно победил кандидат от ПиС Болеслав Пеха, а Платформа проиграла. Потом были досрочные выборы мэра Эльблонга, в них также победил кандидат Качиньского Ежи Вильк. А в начале сентября, в досрочном голосовании за претендентов на должность сенатора в Подкарпатье, снова победил - с результатом 60% - кандидат от ПиС Здзислав Пупа.

Сейчас главная борьба - за Варшаву. Действующий мэр столицы Анна Гронкевич-Вальц от ГП, по многим оценкам, оказалась не самым лучшим хозяином города. И потому несколько месяцев назад появился общественный комитет, поставивший перед собой цель - снять Гронкевич-Вальц с должности и провести досрочные выборы. Инициаторы говорили о сугубо технических делах, неэффективном управлении городом, "мусорном скандале", но вообще все это инициировал не ПиС, а бургомистр городского района Урсинов, избранный от социалистов. Однако дело быстро приобрело политическую окраску - инициативу поддержали партия Качиньского и оппозиционное Движение Паликота. В результате удалось собрать достаточно подписей, и на октябрь назначен референдум относительно отзыва мэра столицы.

Если референдум будет успешным, это будет означать начало конца власти Гражданской платформы. А так, наверное, и произойдет, если будет соответствующая явка, и референдум признают действительным. Дональд Туск, понимая важность ситуации, прибег к действиям, подорвавшим еще больше доверие к нему. Сначала он призвал жителей Варшавы не идти на референдум - ведь при низкой явке он не будет иметь юридической силы, и действующий мэр останется на должности. Это вызвало возмущение общественных организаций, ранее даже благосклонных к Платформе, дескать, это противоречит демократическим ценностям. А позже премьер заявил, что нет смысла голосовать за отзыв Гронкевич-Вальц, поскольку он все равно не даст добро на досрочные выборы, а только назначит эту же Гронкевич-Вальц комиссаром столицы. С юридической точки зрения это возможно, однако это вызвало возмущение варшавян: дескать, голосуйте, как хотите, а мы все равно власть не отдадим?!

Трещины есть и в самой Платформе. В недавних выборах главы партии Дональд Туск, правда, победил, однако его конкурент Ярослав Говин набрал больше голосов, чем все ожидали. И позже Говин, лидер консервативной фракции в партии, покинул Платформу вместе с несколькими своими соратниками, заявив о создании собственной формации. Среди лидеров новой Республиканской партии, кроме Говина, - также экономический либерал Пшемыслав Виплер и известный своими проукраинскими взглядами евродепутат Павел Коваль.

Будет ли этот проект иметь шанс на успех - говорить рано, однако, так или иначе, выход Говина ослабил Платформу. У коалиции сегодня - лишь минимальное преимущество в сейме, и, возможно, Платформу покинут еще несколько близких к Говину депутатов парламента. Тогда коалиция потеряет большинство, что может означать досрочные выборы.

И напоследок - многолюдные демонстрации профсоюзов, прокатившиеся недавно по Варшаве. В последний раз такое было в конце 1990-х, когда массово протестовали шахтеры и крестьяне. Нынешняя акция протеста не имела конкретных требований, если не учитывать тех, которые невозможно выполнить: увеличить зарплаты, уменьшить налоги, создать рабочие места и ликвидировать государственный долг. Это больше напоминало акции "возмущенных" в Испании и было проявлением общего недовольства ситуацией - низкими зарплатами и "мусорными договорами" (речь идет о работе на гражданско-правовых договорах, когда бездействует трудовое законодательство, а пенсионное и медицинское обеспечение ограничены). Отсутствие конкретных, возможных для осуществления требований к правительству и популизм профсоюзов привели к тому, что протесты ничего не изменили (да и не могли), но и позиции Туска это тоже отнюдь не укрепило.

Что дальше?

В том, что на ближайших парламентских выборах, намеченных на 2015 г., победит "Право и справедливость", не сомневается уже почти никто. Нет сомнений и относительно того, что кандидат на должность премьера от ПиС может быть только один - Ярослав Качиньский. Вопрос лишь в том, сможет ли он сформировать правительство. Это возможно и реально, поскольку некоторые рейтинги указывают, что он мог бы править самостоятельно, с минимальным большинством.

Другой вариант - ПиС получает 40–45% мест в парламенте, Платформа - 30%, но она формирует большинство на основе "все против Качиньского". В таком варианте реальной является коалиция четырех: кроме уже правящих Гражданской платформы и Польской народной партии к ней присоединятся и левые силы - Союз демократической левицы и Движение Паликота.

Загадкой остается то, чем закончится новая политическая инициатива Ярослава Говина и Павла Коваля, - смогут ли они действительно создать "третью силу" или, по крайней мере, войти в парламент? Это могло бы серьезно изменить расклад сил в сейме и расширить возможности для коалиций. Однако делать какие-то прогнозы еще рано - о новой партии и ее перспективах будет больше известно примерно в ноябре-декабре.

Отметим также, что многие поляки и влиятельные окружения (финансовые рынки, СМИ, либеральные НПО) делают ставку на совершенно другой вариант: они устали не столько от Платформы в целом, сколько от самого Туска. "Время Дональда Туска уже прошло. Он сделал много хорошего, отодвинул Качиньских от власти, обеспечил нашу повторную победу в 2011 г., однако сегодня видно, что он себя исчерпал. Нельзя править без конца, время - сменить лидера", - сказал ZN.UA один из политиков, близких к Ярославу Говину.

Качиньский или Туск - никакой разницы

Здесь надо сделать важное предостережение относительно влияния будущего изменения правительства на восточную политику Польши. Многие читатели могут считать Туска пророссийским политиком, а Качиньского - проукраинским. Поэтому есть ожидания, что возможное будущее правительство Качиньского будет означать улучшение украинских отношений, что на практике могло бы означать, например, более либеральную визовую политику или большее внимание к решению проблем пересечения украинской границы.

Дональд Туск действительно скептически относится к идее "польско-украинского партнерства" и отдает преимущество хорошим отношениям с Россией (в отличие от выразительно проукраинского президента Коморовского), но сразу заметим, что возвращение Качиньского к власти ничего не изменит. Ведь проблемы в наших отношениях, с которыми сталкивается обычный украинец (хлопоты с получением польской визы, очереди на границе), отнюдь не зависят от того, кто является премьером Польши или министром иностранных дел. Скорее - от бюрократии на низовых и средних уровнях, никак не контролируемой руководителем правительства или МИД. И здесь - интересное замечание: недавно автор этих строк отправил польским депутатам Сейма и Европарламента материал о том, что Польша искусственно завышает визовую статистику, не выдавая пятилетних виз украинцам, имеющим на это право. Казалось бы, тему должна была бы подхватить, прежде всего, оппозиция, тот же Качиньский с соратниками, часто критикующий Туска за то, что тот "предал Украину и отдает преимущество России". И, как ни удивительно, на информацию о визовых нарушениях (и на предыдущую о пешеходных пунктах пропуска) положительно отреагировали именно депутаты Платформы, и именно они решительно добивались объяснений от МИД. Оппозиция тему проигнорировала.

Этот пример ярко иллюстрирует, что не следует слепо верить в стереотипы. С точки зрения восточной политики Польши нет разницы, какая партия будет у власти, - куда большую роль сыграют отдельные депутаты и оппозиция внутри правящей партии.