Масштабные протесты в Венесуэле не прекращаются. Власти не смогли добиться начала полноценных переговоров с оппозицией, в то время как "инициативу" в уличных боях захватывают сторонники радикальных действий из студенческой среды. Сегодня их основное требование - отставка президента страны Николаса Мадуро и освобождение одного из лидеров оппозиции Леопольдо Лопеса. Аргументом протестующих становятся кирпичи, доводом власти - пули.
Оппозиция критикует власть за использование чрезмерной силы со стороны правоохранителей, спецслужб, армии для подавления протестов. Из-за этого число жертв продолжает расти. Количество погибших в столкновениях уже достигло 33 чел., из них 29 демострантов и 4 полицейских. Однако президент всячески демонстрирует, что контролирует ситуацию в стране и пока не чувствует для своего положения никакой угрозы. Более того, за последние дни и недели он даже сумел сплотить ряды своих сторонников и настроить часть населения страны против "фашиствующих" студентов. В то же время, в рядах оппозиции наметился раскол из-за отсутствия общего понимания - как целей, тактики так и стратегии дальнейшей борьбы.
5 марта в Венесуэле отметили первую годовщину со дня смерти Уго Чавеса. "Вечный революционер", обретший покой в мраморном саркофаге в музее революции в Каракасе, сегодня стал своеобразным талисманом для нынешнего лидера. Видимо поэтому Мадуро устроил к этой дате пышные торжества, лейтмотивом которых стали слова - "Чавес - живой".
Сам же Мадуро делает все, чтобы походить на своего предшественника: перенимает его манеры, мимику и жесты. И даже когда поет гимн, также пытается подражать голосу Чавеса. Но даже многие его сторонники - "чависты" - не скрывают своего раздражения тем, что президент слишком заботится о своем имидже, копируя умершего "команданте", вместо того, чтобы заниматься экономикой…
В условиях, когда полиции уже непросто справиться со студенческими протестами, власти все чаще опираются на "коллективы". Это народные дружины выходцев из бедных районов, за недели протестов превратившиеся в полувоенные формирования, имеющие на вооружении огнестрельное оружие. Такие отряды часто поддерживают действия правоохранителей против студентов, а также собирают сведения об участниках протестов и занимаются преследованием "правых", "фашистов" и "империалистов".
Власти поддерживают этих борцов. Но порой сами их побаиваются, памятуя о том, что за некоторыми из "командиров" подобных дружин еще со времен Чавеса стояли криминальные авторитеты. Часть членов "коллективов" также считает, что Мадуро за время своего 11-месячного правления "допустил правый уклон" и не во всем следует "заветам Чавеса".
Оппозиционно настроенные студенты, однако, отметили годовщину смерти Чавеса по своему - укреплением баррикад на улицах столицы и новыми стычками с полицией в ряде городов страны. Протестующие заявляют, что не уйдут с улиц до отставки Мадуро. Как говорят студенты, их возмущает то, что после гибели десятков людей режим не стал устраивать траурные торжества, не почтил их память. При этом в начале марта власти объявили в стране длительные выходные для проведения традиционных карнавальных шествий.
Однако уже в середине месяца, когда праздники закончились, стало ясно, что экономическая ситуация в стране еще более ухудшилась: власти решили ввести карточки на товары первой необходимости и продукты питания.
Несмотря на боевой настрой студентов, ряд оппозиционных лидеров все-таки приняли решение поддержать идею перемирия на время годовщины смерти Чавеса и период карнавалов. После чего число протестов в целом по стране пошло на убыль. Однако они вспыхнули с новой силой уже после 7 марта по призыву Леопольдо Лопеса. Этот оппозиционный лидер находится в тюрьме, но продолжает оставаться весьма популярным в среде радикальной части демонстрантов. Именно они проводят атаки на правительственные учреждения и районы, открыто выступающие в поддержку нынешнего режима.
В самом же стане оппозиции радикализация протестов вызывает неоднозначную реакцию. Отдельные лидеры посчитали необходимым отмежеваться от местного "правого сектора" и поддерживать только мирные протесты без баррикад и насилия. Некоторые даже изъявили желание вести переговоры с президентом.
Примечательно, что до недавнего времени лидеры оппозиции отвергали призывы к диалогу, поскольку Мадуро пытался использовать подобные встречи для собственной рекламы, создавая себе имидж миротворца, а на деле отказывался обсуждать какие-либо принципиальные вопросы.
Поэтому демократическая оппозиция требует от президента в качестве условий начала диалога - ясной повестки дня и равных условий. Они также требуют, чтобы переговоры с Мадуро транслировались по телевидению в прямом эфире, а посредниками на них могли выступить представители международного сообщества.
В ответ президент заявил, что он не готов на такие условия. "Если вы хотите, то мы сначала проведем переговоры за закрытыми дверями, а потом выступим с совместным обращением к стране", - заявил Мадуро во время очередного телеинтервью. Он также завил, что переход инициативы в протестах к небольшой группе радикалов создает угрозу для самих оппозиционных лидеров, которые лишатся поддержки сторонников, и таким образом переговоры с ними для власти становятся бессмысленными.
И все же Мадуро удалось привлечь к диалогу некоторых оппозиционеров. Так депутат Хирам Гавира, посетив президента во дворце Мирафлорес, заявил, что ради того, чтобы предотвратить насилие, готов вести переговоры даже с ним. Впрочем, уже на следующий день самозваный "переговорщик" был исключен из рядов партии "Новое время", ранее запретившей ему идти на эту встречу.
Однако, как признался депутат Исмаель Гарсиа, большинство коллег из оппозиционного демократического лагеря выступают за политический диалог с властью даже без предварительных условий. Ведь каждый день протестов дорого обходится экономике. К тому же - гибнут люди. Логика умеренных оппозиционеров следующая: переговорный процесс помог бы оппозиционерам снять информационную блокаду и подготовить почву к политическим переменам на местах, в то время как ухудшение экономической ситуации постепенно заставило бы правящий режим идти на попятную.
На таком фоне большинство наблюдателей не верят в возможность повторения "украинского варианта" отстранения от власти президента Венесуэлы. Мадуро в недавнем интервью для CNN пытался убедить зрителей, что ничего не боится. На вопрос "Что заставляет его просыпаться среди ночи?", Мадуро ответил: "Ничего, я сплю мирно, как младенец".
Несмотря на эти убаюкивающие заявления из Каракаса, международное сообщество усиливает давление на режим, пытаясь стать инициатором внутриполитического диалога. В последние недели о желании быть такими посредниками заявляли Соединенные Штаты, Ватикан, ООН, Панама и ряд других стран. Даже звезды мирового кино использовали церемонию награждения Oscars, чтобы призвать к диалогу стороны конфликта в Венесуэле.
Однако власти реагируют на идею международного посредничества весьма прохладно. В начале марта состоялась встреча министра иностранных дел Венесуэлы Элиаса Хауа с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном. Венесуэльский дипломат заявил, что все происходящее - это международный заговор против его страны. За ним стоят те, кто не желает признавать социальных успехов, достигнутых за годы правления Чавеса, и единственное достоинство этих людей - "умение хорошо говорить". По его словам, лишь 1% страны охвачен протестами, и в данной ситуации Каракас в помощи извне не нуждается.
А несколько дней спустя под горячую руку самого президента Мадуро попали власти Панамы, выступившие всего лишь с заявлениями по поводу необходимости внутриполитического диалога. Неожиданно для всех Мадуро в торжественной речи в память о Чавесе заявил, что разрывает с Панамой все дипломатические и экономические отношения, поскольку она присоединилась к "сговору" империалистических государств во главе с Соединенными Штатами, направленному против Венесуэлы и его лично.
Некоторые политики соседних государств засомневались в адекватности венесуэльского лидера. Законодатели из 13 стран Парламентского демократического альянса Америки намерены подать иск в Гаагский суд на Николаса Мадуро, обвиняя его в нарушении прав человека в ходе протестов в стране. Но вот, например, президент Эквадора Рафаэль Кореа назвал Мадуро "гуманистом", который "не способен подавлять свой народ".
Блокируя рассмотрение вопроса на региональных форумах лидеров в Латинской Америке, Венесуэла в то же время наращивает свою дипломатическую активность в Китае и России. С Пекином удалось договориться по сотрудничеству в рамках займа в 5 млрд долл., который Каракас оплачивает поставками нефти. Общий объем сделки стороны не разглашают, но в прессу просочились данные, что ежедневно в Китай отправляют чуть меньше 250 тыс. баррелей. А буквально несколько дней назад венесуэльская делегация побывала и в Москве, где также обсуждала возможность кредитования. После чего Николас Мадуро стал одним из немногих лидеров, поддержавших интервенцию России в Украину.