UA / RU
Поддержать ZN.ua

Каталония готовит свой выход

Местные сепаратисты настроены решительно и хотят уже в начале ноября провести свой референдум, дабы в рамках правового поля демократическими средствами отделиться от Испанского королевства. Но станет ли такой подход основой для компромисса Барселоны с Мадридом? Или противоречия лишь усугубятся, создавая для Испании и Европы новые проблемы?

Автор: Алексей Коваль

После объявления результатов референдума о независимости Шотландии во многих европейских столицах политики вздохнули с облегчением. Северное королевство, с 1707 г. входящее в Великобританию, не стало причиной развала страны - члена Европейского Союза.

Впрочем, и до безмятежности пока далеко: шотландский референдум активизировал движение за отделение Каталонии от Испании, "показав путь, который приведет каталонцев к независимости". Местные сепаратисты настроены решительно и хотят уже в начале ноября провести свой референдум, дабы в рамках правового поля демократическими средствами отделиться от Испанского королевства. Но станет ли такой подход основой для компромисса Барселоны с Мадридом? Или противоречия лишь усугубятся, создавая для Испании и Европы новые проблемы?

Каталония гнет свою линию

В последние годы сепаратисты задают тон в народных гуляниях в Барселоне. Этот год не стал исключением. 11 сентября - Национальный день Каталонии - сторонники независимости устроили рекордный по масштабам Европы "флэшмоб". На центральных улицах Барселоны 1,8 млн чел. (больше, чем все население этого города) образовали 11-километровую букву "V", разукрашенную в цвета каталонского флага. Это должно было продемонстрировать решимость бороться за право голосовать и надежду на победу в референдуме. Многие сторонники независимости держали плакаты с надписями "Каталония - это не Испания".

Ситуация в Каталонии коренным образом отличается от Шотландии: соцопросы, проведенные в испанском регионе, показывают стабильное преобладание сторонников "сецессии" - отделения. Социологический центр Omnibus на основе опроса 1600 респондентов сообщил, что 58,8% каталонцев поддерживают независимость своего региона, в то время как лишь 31,9% респондентов заявили, что не хотели бы жить в независимом государстве. Хотя Конституция Испании и не предусматривает референдумов о независимости отдельных частей страны, тем не менее, 87,6% опрошенных заявили, что признали бы результаты такого голосования, и только 9,1% респондентов сказали, что не стали бы этого делать.

Спустя несколько дней после национального праздника региональный парламент Каталонии проголосовал за закон о консультациях, разрешающий "опрос" граждан о независимости региона. Поддержка законодателями этого решения была подавляющей. "За" проголосовали 106 депутатов от националистических партий - коалиции Конвергенция и Союза Каталонии при поддержке Левых республиканцев Каталонии. Поддержали это решение и социалисты. Впрочем, они не считают, что закон создает правовую основу для проведения референдума о независимости. "Против" высказались только 28 депутатов.

Глава каталонского правительства Артур Мас заявил 21 сентября, что "со дня на день" примет решение, которое откроет дорогу к проведению голосования 9 ноября. Эту дату каталонские сепаратисты определили уже давно. Но еще в апреле испанское правительство и парламент запретили проведение референдума. Этот вопрос даже рассматривался в Конституционном суде.

Его вердикт был прогнозируем: только Мадрид может назначать референдумы в регионах, а не наоборот. Кроме того судьи заявили, что Каталония не является "самостоятельным политическим и юридическим субъектом". На этой основе суд объявил недействительной декларацию о независимости Каталонии, принятую парламентом региона в январе 2013 г. Впрочем, судьи подтвердили заявленное в этой декларации право каталонцев на самоопределение, при этом отметив, что оно не должно противоречить Конституции Испании.

Однако все попытки каталонцев начать диалог с правительством в Мадриде, подобно тому, который вели политики из Лондона и Эдинбурга, ни к чему не привели. Премьер Испании Мариано Рахой Брей 17 сентября назвал сепаратистские настроения в регионах европейских стран угрозой для Евросоюза. "Это торпеды, направленные на ватерлинию европейского духа, потому что ЕС был создан для того, чтобы строить государства, а не разрушать их. Европейский Союз символ нашего времени, символ интеграции, а не раскола", - сказал он.

(Примечательно, что настроения в среде украинцев, проживающих в Барселоне, по большей части "антисепаратистские". Приехав в этот регион, наши сограждане хотели жить в Испании и работать в Европейском Союзе, а перспектива создания независимой Каталонии, которая окажется вне Евросоюза, их не радует).

Однако сторонники каталонской независимости говорят, что рано или поздно наступит время "Ч", когда придется принимать решение. Выбор будет сделан даже в том случае, если Мадрид в очередной раз запретит проводить "опрос" 9 ноября, а каталонские власти "проглотят" это. Но именно от каталонских политиков зависит будущее региона. Они должны либо найти компромисс с Мадридом по вопросу проведения референдума, либо взять паузу в переговорах.

Если будет выбран второй вариант, то велика вероятность, что общественная активность сторонников отделения спадет, и идея каталонской независимости затухнет. Тем более, что скандал вокруг одного из лидеров националистического движения, бывшего президента Женералитата (правительства Каталонии) Жорди Пужоля, уличенного в финансовых махинациях, нанес удар по каталонским националистам.

Но худшим сценарием и в лагере сторонников независимости, и в лагере их оппонентов считают прямое лобовое столкновение каталонцев с испанской государственной машиной. В этом случае последствия были бы катастрофическими. Здесь и находится, видимо, ключ к разрешению конфликта.

Испания -
жертва во имя Европы

Европейские эксперты обращают внимание на то, что примеры Шотландии и Каталонии, реакция правительств в Лондоне и Мадриде дают возможность рассуждать о разных типах демократии, которые практикуют европейские страны. Некоторые даже поспешили ранжировать страны по демократичности, указывая на то, что Испания не может быть отнесена к высшей лиге, в то время как Великобритания служит неким шаблоном, несмотря на свое имперское и колониальное прошлое.

Британские власти, в отличие от испанских, решились на весьма рискованный, но в высшей степени демократичный эксперимент - проведение референдума. При этом даже сохранение Великобритании в британском правительстве не рассматривали ценностью высшей, нежели воля народа. Четкое понимание того, что референдум о независимости Шотландии необходимо провести исходя из настроений в обществе, а главное - готовность принять его итоги, в конечном счете, позволило Лондону получить нужный результат.

В Испании же, признавая право народа на самоопределение и свободу его волеизъявления, власти, тем не менее, стоят на страже конституционного строя. "Но что есть такое испанская Конституция?", - вопрошают сторонники независимой Каталонии. Почему она гарантирует право на жилье, но не может защитить гражданина, которого коммерческий банк может выкинуть из квартиры за просроченный кредит? Стоит ли вообще апеллировать к документу, который был утвержден в период перехода к демократии, когда власть в стране все еще находилась под влиянием военных? Неужели демократическая трансформация современного европейского государства, даже путем его раздела на автономные части, менее важна, чем сохранение государственной системы образца 1978 г.? Последняя проявила все свои пороки во время экономического кризиса в Европе. Пожалуй, именно это обстоятельство стало основным катализатором "сепаратистских" настроений в Каталонии. Может быть, пришло время изменить Конституцию и Испанию, а не насильно удерживать Каталонию, которая имеет потенциал изменить себя, но не сможет "вытащить" из ямы всю страну?

Эти вопросы задает Мадриду не региональное правительство Каталонии, их задают простые граждане, рядовые участники каталонского общественного движения. Для этих людей борьба за независимую Каталонию - это даже не вопрос о референдуме и поддержке нынешнего правительства Артура Маса и политических сил, выступающих за независимость. Тем более что скандал вокруг Жорди Пужоля не только ударил по местным националистическим партиям, но и дискредитировал всю испанскую госсистему, давно пронизанную метастазами коррупции.

Для каталонцев, выступающих за независимость, национальное возрождение и культурную автономию, сегодня не менее приоритетными являются и социально-экономические вопросы. Без учета этого борьба за независимую Каталонию будет обречена на провал. "Закончились времена, когда власти предержащие должны говорить нам, какую Каталонию мы хотим построить. Мы должны сами сначала понимать, какой мы ее хотим сделать", - говорят каталонские политики и эксперты, вовлеченные в дискуссию о будущем не только своей провинции, но и всей Испании. Поэтому, как бы это ни было парадоксальным, но "сепаратизм" для Испании может оказаться и необходимой встряской, подталкивающей политиков к проведению назревших реформ.