Джо Байден призвал Си Цзиньпина отговорить Северную Корею от ядерных испытаний. Во время встречи на Бали американский президент подчеркнул, что в ином случае США придется ввести «оборонительные» шаги. Если КНДР не остановит военные провокации, американцы усилят свое военное присутствие вокруг Корейского полуострова, чтобы защитить себя и своих союзников. Такие действия будут направлены не против Китая, а против Северной Кореи. В то же время, общаясь с журналистами, в ответ на вопрос, в какой мере Пекин может сдержать Пхеньян, Байден заметил, что не уверен, что Китай может «контролировать» Северную Корею.
С 25 сентября Северная Корея выпустила более 40 ракет разных типов, осуществила ряд артиллерийских выстрелов в сторону Южной Кореи, а также массовых воздушных маневров. Пхеньян назвал свои действия ответом на масштабные военные воздушные учения США и Республики Корея. В целом с начала года КНДР запустила около 60 баллистических ракет, из которых семь — межконтинентальные. Кроме того, по данным Вашингтона и Сеула, Пхеньян завершил всю техническую подготовку и может осуществить в ближайшее время первое за пять лет ядерное испытание.
Стратегия экономического задабривания северокорейской власти взамен на обещания отказаться от ядерной программы, которая в свое время приводила к недолгому потеплению на Корейском полуострове, сейчас выглядит уже неактуальной. Собственно, как и вся предыдущая стратегия, связанная с подходами к укрощению ядерных амбиций северокорейской власти.
РФ и КНР — две самые приближенные к Пхеньяну страны — в последние десятилетия вынуждены были балансировать между ответственностью за соблюдение международных норм и желанием сохранить отношения с северокорейским режимом. Впрочем, ядерное испытание КНДР в 2017 году заставило даже этих двоих приобщиться к сверхжестким санкциям ООН.
Сейчас ситуация изменилась. Российская агрессия против Украины и ядерные угрозы Москвы, с одной стороны, стали примером нормализации применения ядерного шантажа против других стран для таких режимов, как северокорейский. С другой — очередным доказательством для Ким Чен Ына и его окружения недейственности международных гарантий, как это произошло в случае с Украиной. Как следствие, осенью этого года Северная Корея объявила о необратимости своего ядерного статуса, а также приняла новый закон, закрепляющий право нанесения превентивного ядерного удара с целью самозащиты.
Пхеньян добивается признания своего ядерного статуса, что делает недейственными прежние подходы США и мирового сообщества, направленные на достижение денуклеаризации КНДР. Вместе с тем публичное принятие этого факта приведет к неконтролируемой гонке ядерных вооружений среди других стран (агрессия РФ против Украины еще больше усилила значимость ядерного оружия как инструмента сдерживания), прежде всего в Азиатском регионе. Ряд государств, которым непосредственно угрожает Пхеньян, не исключено, также захотят иметь паритетные возможности для его сдерживания.
Дискуссии о необходимости ядерного оружия неоднократно возникали в Южной Корее в ответ на очередной виток ракетных испытаний со стороны северного соседа. На сегодняшний день в экспертных и политических кругах вновь звучат призывы к власти принять меры экстремального реагирования, включая передислокацию тактического ядерного оружия из США. Здесь нужно напомнить, что в 1958 году американцы развернули тактическое ядерное оружие на Корейском полуострове, но в 1991-м вывезли его, дав Сеулу гарантии о своем «ядерном зонтике».
Во время избирательной кампании президент Юн Сук Йоль не исключал, что при его президентстве США смогут снова передислоцировать свое тактическое ядерное оружие в страну, но сейчас он отошел от этой риторики, ссылаясь на обязательство Южной Кореи соблюдать Договор о нераспространении ядерного оружия. Впрочем, среди причин такой смены позиции могут быть не только отсутствие внутреннего консенсуса и оппозиция отдельных сил, выступающих за поиск возможности диалога с КНДР, но и осторожность в отношении реакции Китая. В 2017 году тот был категорически против установления Южной Кореей ракетной батареи THAAD в ответ на ядерные и ракетные угрозы со стороны Севера. Пекин аргументировал это возможностью реконфигурации и распространения действия этой ракетной системы на китайскую территорию. После ее установки отношения между двумя странами значительно ухудшились, а Китай даже применил ряд санкций против южнокорейского бизнеса. С тех пор Сеул пытается находить баланс в отношениях с Пекином и очень осторожен с поддержкой американских инициатив, которые могут затронуть его интересы (это касается и предложения присоединиться к группе QUAD, и участия в полупроводниковом альянсе).
Джо Байден во время разговора с Си Цзиньпином не стал уточнять, какие именно оборонительные меры будут приниматься в ответ на действия Северной Кореи, но, очевидно, может идти речь и об усилении союзников оружием, что неоднозначно будет воспринято Китаем. Следовательно, это и своеобразный толчок для Пекина более активно приобщиться к сдерживанию действий северокорейского режима.
Роль Китая в решении корейской проблемы важна с учетом его близких отношений с КНДР: большую зависимость последней от экономического взаимодействия с Пекином (по разным оценкам, 90% северокорейской торговли приходится на КНР), а также дипломатическую поддержку на международном уровне, в первую очередь в Совете Безопасности ООН. Но даже в условиях международной изоляции и зависимости от китайской (а также российской) поддержки, Пхеньяну удавалось осуществлять в определенной степени независимую от Пекина и Москвы политику. На протяжении нескольких десятилетий Северная Корея стремилась избежать подчинения какой-то из этих стран, направляя усилия (отчасти сомнительного характера) на установление отношений со США. Как это ни удивительно звучит, но Вашингтон выступал своеобразным балансом в отношениях Пхеньяна с Пекином и Москвой.
Но в последнее время наблюдается смещение позиции Пхеньяна к противостоянию с Соединенными Штатами на стороне КНР и РФ. Сближение Пекина и Москвы на почве противодействия «единоличной американской гегемонии» и их стремление установить новый мировой порядок подтолкнули КНДР сделать стратегический выбор в пользу этих двух. Северная Корея открыто поддержала Россию в ее агрессии против Украины, является одной из небольшой группки стран, голосующих против всех резолюций ООН с осуждением РФ, и признала «независимость» самопровозглашенных «ЛНР/ДНР». Ранее даже шла речь о привлечении северокорейских рабочих к «восстановлению Донбасса» (в частности, в интервью посла России в КНДР).
Москва и Пхеньян заметно усилили двусторонние отношения, демонстрируя большую готовность обходить западные санкции (под которыми оба находятся) и поддерживать друг друга. Россия и ранее неоднократно была поймана на продаже нефти и других запрещенных товаров в КНДР, хотя категорически отрицала этот факт. А также содействовала развитию северокорейской ракетно-ядреной программы. Как один из примеров, в докладе Группы экспертов ООН за 2022 год есть информация об аккредитованном северокорейском дипломате в Москве, который содействовал закупке материалов двойного назначения для ракетной программы Северной Кореи. Сейчас, похоже, эта помощь приобретает двусторонний характер.
В начале ноября пресс-секретарь Совета национальной безопасности США Джон Кирби сообщил, что КНДР тайно поставляет РФ значительное количество артиллерийских снарядов, маскируя их под поставки на Ближний Восток и в Северную Африку, хотя сам Пхеньян отрицает эту информацию. Как и то, что, по сообщению Radio Free Asia, северокорейские фабрики, нарушая санкции ООН, уже больше месяца шьют зимнюю военную форму и белье для российской армии из полученной от РФ ткани.
Россия стала своеобразным partner in crime для Северной Кореи, что значительно подрывает усилия международного сообщества по укрощению провокаций Пхеньяна и попытки найти способ сотрудничества с ним в вопросах ядерной программы. Наблюдается довольно угрожающая тенденция, при которой формируется ось «изгнанников» во главе с Россией. Эти страны не только владеют ядерным оружием, но и угрожают им, стремясь сохранить жизнеспособность своих режимов.
В этом случае важна роль Китая, который в последнее время в контексте российских угроз сделал несколько заявлений о недопустимости использования ядерного оружия, а также призвал мир «совместно противостоять применению или угрозам использования ядерного оружия». Перерастут ли эти заявления в практические шаги, направленные на укрощение партнеров и конструктивное международное сотрудничество, — выбор за Пекином.
Больше статей Наталии Бутырской читайте по ссылке.