UA / RU
Поддержать ZN.ua

Израиль — Палестина: разрушительное взаимонепонимание

Очевидно, что палестинцы пытаются каким-то образом сдвинуть "замороженную" ситуацию на Ближнем Востоке. Но не приведет ли это к обострению и так непростых отношений Израиля с Палестинской автономией?

Автор: Виктор Каспрук

Беньямин Нетаньяху призвал мир не признавать палестинское правительство национального единства. Главным аргументом израильского премьера является то, что Израиль и Запад классифицируют ХАМАС как террористическую организацию и не поддерживают никаких официальных деловых отношений с движением, выступающим за уничтожение еврейского государства.

В ответ на создание нового правительства национального единства Израиль решил оставить в силе решение, принятое в конце апреля, а именно - приостановить переговоры с палестинцами. Кроме того, израильский премьер дал поручение гражданской администрации, руководящему израильскому органу на Западном берегу, разморозить строительство 1800 единиц жилья.

Очевидно, что палестинцы пытаются каким-то образом сдвинуть "замороженную" ситуацию на Ближнем Востоке. Но не приведет ли это к обострению и так непростых отношений Израиля с Палестинской автономией?

Ведь, хотя во время приведения к присяге правительства президент Махмуд Аббас заявил, что "черная страница в истории была перевернута навсегда", и новое правительство намерено воссоединить Западный берег и сектор Газа, - после семи лет взаимной изоляции не все так однозначно, как этого хотелось бы лидерам ФАТХ и ХАМАС. Да и премьер-министр Нетаньяху категорически заявил, что государство Израиль не будет вести дипломатические переговоры с палестинским правительством, куда входят представители ХАМАСа, террористической организации, призывающей к уничтожению Израиля.

В ответ на заявление Израиля Махмуд Аббас подчеркнул: "Любые меры, к которым прибегнет Израиль, чтобы навредить интересам нашего народа, не останутся без ответа. Мы не ищем напряженности, но мы не потерпим коллективного наказания. Истинное намерение оккупации - сорвать единство палестинского народа, конфисковать его землю, строить новые поселения, контролировать Иерусалим и подорвать все международные усилия по достижению мира".

Формирование правительства национального единства и жесткая реакция на это Израиля - составляющая часть конкуренции между Аббасом и Нетаньяху за международную поддержку после срыва мирных переговоров между Израилем и Палестинской автономией. И что же дальше? Ведь с тех пор, как в 1978 г. было подписано Кэмп-Дэвидское соглашение, а в 1993 г. начался мирный процесс в Осло, палестинцы и израильтяне потеряли много времени.

Пока что никакие переговоры и договоренности не смогли дать палестинцам - свое государство и безопасность - израильтянам. Потому что разрушительное несоответствие видений решения ближневосточного конфликта из Израиля и Палестинской автономии все время тормозит возможность хоть как-то согласовать позиции обеих сторон.

Причем упрямое нежелание определенной части ведущих палестинских политиков признать государство Израиль порождает все новые проблемы для новых поколений жителей Палестинской автономии, которые давно могли бы жить нормальной и спокойной жизнью.

Однако когда обе стороны продолжительного противостояния ставят перед собой явно максималистские цели и не хотят от них отступать - нечего удивляться срыву договоренностей. Потому что для реализации рациональной политики необходимы политическая воля и желание достичь компромисса. До тех пор же, пока палестинцы не осознают, что реализация проекта Великой Палестины на всех землях древнего Израиля - невыполнимая утопия, формула "земли в обмен на мир" не сработает.

То же самое касается и израильтян, которым кажется, что расширение поселений на Западном берегу сделает палестинцев сговорчивее в их требованиях к Израилю: им не удастся территориальной экспансией достичь большей безопасности для своих граждан. Можно расширять поселенские проекты и в дальнейшем, но заставить палестинцев поверить в то, что такие действия открывают дверь к продолжению мирного процесса, не удастся никогда.

Конечно, когда палестинцы пытаются отталкиваться от позиции, что Израиль должен вернуться в границы 1967 г., - то это является полной утопией. В таком случае Израильское государство перестало бы существовать в его нынешнем виде. Но не следует забывать и того, что для арабского мира Палестина является вопросом справедливости, поскольку для арабов палестинская проблема остается и далее одним из ключевых вопросов.

При этом еще остается проблема, решить которую с такими подходами вообще невозможно. Это - вопрос палестинских беженцев. За все годы после провозглашения государства Израиль не было ни одного арабо-израильского вопроса, по которому возникали бы столь абсолютные расхождения. Палестинцы не готовы отказаться от претензий на возвращение.

Хотя, если придерживаться такой логики, Израиль взамен должен был выдвинуть встречные требования - не только возвращение около 700 тыс. беженцев-евреев в арабские страны, где они проживали до провозглашения Израильского государства, но и возврата им земель, которые втрое превосходят территорию Израиля, и имущества на 300 млрд долл., владельцами которого они когда-то были.

Почему-то арабский мир всегда, когда затрагивается вопрос о палестинских беженцах, скромно умалчивает о вопросе беженцев-евреев, которые вынуждены были покинуть арабские страны…

Анализируя причины создания палестинского правительства национального единства через семь лет внутреннего противостояния, следует обратить внимание на то, что обе палестинские группировки переживают времена политической уязвимости. Запрет движения "Братья-мусульмане" в Египте ослабила ХАМАС.А ФАТХ, в свою очередь, неудовлетворен усилиями Соединенных Штатов по урегулированию ближневосточного вопроса, о чем свидетельствует недавнее присоединение к 15 международным соглашениям вопреки неодобрению этого шага со стороны Вашингтона.

Да и маловероятно, что нынешнее соглашение единства сигнализирует о новой странице в развитии палестинской национальной истории. Поскольку экономика на Западном берегу, с раздутым государственным сектором и высоким уровнем долга, зависима от донорской помощи, на которую Соединенные Штаты имеют значительное влияние. А после того, как ХАМАС взял на себя руководство в секторе Газа, палестинцы получили коррумпированное, недееспособное и милитаризованное общество, учившее детей ненавидеть израильтян и использовавшее женщин и детей в роли живых щитов.

Чтобы достичь успеха, правительство национального единства должно быть готовым найти в случае необходимости новые источники финансирования и новые дипломатические альянсы, которые будут способны выполнять историческую роль, ныне принадлежащую Соединенным Штатам. Такие радикальные сдвиги вряд ли могут быть реализованы.

Однако правительство национального единства является первым необходимым шагом на пути к жизнеспособности Палестинского государства. Но понимают ли палестинцы, что продолжение противостояния с Израилем в таком же духе, как это было раньше, ни к чему положительному привести не может в принципе? Ведь насилие относительно евреев и отказ признания Израиля были ключевым элементом палестинской доктрины в течение всей их истории.

Но давайте представим, каким бы мог быть результат, если бы, вместо зацикленности на убийстве евреев, будь то спортсмены на Олимпиаде 1972 г. в Мюнхене или дети, уничтоженные террористами-смертниками в ходе второй интифады, палестинцы сосредоточили свои усилия на мирном развитии или расселении и обустройстве беженцев. Неописуемых страданий, смертей и руин удалось бы избежать с обеих сторон. И можно не сомневаться, что палестинцы в таком случае уже давно бы добились независимого государства. Израильтяне пострадали от арабского террора, но правда в том, что палестинцы в результате проиграли намного больше.

Возможно, в Палестинской автономии со временем придут к власти не коррумпированные и не настроенные на насилие лидеры, как нынешнее руководство ХАМАСа и ФАТХа. Которые захотят положить конец страданиям палестинцев, а не продолжать их до бесконечности во имя невозможной и нереальной победы в войне против Израиля.