UA / RU
Поддержать ZN.ua

Игры Пхеньяна

Северная Корея пытается подорвать южнокорейско-американский альянс

Автор: Наталия Бутырская

Северная Корея пытается вбить клин в отношения Вашингтона и Сеула именно тогда, когда Соединенные Штаты пытаются укрепить союзнические отношения с партнерами в Восточной Азии. Накануне визита государственного секретаря Энтони Блинкена и министра обороны Ллойда Остина в Японию и Южную Корею (15–18 марта) сестра северокорейского лидера Ким Ё Чжон в довольно бесцеремонной форме высказала предостережение двум странам, действия которых, с позиции КНДР, неприемлемы.

Известная своими регулярными атаками в сторону власти Южной Кореи, Ким Ё Чжон на этот раз тоже пыталась обнаружить болевые точки в межкорейских отношениях, чтобы нажать на президента Мун Чжэ Ина — сторонника улучшения отношений между двумя странами — перед переговорами с американскими партнерами. Именно при его посредничестве начался диалог между Дональдом Трампом и Ким Чен Ыном, что немного разрядило ситуацию на Корейском полуострове. Однако мирную инициативу президента Муна подорвало отсутствие прогресса в денуклеаризации Южной Кореи. Его амбициозный план создания свободного от ядерного оружия мирного и цветущего Корейского полуострова близок к провалу, поскольку времени до завершения президентской каденции в 2022 году (в Южной Корее президента можно избирать только на один срок) остается слишком мало.

Ким Ё Чжон
Jorge Silva/reuters

Формальным поводом к обвинению Южной Кореи в пересечении «красных линий» стало проведение общих корейско-американских учений, которые на этот раз проходили в форме компьютерного моделирования. Однако, как отмечает Ким Ё Чжон: «Все время мы были против самих общих учений, не принимая во внимание их масштаб и форму, потому что это не меняет их сути и характера как агрессивных военных учений, направленных на соотечественников». По ее словам, военные учения и диалог, враждебность и сотрудничество — несовместимы, и пообещала ответные действия. И сразу в письме объявила о ликвидации Комитета по делам мирного объединения родины — государственного агентства по сотрудничеству с Южной Кореей, которое, кстати, и так находится в замороженном состоянии из-за отсутствия руководителя после назначения Ри Сон Гвона министром иностранных дел. Также рассматривается вопрос расформирования органов, отвечающих за двустороннее сотрудничество, в частности Управления по международному туризму горы Кымган. Среди прочего, КНДР пугает и чрезвычайными мерами: аннуляцией межкорейского соглашения в военной сфере.

И если угрозы прекратить политическое, экономическое и культурное сотрудничество имеют символическое значение, потому что его и так не было, то военные учения вполне могут быть использованы как основа для будущих провокаций, а также для отказа от моратория на испытание межконтинентальных баллистических ракет в случае отсутствия согласия с администрацией Джо Байдена. Кстати, Северная Корея пока заняла выжидательную позицию в отношении Соединенных Штатов, наверное, именно поэтому до сих пор нет контактов, которые с середины февраля пробовали навести представители американской администрации через разные каналы.

Пхеньян отдает предпочтение «игре на публику». Поскольку заявление Ким Ё Чжон было направлено преимущественно на формирование «правильного поведения» Южной Кореи во время переговоров с американскими коллегами, новая администрация США была упомянута лишь одним абзацем-предостережением, что «если она желает комфортно спать следующие четыре года, то с самого начала ей лучше не делать того, что может его нарушить». Позицию же относительно возможности наладить контакт между КНДР и США вслед за ней разместила в центральных СМИ первый заместитель МИД Чхве Сон Хи.

Среди основных тезисов дипломата — призывы изменить подход и отказаться от применения санкций, не использовать враждебную политику против КНДР и не создавать дополнительного давления и принуждения. Формулировки выстраиваются в весьма завуалированной форме с некоторыми уточнениями, что позволяет маневрировать и указывает на желание «сидеть за одним столом и обмениваться словами на паритетных началах», при этом подчеркивается неготовность повторить опыт Сингапура и Ханоя. После провального саммита во вьетнамской столице очевидно, что северокорейская сторона с большой предосторожностью будет относиться к переговорам на высшем уровне без предварительно наработанного результата. Если раньше встреча между лидерами США и КНДР отвечала стремлениям сесть за стол переговоров с государством «номер один», то в нынешней ситуации для Северной Кореи важно достичь вполне конкретных целей, среди которых ослабление санкционного давления и статус-кво в вопросах ядерного оружия. Это резко контрастирует с «необдуманной ерундой о полной денуклеаризации», которую заместитель министра заметила и после смены власти в США, пообещав отвечать силой на силу, а добром на добро.

Пока Северная Корея тщательно следит за действиями Соединенных Штатов, Джо Байден поручил своей администрации пересмотреть внешнюю политику страны и выработать новый подход к Северной Корее. Сейчас, по словам госсекретаря Энтони Блинкена, осуществляется непредубежденный обзор разных точек зрения через консультации с партнерами, среди которых критически важными являются позиции Южной Кореи, Японии и других союзников. Их взгляды будут интегрированы в северокорейскую политику администрации Байдена.

flickr/U.S. Department of State

Визит госсекретаря и министра обороны США имел целью не только подтвердить преданность союзническим отношениям с Японией и Южной Кореей, нарушенным действиями предыдущего президента Дональда Трампа, но и заручиться поддержкой в сдерживании угроз со стороны Китая и Северной Кореи. Тогда как американо-японский альянс выступает основой регионального мира, стабильности и процветания Индо-Тихоокеанского региона, приоритетом для американо-южнокорейского союза являются проблемы Северной Кореи, связанные с ядерным оружием и баллистическими ракетами. Однако во время визита Энтони Блинкен неоднократно подчеркивал важность трехстороннего сотрудничества между США, Японией и Республикой Корея, учитывая, что ядерная программа КНДР угрожает всему региону и миру вообще.

Налаживание отношений между двумя своими ведущими азиатскими союзниками, которые переживали недоразумение в решении исторических проблем и были близки к разрыву соглашения об обмене разведывательными данными, для Вашингтона важен шаг в усилении безопасности не только Восточной Азии, но и региона вообще. Однако если Япония разделяет видение США в отношении подходов к определению угроз и мер безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, а также хочет усилить собственный вес как важного регионального игрока, то Южная Корея заметно более сдержанна в вопросах, которые могут вызвать неудовольствие Китая и Северной Кореи.

Юг неоднократно попадал под давление Пекина и Пхеньяна из-за чрезвычайно важного для его собственной безопасности альянса с Соединенными Штатами. А после опыта необъявленной торговой войны со стороны КНР (ведущего торгового партнера) из-за размещения на своей территории американских систем противоракетной обороны THAAD Сеул не только воздерживается от критики Китая, но и избегает приглашать партнеров взаимодействовать в рамках Quad, вызывающего у того сильное раздражение. Южная Корея старается избегать конфронтации с КНР не только из-за активного торгового сотрудничества, но и из-за желания заручиться поддержкой с ее стороны в решении северокорейской проблемы.

Важность влияния на Северную Корею Китая, в руках которого не только 90% всей внешней торговли, но и ключ к выживанию в условиях постпандемического восстановления и санкционных ограничений, признают и США. Госсекретарь Блинкен во время азиатского турне призвал КНР использовать свой авторитет, чтобы подтолкнуть Пхеньян, с которым имеет «уникальные отношения», к денуклеаризации.

Что же касается Северной Кореи, которая долгие годы одним из условий достижения мира выдвигает вывод американского контингента с территории Юга и регулярно прибегает к военным провокациям в ответ на совместные американо-корейские военные учения, то с ней у президента Муна добавились новые проблемы: кроме вопроса денуклеаризации, Джо Байден хочет вернуть в центр своей внешней политики соблюдение прав человека и демократические ценности. А это именно та болезненная тема, которую, даже несмотря на жесткую критику оппонентов, избегал поднимать известный в прошлом борец за отстаивание прав людей Мун Чжэ Ин, стараясь не обременять отношения с северным соседом дополнительными сложностями.

Мун Чжэ Ин

После четырех лет неопределенности Сеул наконец получил от американских высоких должностных лиц четкое подтверждение преданности защите Республики Корея согласно Договору о взаимной обороне с использованием всего спектра возможностей США. Вдобавок страны смогли уладить длительный спор о распределении затрат на оборону, которые Дональд Трамп требовал увеличить в пять раз, удовлетворив интересы обеих сторон. Южная Корея получила гарантии безопасности, но, к сожалению, не мира. Через несколько недель Вашингтон обещает завершить формирование северокорейской политики, в которой Республика Корея будет должна играть важную роль как союзник Соединенных Штатов. И даже несмотря на то, что администрация Мун Чжэ Ина будет стараться и в дальнейшем брать на себя роль медиатора, больше всего заинтересованного в решении корейской проблемы, американский фактор будет становиться поводом для новых обвинений со стороны Пхеньяна в его надежде создать раскол в альянсе, выступающем для него серьезным раздражителем.

 

Больше статей Наталии Бутырской читайте по ссылке.