UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дружба только впереди…

Киев и Бухарест все же решились нажать кнопку «перезагрузки».

Автор: Анатолий Лазаренко

После продолжительной паузы в украинско-румынских контактах на высоком уровне, вызванной отменой визита Траяна Бесеску в Украину и громким шпионским скандалом, Киев и Бухарест все же решились нажать кнопку «перезагрузки». Первый шаг в этом направлении сделала украинская сторона еще в мае нынешнего года, направив главу своего внешнеполитического ведомства в Бухарест для «налаживания мостов». На днях Украину с ответным визитом посетил главный румынский дипломат Теодор Баконски.

Нельзя сказать, что за последние полгода что-то кардинально изменилось в двусторонних отношениях или какие-то ключевые вопросы были сняты с повестки дня Киева и Бухареста, однако даже невооруженным взглядом заметен спад страстей в СМИ в отношении друг друга. Что же заставило Украину и Румынию резко стать мудрее и начать хотя бы разговаривать?

После триумфального вступления Румынии в Евросоюз и благоприятного решения Гаагского международного суда в отношении раздела континентального шельфа в районе острова Змеиный «белая полоса» для команды Бесеску сменилась «серой». Глобальный экономический кризис серьезно ударил по экономике этой страны, ЕС и внешние кредиторы требовали кардинальных действий по сокращению госаппарата, урезанию социальных льгот, в т.ч. снижения зарплат. Поскольку Румыния - член ЕС «второго сорта», румынская рабочая сила столк­нулась с ограничениями в свободе перемещения по территории Евросоюза. Из-за миграционных проблем с цыганами были серьезно испорчены отношения даже с извечным адвокатом Румынии в ЕС - Францией. Осталось невыполненным главное обещание Бесеску на внешнем фронте - вступление в Шенген до конца 2011 года из-за проблем с коррупцией и в сфере управления границами. В этих условиях Бухарест стал искать возможность демонстрации какого-либо позитива на внешнем фронте, в том числе в отношениях с Киевом.

Какова ситуация в Украине, все и так прекрасно понимают. Можно лишь отметить, что в условиях последних «успехов» Киева во взаимоотношениях с Евросоюзом поддержка Бухареста кажется как минимум не лишней. Не досаждающий критикой за «посадку» лидеров оппозиции Бухарест сегодня может показаться команде Виктора Януковича гораздо более близким другом, чем это виделось всего несколько месяцев назад. Сегодня Румыния пытается позиционировать себя не меньшим лоббистом Украины в ЕС, чем Польша. В Киеве все прекрасно понимают, однако на данном этапе рады даже «доброму слову».

Итак, мотивы для сближения сторон вроде бы оформились, начался диалог. Однако каковы реальные перспективы расчистки «завалов» в двусторонних отношениях, в первую очередь в сфере совместного хозяйственного использования бассейна р. Дунай, обеспечения прав национальных меньшинств, массовой выдачи румынского гражданства нашим соотечественникам и т.д.?

Как свидетельствуют источники ZN.UA, причастные к организации визита румынского гостя, Теодор Баконски был крайне благостен в своих высказываниях и пытался концентрироваться на позитиве, при этом он не вышел за рамки традиционных «красных линий» Буха­реста по основным проблемным вопросам двустороннего сотрудничества. Это же косвенно подтвердил и брифинг для СМИ, когда главы дипломатических ведомств двух стран обошли все «острые углы», выразив надежду на продолжение конструктивного диалога по наиболее чувствительным вопросам. В ходе пресс-конференции румынский министр так увлекся исключительно оборонительным характером элементов ПРО США, которые в ближайшем будущем будут размещены на одной из румынс­ких военных баз, что чуть не забыл (возможно, случайно) ответить на традиционный вопрос журналистов относительно наличия у Румынии территориальных претензий к Украине.

После запуска Украиной в русле Быстрое своего канала Дунай-Черное море в Бухаресте решили прекратить давление на Украину на двустороннем уровне. Румынская сторона предпочла действовать при помощи более агрессивной тарифной политики в вопросах судоходства на Дунае, а также используя международные площадки, такие как Дунайская комиссия и диалог в рамках Конвенции Эспоо. Киеву, впрочем, также есть что предъявить Бухаресту в сфере антропогенного воздействия на окружающую среду. Более того, до последнего времени в Румынии, мягко говоря, с неохотой воспринимали инициативы относительно необходимости комплексного мониторинга бассейна р. Дунай, а не только той его части, где функционирует украинский ГСХ «Дунай-Черное море».

Наибольший общественный резонанс в Украине, как собственно и в Румынии, до последнего времени вызывала тематика гуманитарного сотрудничества. Киев «бьет себя в грудь», демонстрируя наличие более 80 общеобразовательных школ с румынским языком преподавания (школы с молдавским языком преподавания идут отдельным списком), финансируемые за бюджетные средства теле- и радиовещание на румынском языке, библиотеки и дома культуры. Это явно контрастирует с гораздо более скромными достижениями Румынии в сфере обеспечения прав нацменьшинств (всего одна единственная школа с украинским языком преподавания). Румыны, очевидно, полагают, что лучшая защита - нападение, и требуют своего представительства в украинском парламенте (по аналогии с румынским законодательством), отдельный вуз с полным циклом преподавания на румынском языке, введение учебного курса «история румын» в украинских школах и т.п. Следует отметить, что Бухарест, хотя вслух и не увязывает, но подразумевает свою поддержку евроинтеграционного курса Украины в обмен на дополнительные усилия Киева по удовлетворению гуманитарных потребностей румынской общины. Визит румынского президента в Сербию в начале ноября с.г. стал ярким свидетельством такого подхода Бухареста к своим соседям. Не стоит рассчитывать, что для Украины сделают исключение.

Киеву давно пора прекратить тщетные попытки «усовестить» Бухарест в отношении массовой выдачи румынского гражданства населению Украины. Гораздо более эффективным было бы ужесточение собственного законодательства в этой сфере. Насколько известно, прошедший первое чтение законопроект относительно внесения изменений и дополнений в закон о гражданстве так и не был внесен на второе чтение из-за вмешательства ряда заинтересованных народных избранников, имеющих в кармане паспорта других государств.

На сегодняшний день основным двигателем перезагрузки отношений с Румынией можно назвать отечественный МИД. В других ведомствах, особенно силовых, преобладают «ястребы», полагающие, что Румыния - один из ключевых конкурентов Украины в регионе, а также страна, имеющая скрытые территориальные претензии к Украине и реализующая экспансионистскую политику в нашем государстве.

Безусловно, Румыния не агнец, и дав ей палец, можно остаться без руки. Однако все помнят слова Черчилля: в политике нет вечных врагов или друзей, а есть интересы… А значит, Киеву необходимо безотлагательно начать диа­лог с Бухарестом, избавиться от устоявшихся стереотипов, чтобы создать климат хотя бы минимального доверия и подойти к разрешению наиболее чувствительных вопросов двусторонней повестки дня, естественно, с оглядкой на необходимость обеспечения собственных нацио­нальных интересов.