UA / RU
Поддержать ZN.ua

Договор между США и Ираном

Стоит ли "расстреливать покойника"?

Автор: Виктор Каспрук

Решение Соединенных Штатов выйти из договора о дружбе между Америкой и Ираном стало реакцией на вердикт Международного суда ООН, обязавшего США вывести из-под санкций против Ирана гуманитарную помощь, продовольствие, медикаменты и запчасти, связанные с безопасностью в гражданской авиации.

Расторжение Соединенными Штатами договора о дружбе с Ираном, подписанного с шахом в 1955 году, означает, что отношения между Вашингтоном и Тегераном переходят в иную фазу. Хотя странно, что ни Америка, ни Иран не расторгли его после Исламской революции в Иране 1979 года и свержения с престола шаха Мохаммеда Реза Пехлеви.

Так же непонятно, почему США не расторгли договор с государством - одним из главных спонсоров терроризма, когда с 4 ноября 1979 года до 20 января 1981-го в Иране были захвачены в заложники сотрудники американского посольства.

Все это очень напоминает ситуацию, если бы кто-то решил откопать труп для того, чтобы после эксгумации его публично расстрелять. Ведь хотя де-юре договор не был расторгнут, де-факто он уже давно не работал.

Это решение президента США Дональда Трампа можно рассматривать в контексте промежуточных выборов в Конгресс в ноябре. Однако это может также означать, что Америка готова наказать Иран за его военные авантюры в Сирии и сближение с Россией, перекинувшей свою гибридную войну и на Ближний Восток.

С другой стороны, выход США из договора именно сейчас может сыграть на руку Кремлю, поскольку наличие этого документа могло сдерживать сближение Тегерана с Москвой. А после решения президента Трампа такого фактора сдерживания уже не существует.

Решение США отказаться от ядерного договора с Ираном не остановит продвижение Тегерана к ядерному оружию. А его получение Ираном может подтолкнуть и другие страны Ближнего Востока к реализации собственных ядерных программ. Прежде всего Египет и Саудовскую Аравию.

Таким образом цепная реакция спровоцирует другие государства заполучить и для себя статус ядерных. И тогда лишь вопрос времени, сколько еще стран решат обзавестись ядерным оружием, и система ядерного сдерживания перестанет работать, а ядерная война станет неизбежной.

Иранские лидеры уже давно сделали свой выбор, финансируя терроризм, призывая к уничтожению Израиля и культивируя в обществе ненависть к Америке. Однако любые серьезные финансовые и нефтяные санкции против Ирана зависят от поддержки Европейского Союза, которой у США сейчас нет.

Поэтому очередной виток обострения отношений между американцами и иранцами может сработать на руку Москве. Которая, используя противоречия в подходах к иранскому вопросу между ЕС и США, не упустит возможности попытаться ослабить евроатлантическую солидарность.

Иран отмечает, что санкции США против него являются незаконными и жесткими, но законно ли ведет себя сам исламистский режим в Иране, если после захвата власти исламисты терроризировали, заключали в тюрьмы, пытали и массово убивали сотни тысяч невинных иранцев и политических диссидентов, а женщин преследовали за отказ носить мусульманскую одежду? Не говоря уж о том, что Тегеран финансирует террористические группировки, вроде ливанской "Хезболлы" и палестинского ХАМАСа. Но несмотря на это некоторые лидеры в Европе критикуют президента Трампа за его подходы к Ирану, а не к муллам и их произволу.

Снисходительны подходы части европейского политического истеблишмента к исламистскому режиму в Иране - это неуважение к тем, кто погиб, защищая ценности западной цивилизации, и к тем, кто все еще борется с иранскими ставленниками в Сирии, Ираке и Афганистане. И если Иран не остановить, то все жесткие методы, отработанные на своих гражданах, он может перенести на весь регион. А тогда вообще уже вряд ли можно будет говорить о какой-либо перспективе мира на Ближнем Востоке.

Похоже, что в припадке безудержной демонстрации гуманности к правящим в Иране исламистам недальновидные европейские политики готовы сделать все, чтобы те продолжали свои жестокие эксперименты над иранским народом.

Решение Международного суда ООН подтверждает тот факт, что Иран имеет право на гуманитарную помощь. Но в чем это право заключается? Ведь эта богатая нефтью страна является членом Организации стран - экспортеров нефти (OPEC), которая решает, сколько ее производить и поставлять остальному миру, а также контролирует цены. И от этого на самом деле страдают страны третьего мира, испытывая недостаток нефтепродуктов, когда цены искусственно завышаются.

Иран не сетовал бы на дефицит поступления нефтедолларов, если бы не его экспансионистская политика и желание доминировать на Ближнем Востоке. Благотворительность нужно реализовывать у себя дома, отдавая поступления от продажи нефти на улучшение жизни своих граждан, а не на ядерные устремления. Ведь если Иран может тратить миллиарды на поддержку исламистского терроризма и ядерное оружие, то в гуманитарной помощи он не нуждается.

Можно предположить, что Тегеран еще и потому вспомнил о договоре о дружбе с США, что его союзнику Москве нужен прецедент, когда американцы отказываются выполнять решение Международного суда. Ведь если Украина выиграет в международных судебных инстанциях свои иски, связанные с агрессией России, Кремль сможет апеллировать: мол, Америка не захотела выполнять решение Международного суда, поэтому и мы не будем выполнять.

Возникает странная ситуация: Иран может позволить себе финансировать запуски ракет, оплачивать затратное военное вмешательство и многолетнее ведение войны, так почему другие должны беспокоиться о том, что он не способен прокормить собственное население?

Если у Ирана есть деньги на развитие ядерных технологий и иностранный авантюризм, то почему он нуждается в гуманитарной помощи? Любая страна, получая такую ​​помощь, должна сначала продемонстрировать, что она тратит имеющиеся деньги на удовлетворение нужд своего народа, а не на иные цели.

Тегеран хочет заполучить контроль над Ближневосточным регионом, стать влиятельным игроком на мировой политической шахматной доске, обладать ядерным оружием, и в то же время - чтобы все его геополитические авантюры оплачивал кто-то другой. США вовсе не обязаны оказывать помощь своему противнику, чтобы этим продолжить страдания иранского народа.

Вместе с тем из-за решения Международного суда ООН в очередной раз встает вопрос о необходимости реформировать Организацию Объединенных Наций, которая в своих действиях придерживается регрессивных и ретроспективных подходов.

В ООН утверждают, что организация поощряет защиту права человека, но на самом деле почти ничего для этого не делает. Она защищает права иранских мулл, но не приняла никаких конкретных мер, чтобы остановить войну России против Украины. В ООН говорят о защите бедных, но позволяют миллионам африканцев жить в голоде просто потому, что ООН не смогла добиться использования в Африке современных сельскохозяйственных технологий и получения водных ресурсов в контексте глобального изменения климата.

Между тем расторжение договора между США и Ираном в ответ на решение Международного суда сводит отношения между этими странами до нового минимума. На разрядке отношений между ними, которая была начата во времена президентства Барака Обамы, поставлена ​​последняя точка. А как заявил государственный секретарь США Майк Помпео, Иран злоупотребляет Международным судом ООН, и Соединенные Штаты имеют право восстановить санкции в отношении Тегерана из-за угрозы, которую представляет для Америки иранская политика.