UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Большая катастрофа» американо-турецких отношений

Приведет ли признание Байденом геноцида армян к разрыву отношений Анкары и Вашингтона?

Автор: Александр Хара

Президент Джозеф Байден признал события 106-летней давности на территории Османской империи геноцидом армян.

Это непременно вызовет определенное пике в американско-турецких отношениях, несмотря на дружеское предупреждение американского президента в телефонном разговоре с его турецким коллегой накануне признания вместе с подтверждением заинтересованности в «конструктивных двусторонних отношениях с расширением сфер сотрудничества и эффективным управлением расхождениями». Впрочем, непродолжительное возмущение и шаги в ответ в среднесрочной перспективе должны смениться отношениями к лучшему, ведь в этом есть обоюдная заинтересованность, а у Анкары — и настоятельная необходимость.

О «Мэдс Эгерн» («Великая катастрофа» — по-армянски) американцам известно с самого начала, ведь «кампанией расового уничтожения» те события охарактеризовал очевидец — посол США в Османской империи Ганс Моргентау-старший. Возможно, он употребил бы и слово «геноцид», но как юридическое понятие в оборот его ввел Рафал Лемкин лишь в 1941 году. Кстати, в качестве примера такого преступления он назвал и Голодомор в Украине.

В мае 1915 года посол Г. Моргентау как представитель нейтральной страны передал правительству Османской империи демарш враждующих с ней Великобритании, Франции и России, в котором впервые в истории прозвучало обвинение государства в совершении «преступлений против человечности». Благодаря американскому дипломату, в 1915 году в Америке был создан Ближневосточный фонд помощи, который в течение пятнадцати лет потратил на спасение армян и помощь им и другим пострадавшим меньшинствам более 1,2 млрд долл. (в современном эквиваленте).

По завершению войны в 1919–1920 годах в Турции состоялось несколько военных трибуналов, которые на основе свидетельств очевидцев и документов вынесли приговоры руководству националистического Комитета единения и прогресса за совершенные преступления против армян. Впрочем, политическая ситуация изменилась, подавляющее большинство осужденных избежало наказания, а сама проблема стала, по точному выражению турецкого историка Танера Акчама, «коллективным секретом» страны.

В 2009 году при посредничестве Вашингтона Анкара и Ереван подписали протоколы о восстановлении и развитии дипломатических двусторонних отношений, что открывало путь к их нормализации. Впрочем, неоднозначное восприятие этих документов в Армении привело к приостановлению их ратификации в 2010 году, отзыв из парламента в 2015-м и признание никчемными в 2018 году. В Анкаре тоже произошел разворот на 180 градусов от беспрецедентного заявления с выражением сочувствия армянскому народу тогдашним премьер-министром Рэджепом Эрдоганом в 2014-м к введению через три года административного наказания за упоминание о «геноциде армян» в стенах парламента.

Рэджеп Эрдоган
Сайт президента Украины

Как ни парадоксально, в Конгрессе США неформальный запрет на это словосочетание существовал 44 года: с момента, когда Палата представителей в 1975-м приняла резолюцию, уполномочившую главу государства установить национальный день памяти геноцида, вплоть до 2019 года, когда была принята резолюция, осудившая геноцид армян, а также упомянувшая о геноциде греков, ассирийцев, халдеев, сирийцев, арамейцев, маронитов и других христиан Османской империи. Возмущенный этим, а также аналогичным признанием со стороны Германии и Нидерландов, Эрдоган заявил, что «страны, история которых запятнана геноцидом, рабством и эксплуатацией, не имеют права поучать Турцию».

Немного меньше времени понадобилось исполнительной ветви. Впервые слово «геноцид» употребил президент Рональд Рейган в 1981 году. Но через год после убийства в Лос-Анджелесе турецкого дипломата словосочетание «геноцид армян» стало табу в Белом доме. Более того, раздел «армянский терроризм» дополнил соответствующий список вместе с разъяснением, что, «поскольку исторические данные о событиях 1915 года в Малой Азии неоднозначны, Государственный департамент не поддерживает утверждения о том, что правительство Турции совершило геноцид против армянского народа. Армянские террористы используют это утверждение, чтобы частично оправдать свои постоянные нападения на турецких дипломатов и учреждения».

Несколько кандидатов в президенты США в своих предвыборных обещаниях обязывались признать геноцид армян, но, оказавшись в Овальном кабинете, отдавали предпочтение другим соображениям: Джордж Буш-младший нуждался в союзнике в «глобальной войне с террором» в Ираке, а Барак Обама и Дональд Трамп — в борьбе с «Исламским государством» в Сирии.

Так почему же это произошло сейчас? Тандем президента Барака Обамы и вице-президента Джо Байдена выполнял миссию исправления ошибок Джорджа Буша-младшего и «прекращения бесконечных войн», возвращения ценностного измерения внешней политике, а также моральной высоты — Америке. Именно это намерен повторить президент Байден с новым напарником после правления Трампа: прекратить, наконец, бесконечные войны, восстановить альянсы, обновить сияние «Города на холме», решив гендерные и расовые разногласия дома, поддерживая демократию и права человека в мире.

«Юридически обязывающие заявления не имеют выгоды, но могут нанести ущерб связям. Итак, если США хотят их ухудшить, то это их решение», — заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Впрочем, американо-турецкие отношения и так переживают не самые лучшие времена.

Их ухудшение началось в каденцию Б. Обамы, когда тот, в отличие от Владимира Путина, не поторопился высказать безоговорочную поддержку Р. Эрдогану во время попытки государственного переворота в 2016 году, а потом отказал в экстрадиции обвиненного в его организации Ф. Гюлена. Два года продолжалась эпопея с освобождением обвиняемого в причастности к перевороту американского пастора, что американцы воспринимали как удержание заложника. По мнению Анкары, заокеанский союзник пренебрегал ее безопасностными интересами, поддерживая сирийских курдов, которые рассматриваются как реальная угроза Турции.

Тем временем турецкая военная операция возле города Африн угрожала прямым столкновением ее военных с американскими. Противостояние Турции с Грецией и Кипром, где США очевидно на стороне последних, а также с Египтом, ОАЭ и Саудовской Аравией, погружение в ливийский гражданский конфликт сделали актуальными передислокацию с турецких территорий американских сил и средств, а также пересмотр роли Анкары в геостратегических расчетах Вашингтона. В 2018-м, на время реконструкции инфраструктуры в Африке, ВВС США начали использовать греческую, а не турецкую авиабазу для операций разведывательных беспилотников.

Турецкий банк, акциями которого владеет правительство, а также причастных должностных лиц Минюст США обвинил в отмывании нескольких десятков миллиардов долларов и помощи иранскому режиму в преодолении американских санкций. Масла в огонь добавил Д. Трамп, введя дискриминационные тарифы и санкции на ряд турецких товаров (что ощутимо девальвировало лиру), и прекратив программу поставки новейших истребителей F-35 за покупку турками российского ЗРК С-400. Тем временем Конгресс ввел в отношении Турции неформальное эмбарго на продажу нового оружия и техники, а также модификацию уже имеющихся.

«Заявление США, искажающее исторические факты, никогда не будет принято в сознании турецкого народа, вскроет глубокую рану, которая подрывает наше взаимное доверие и дружбу», — говорится в заявлении турецкого внешнеполитического ведомства. Дело не закончится вызовом американского посла в МИД Турции и возможным отзывом своего посла для консультаций.

Шаг администрации Байдена как глубокую обиду воспринимает не только правящая элита, но и преобладающая часть общества, поскольку он наносит удар по отцам-основателям республики, политико-идеологической конструкции, в частности по концепту единства, выделяя из турецкой наций отдельные этносы и группы. Так что нужно ожидать как «единения вокруг флага», так и усиления антиамериканских настроений. При этом такие действия расцениваются как проявление двойных стандартов, ведь правительство США не приняло жестких мер в отношении саудовского принца, причастного к садистскому убийству журналиста Джамаля Хашогджи на территории диппредставительства в Стамбуле. Вряд ли примут во внимание то, что Эрдоган сам неоднократно называл геноцидом убийство около восьми тысяч боснийских мусульман в Сребренице, хотя жертв «Великой катастрофы» на порядок больше.

Соединенные Штаты могут ощутить уязвимость своих безопасностных интересов в регионе. В частности могут быть осложнены условия использования авиабазы Инджирлик, например, введены ограничения в поддержку операций вне НАТО. Могут пострадать и третьи стороны, в частности сирийские курды, на которых может пролиться стальной дождь. Сопутствующей жертвой может стать и Киев, если Анкара задействует «рычаг Монтрё», чтобы сковать свободу действий американских ВМС в Черном море, тогда как присутствие их ракетоносителей возле украинских берегов крайне необходимо. Без замены их кораблями других нечерноморских стран — членов Альянса Кремль может прибегнуть к опасным авантюрам, ведь имеет неоспоримое преимущество в Черном море, даже без дополнительной переброски средств Балтийского флота и Каспийской флотилии. Путин будет иметь дополнительную возможность соблазнять Эрдогана пусть и ситуативным, но союзничеством, ведь России с ее кровавой историей и восхвалением палачей безразличны геноциды, что подтвердило блокирование в 2015 году резолюции Совета Безопасности ООН о признании геноцидом уже упомянутой резни в Сребренице.

Вместе с тем после прогнозируемого показного охлаждения отношений должно произойти их возвращение на докризисный уровень. Имея в активе успешные военные операции и дипломатические достижения в регионе, Турция усилила свои позиции как сила, с которой должны считаться. Впрочем, реализуя геостратегические амбиции, Анкара явно переоценивает свои силы, ведь отчасти ей приходится противодействовать мощным игрокам и объединениям меньших акторов — России и ее иранских сообщников, американским союзникам на Ближнем Востоке.

Турецкий ОПК весьма мощный, но не самодостаточный, что, кстати, объясняет одну из причин заинтересованности Анкары в углублении партнерства с Киевом. Впрочем, Турции нужен доступ не только к оборонительным технологиям, большинство из которых не просто западные, а американские. Турецкое экономическое чудо переживает не самые лучшие времена (падение реального ВВП в 2020 году — 3,9%, инфляция составляет 11,9%, а безработица — 14,6%), что обусловлено как структурными проблемами и глобальным замедлением экономического развития в условиях пандемии, так и введенными Соединенными Штатами ограничительными мерами.

Ухудшение экономического состояния бьет по электоральному ядру партии власти, а ее шаги, направленные на закручивание гаек, привели к потере крупных городов, население которых не желает мириться с сужением свои прав и свобод. Так что стремление Байдена починить поврежденные предшественником альянсы может сыграть положительную роль. Никуда не денутся расхождения (в частности относительно курдов), но могут же восстановиться партнерские связи по всему спектру вопросов, прежде всего безопасностных и экономических.

Исключительное геостратегическое расположение Турции и совпадение ключевых интересов могут стать гарантией обновления партнерства. Отмена санкций и дискриминационных тарифов будут иметь немедленное позитивное влияние на экономику, а содействие взаимодействию приблизят к определенной два года назад цели — довести двусторонний товарооборот до 100 млрд долл. В преодолении американо-турецких расхождений и возвращению Анкары к ее докризисной роли в НАТО заинтересованы не только эти страны, но и весь Черноморский регион.

Низшая точка в отношениях зафиксирована, время начинать восходящее движение.

Больше статей Александра Хары читайте по ссылке.