21 июля 79-летний бельгийский монарх Альберт II покинет престол по собственному желанию. Об этом он объявил 3 июля, избрав эту дату для восшествия на престол своего сына - принца Филиппа не случайно: 21 июля 1831 г. состоялась инаугурация первого бельгийского короля Леопольда I, и теперь этот день считается национальным праздником страны. Тогда в Европе возникло государство, ставшее сегодня в определенном смысле символом общеевропейского единства, местом сосредоточения европейских и евроатлантических институтов.
Однако именно в годы 20-летнего правления короля Альберта II в самой Бельгии назрел раскол, вылившийся в затяжной политический кризис 2010–2011 гг. и способный привести к разделу Королевства Бельгия по линии север-юг - на независимую Фландрию, где говорят на голландском языке, и франкоговорящую Валлонию. Лингвистическое противостояние голландской и французской части 10,5 миллионного народа усугубилось сегодня из-за экономических последствий общеевропейского кризиса. Всеми этими противоречиями умело пользуются политические партии двух частей Бельгии, некоторые из которых (особенно на севере страны) в своих программах давно вынашивают планы "демонтажа" бельгийского государства. Однако наряду с прочими сложными вопросами подготовки "развода" наличие института королевской власти делает этот процесс еще более сложным. К тому же бельгийский монарх в последние годы укрепил свой авторитет, стал действительно символом единства бельгийской нации. Если Филипп окажется достаточно мудрым и сильным, чтобы продолжить усилия своего отца, то Бельгия как единое государство может получить новый шанс.
Король, который
не должен был им стать
Альберт не должен был стать монархом. Он был вторым сыном в семье короля Леопольда III и Астрид Шведской. Однако его старший брат - король Бодуэн I неожиданно скончался в 1993 г. в возрасте 62 лет, не оставив после себя потомков. Тогда и было решено, что Альберт, которому на тот момент было 59, сможет занять бельгийский престол. До этого он председательствовал в пенсионном фонде, занимался вопросами окружающей среды и возглавлял торговые делегации бельгийских бизнесменов в различные страны. В своей инаугурационной речи в августе 1993 г. он поклялся "защищать суверенитет и территориальную целостность" своей страны.
За два десятилетия, прошедших с тех пор, ему приходилось не раз становиться посредником в спорах политиков Фландрии и Валлонии. Особенно сложными для престарелого монарха были последние годы, когда после выборов 2010 г. потребовалось почти полтора года, чтобы политические силы договорились о формировании нового федерального бельгийского правительства.
Король, формально не имеющий права вмешиваться в процесс политических переговоров, в этот период не менее восьми раз пытался урегулировать споры политиков, отправляя своего представителя для участия в переговорах политиков севера и юга, а порой выступая в роли рефери. Компромисс был найден лишь в декабре 2011 г., когда удалось сформировать практически уникальную коалицию из шести партий во главе с премьером Элио Ди Рупо. За последние 40 лет это был первый премьер-социалист - выходец из франкоговорящей части Бельгии.
Его главные оппоненты из фламандской сепаратистской партии N-VA - "Новый фламандский альянс" (НФА) - во главе с Бартом де Вивером были оставлены за бортом коалиции и потерпели фиаско при попытках уже сейчас начать процесс демонтажа единого государства. Однако 2012 г. принес этой партии новую громкую победу в ходе локальных выборов во Фландрии (ZN.UA, 19 октября 2012 г. - "Фландрия голосует за раскол страны"). Отдавая должное искусству политического маневрирования ди Рупо, можно также отметить немаловажный, но не всем очевидный факт, что король Альберт был всегда на его стороне. Дошло до того, что в конце прошлого года, пытаясь в очередной раз атаковать своего политического оппонента, Барт де Вивер обвинил премьера ди Рупо в том, что он "скрывается за троном Альберта II". Раз так, то и король стал для него опасным противником.
Понятно, что сепаратисты не любят короля, и это взаимно. В своем предрождественском поздравлении в декабре 2012 г. Альберт II неожиданно напомнил гражданам страны о том, как в 30-х гг. минувшего столетия бельгийцы поддались влиянию "популистов", пытавшихся посеять рознь в стране и поссоривших Бельгию с традиционными союзниками. Это сделало ее беззащитной перед агрессией нацистов.
На что Барт де Вивер заявил, что эти слова короля были вложены в его уста, очевидно, премьером: "Ди Рупо не говорит, что я фашист, но, по-видимому, думает так и делает так, чтобы король это говорил".
Лидер фламандских сепаратистов заявил несколько месяцев назад, что для него король больше не является независимой фигурой. Он также напомнил, что отец Альберта II, будучи захваченным нацистами, "пил кофе" с Гитлером в 1940 г. в Баварии. В те годы это чуть было не привело к гражданской войне в Бельгии и сильно подорвало авторитет монархии.
Как бы там ни было, сегодня мнения бельгийцев по поводу монархии разделились. Одни уверены, что король зашел слишком далеко, вмешиваясь в политическую жизнь страны, другие считают действия монарха логичными, ведь на кону - судьба его короны и будущее королевства. Кому как не бельгийскому королю их защищать? Более 40% сограждан поддерживают действия Альберта II, отдавая ему должное, по крайней мере, за то, что в условиях затянувшегося кризиса именно он поддерживал стабильность в стране.
3 июля король Альберт II сообщил об отречении в пользу сына - принца Филиппа, сославшись на преклонный возраст и слабое здоровье, не позволяющие ему выполнять далее королевские функции.
Королевский гамбит
Эксперты ищут в поступке короля также скрытые политические мотивы, хотя, конечно, никто не может поставить под сомнение явные причины, побудившие Альберта к этому шагу. Но стоит обратить внимание, что новый бельгийский король вступит в свою должность менее чем за год до следующих выборов в мае 2014 г., в ходе которых фламандские националисты готовятся взять реванш за все годы, прошедшие с минувших выборов, после которых они не смогли воспользоваться плодами своей победы. В том числе и стараниями короля.
Сразу после сообщения об отставке Альберта II один из депутатов НФА в бельгийском Сенате (палате представителей) Ян Ямбом заявил, что сейчас "мы имеем уникальную возможность приспособить монархию к реалиям XXI столетия, … ухватившись за этот шанс обеими руками, мы должны покончить с данным пережитком феодализма".
Даже лидер фламандских христианских демократов Воутер Беке полагает, что "монархия несовместима с современной демократией". Но принимая во внимание популярность, которой у бельгийцев пользуется король, он также считает необходимым решить вопрос, "как монархия может выполнять свою роль в условиях современной Бельгии?".
На юге страны у франкоговорящей части бельгийцев король пользуется большим уважением. Вот почему нынешний премьер ди Рупо, отдавая должное деяниям Альберта II, выразил надежду, что при новом короле "страна будет с оптимизмом и уверенностью смотреть в будущее".
Однако даже правительство более лояльных монархии социалистов сегодня заявило, что королевскую семью при новом монархе впервые в истории Бельгии обяжут платить налоги с покупок алкоголя, бензина и сигарет, расходы двора также теперь будут находиться под более тщательным контролем. 9 июля бельгийский парламент оставил неизменной сумму годового королевского жалования на уровне 11,5 млн евро, из которого на уплату вышеупомянутых налогов уйдет 700 тыс. Большая же часть суммы пойдет на содержание королевской прислуги.
Дискуссия об ограничении полномочий короля на этом затихла, таким образом, он сохраняет часть своих прав в структуре исполнительной власти, а также останется главнокомандующим армии. Будет иметь право утверждать законы и миловать преступников.
53-летний кронпринц Филипп уже 8 июля вместе с отцом участвовал в специальной встрече с лидерами крупнейших политических сил Бельгии и заявил, что вполне осознает меру ответственности, которая ложится на его плечи. Получивший образование в престижных университетах Оксфорда и Стэнфорда Филипп имеет, к тому же, военное образование и дослужился до звания генерал-лейтенанта. Он получил подготовку как летчик-истребитель, а также десантник, затем - как командир спецназа. Постоянно поддерживает себя в спортивной форме. В 2004 г. получил также права на управление гражданскими вертолетами. В последние годы он (как и его отец перед вступлением на трон) был активным участником и руководителем бельгийских деловых миссий в различные страны мира, занимался вопросами торговли и инвестиций. С 1993 г. является почетным председателем Бельгийского совета по иностранной торговле. В этом качестве в 2010 г. он посещал Украину во главе крупной делегации, улучшив в Бельгии имидж нашей страны как делового партнера. Всего на его счету - уже 70 подобных поездок, позволивших будущему монарху отшлифовать свои навыки дипломата. Если он продолжит политику отца и дяди, постоянно укреплявших, хоть и небольшими шагами, пошатнувшийся в послевоенные годы престиж бельгийской монархии, то вполне вероятно, что в ходе выборов в мае 2014 г., он сможет сыграть определенную роль в предотвращении реализации планов сил, требующих раздела Бельгии.
Но не исключено, что испытания для нового короля наступят еще раньше. Возможно, даже в день инаугурации. Так националисты из ультраправой фламандской партии Vlaams Belang решили бойкотировать церемонию присяги короля перед делегатами двух палат бельгийского парламента 21 июля, в то время как законодатели от N-VA - партии "Новый фламандский альянс" будут, очевидно, представлены на церемонии не полным составом.
В первые месяцы своего правления королевством Филипп станет свидетелем реализации уже шестой государственной реформы Бельгии, осуществляемой в рамках коалиционного договора между партиями, сформировавшими нынешнее бельгийское правительство. В частности, вышеупомянутая встреча политических лидеров с королем Альбертом II и принцем Филиппом 8 июля стала своеобразным подтверждением со стороны августейших особ, что работа, проделанная в рамках реформы государства с 2011 г., была успешной. В результате этой встречи, уже 10 июля 2013 г. шесть партий, входящих в правительственную коалицию, а также партия зеленых подписали соглашение о передаче дополнительных полномочий (в основном экономического характера, в частности, в сфере занятости, пенсий и страхования) от федерального центра местным властям. Эти полномочия оцениваются в 17 млрд евро, которыми теперь будут распоряжаться власти коммун и регионов. Этот шаг является одним из центральных пунктов нынешнего этапа реформирования страны.
А уже к началу 2014 г. Бельгия должна обновить свое избирательное законодательство, а также приступить к реализации юридической реформы в Брюссельском избирательном округе. Бельгийская столица с окрестностями из-за смешанного населения и специфического статуса остается центральной проблемой для политиков, пытающихся поделить Бельгию на части. Очевидно, что и в этих условиях король бельгийцев не утратит своих прерогатив - советовать, поощрять, предупреждать.