Чтобы защитить неожиданные достижения антикоррупционных расследований в Гватемале и Бразилии, их лидеры идут в политику.
Десятого марта в Гватемале можно ожидать выдвижения кандидатом в президенты известного борца с политической коррупцией, бывшего главного прокурора страны Тельмы Альданы. На нее возлагают надежды те гватемальцы, которые стремятся к качественному обновлению политических элит и углублению успехов, достигнутых в наказании коррупционеров при поддержке международных следователей. Тем временем в Бразилии за упрочнение антикоррупционного механизма уже на должности министра юстиции будет отвечать судья Сержиу Мора, с чьим именем ассоциируются громкие дела против ведущих бразильских политиков, в частности бывшего президента Лулы да Силвы.
Личные мотивы таких решений могут быть разными, но переход лидеров антикоррупционной борьбы из правовой системы в политику можно понять. Достижения в наказании политической коррупции оказались под угрозой: мобилизовавшись после жесткого удара, коррупционное лобби довольно успешно защищается и кое-где переходит в наступление. В Бразилии депутаты более двух лет блокируют принятие ряда антикоррупционных законов. В Гватемале избранный президентом после громких коррупционных скандалов комик-бизнесмен Джимми Моралес после короткого "медового месяца" возглавил борьбу против антикоррупционеров. После того, как под следствием оказались сначала его сын и брат, а позже и он сам, Моралес заблокировал работу независимой Международной комиссии против безнаказанности под эгидой ООН, роль которой в расследовании коррупции была ключевой. Поэтому у наиболее знаковых фигур антикоррупционной борьбы есть основания считать, что без прямого участия в политической деятельности им не удастся защитить и развить свои достижения.
И к тому же инициаторы неожиданных антикоррупционных успехов последних лет обрели необычайную популярность среди разочарованных старыми элитами латиноамериканцев. Изобличение коррупции ударило по и так низкому уровню поддержки политических институтов и политиков. Тем временем население доверяет антикоррупционерам, учитывая результаты их работы и отсутствие компрометирующих связей.
Достижения этих двух стран действительно невероятны, даже несмотря на нынешние трудности. Бразилия, крупнейшая страна региона, и Гватемала, небольшое центральноамериканское государство, разными путями пришли к одному и тому же результату - раскрытию гигантских коррупционных схем с участием ведущих политиков, предпринимателей и организованной преступности, что привело к громким отставкам и арестам, общественной мобилизации и призыву к политическим переменам. Изобличение коррупции в Бразилии и Гватемале стало образцом для подражания в регионе, где, за исключением Чили, Уругвая и Коста-Рики, коррупция долгое время оставалась безнаказанной, правоохранительная система - слабой, а население преимущественно едва сводило концы с концами.
В Бразилии расследование зародилось в рамках общей системы прокуратур, судов и полиции, в которой почти нет специализированных антикоррупционных органов. Правоохранительная система, несмотря на ряд проблем, после демократизации страны в конце 1980-х отличалась некоторой автономностью. Прокуратура имеет статус министерства, деятельность которого регулирует отдельный раздел в Конституции, наравне с исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Судебная система хорошо финансируется: Бразилия тратит на нее около 1,2% ВВП (Украина в 2017 г. - 0,3%). Отбор на большинство должностей судей конкурентный и прозрачный, а профессия считается престижной и привлекает лучших выпускников вузов. Впрочем, до недавнего времени следователям и полиции не хватало законодательно закрепленных инструментов, а судебная система, в частности Верховный суд, который рассматривает дела с участием политиков, был перегружен и работал медленно. Поэтому 97% антикоррупционных дел заканчивались ничем за истечением срока давности.
Тем не менее во времена президентства Лулы да Силвы и его преемницы на этой должности Дилмы Русеф, отличавшиеся продолжительным экономическим ростом, был принят ряд законопроектов, которые шаг за шагом усилили инструментарий правоохранительных органов. Так, реформа 2004 г. повысила важность прецедентов в судопроизводстве, что значительно разгрузило Верховный суд и ускорило рассмотрение дел о коррупции. В 2013 г. парламент урегулировал использование инструмента соглашения со следствием, согласно которому подозреваемые получили право на снижение или отмену наказания в обмен на информацию о других участниках коррупционных схем. В конце концов, была внедрена уголовная ответственность за попытку препятствовать расследованию коррупции, а также административную ответственность юридических лиц за коррупционные действия своих работников, содеянные в корпоративных интересах.
Таким изменениям способствовало постепенное нарастание общественного неприятия коррупции. В 2013 г. выступления против повышения тарифов в общественном транспорте в нескольких городах неожиданно переросли в многолюдные протесты по всей стране. Бразильцы возмущались низким качеством инфраструктуры, медицины, образования и расточительством и коррумпированностью политиков на фоне гигантских затрат на спортивные объекты чемпионата мира по футболу 2014 г. и Олимпиады
2016 г. В 2014 г. начался экономический кризис, еще больше ослабивший находящиеся у власти политические партии.
На фоне этих событий, подальше от столичных интриг и политического давления, в городе Куритиба начала действовать хорошо скоординированная команда судей, следователей и полицейских. Ей удалось развить расследование отмывания денег в государственной нефтекомпании "Петробраз", в изобличении гигантской системы откатов и взяток, которые крупнейшие бразильские предприятия годами платили ведущим политикам Бразилии и почти всех других стран Латинской Америки. Как стало известно, лишь через специальный фонд строительного конгломерата "Одебрехт" были проведены нелегальные выплаты на сумму свыше 800 млн долл.
Одним из лиц антикоррупционной кампании стал судья Сержиу Мора. Он активно и, по мнению некоторых критиков, не всегда оправданно использовал превентивный арест подозреваемых чиновников и предпринимателей, которым следствие позже предлагало дать показания в обмен на снижение наказания. Изоляция и борьба подозреваемых за собственные интересы способствовали желанию сотрудничать со следствием. Так выяснилось, что даже крупнейшую сеть коррупционных платежей можно раскрыть: достаточно получить свидетельство одного или нескольких ее участников - и клубок взаимосвязей разматывается.
В 2017 г. Мора осудил к 12 годам заключения бывшего президента Лулу да Силву, что сделало невозможным участие политика в президентских выборах. Подобные приговоры вынесли также спикеру нижней палаты парламента и ряду других политиков, чиновников и предпринимателей. Руководителя компании "Одебрехт" сначала осудили на 19 лет заключения, но после того как он дал показания и уплатил 2 млрд долл. штрафа, наказание смягчили до 10 лет домашнего ареста и общественных работ.
В Гватемале стартовые условия были сложнее. Страна до сих пор ощущает последствия гражданской войны, длившейся более 35 лет и закончившейся лишь в 1996 г. Государственные институты слабы и переплетены с организованной преступностью. Непропорциональным остается влияние бывших и действующих военных, остра также проблема защиты прав человека. Несмотря на умеренный экономический рост последних лет, около 60% населения живет за гранью бедности. Уровень убийств - один из самых высоких в мире, а десятки тысяч гватемальцев ежегодно эмигрируют, преимущественно в США.
Именно поэтому среди части гражданского общества и политиков зародилась идея создать независимый международный механизм, который помог бы укрепить слабую систему правосудия и преодолеть безнаказанность за совершение преступлений. Переговоры и споры продолжались годами. Но в конце концов страх окончательной деградации государственных институтов победил, и в 2006 г. была создана временная Международная комиссия против безнаказанности. Финансировали ее, среди прочих, правительства США и государств Евросоюза, а в состав вошли ведущие специалисты по борьбе с коррупцией и организованной преступностью более чем из 20 стран. Комиссия получила право самостоятельно собирать доказательства, принимать участие в суде на стороне обвинения и предлагать реформы системы права.
Комиссии понадобилось несколько лет, чтобы достичь ощутимых результатов, но уже после первых дел она получила поддержку большинства населения Гватемалы. Более чем за 11 лет работы ей удалось раскрыть свыше 60 уголовных схем, что привело к заключению более 300 лиц, и инициировать 34 законодательные изменения. Наиболее громким ее достижением стало изобличение участия тогдашнего президента Переса Молины, вице-президента и ряда министров в схемах взяток на таможне и министерстве социальной политики. Многолюдные и, что непривычно для страны, мирные протесты продолжались несколько месяцев, ослабили позиции президента и со временем привели к его отставке.
Что важно, комиссия тесно сотрудничала с местными органами правосудия, обучая их и внедряя ряд современных инструментов следствия. Кроме того, она отбирала, защищала и мотивировала честных и профессиональных местных специалистов, таких как нынешний кандидат в президенты Тельма Альдана. Таким образом комиссия укрепила местную правоохранительную систему и повысила доверие населения к ней.
Такие успехи не могли не вызвать сопротивления со стороны заинтересованных в сохранении статус-кво в обеих странах. В Бразилии в 2016 г. в отставку отправили президента Дилму Русеф. Ее преемником стал подозреваемый в коррумпированности вице-президент Мишел Темер. Далее парламент заблокировал пакет реформ, направленных на укрепление антикоррупционного механизма, представленный судьей Мора и поддержанный миллионами бразильцев. Более того, была попытка остановить использование соглашений со следствием и превентивных арестов, которые сыграли важную роль в успехе изобличения коррупции.
Таким образом, установилось некоторое равновесие. Под защитой общественного давления расследования продолжались и продолжаются далее: срок заключения бывшего президента Лулу увеличили почти на 13 лет. Но антикоррупционерам не хватало политического влияния, чтобы протолкнуть дальнейшие законодательные изменения. Изменить что-то может победа на прошлогодних президентских выборах Жаира Болсонару, известного прежде всего своей симпатией к военной диктатуре 1964–1985 гг. и сексистскими высказываниями.
Новоизбранный президент обещает продолжить активную борьбу с коррупцией и поставил судью Мора во главе министерства юстиции с расширенными полномочиями. Для многих участие Мора в правительстве праворадикального политика стала неожиданностью. Кое-кто ожидал, что Мора сам примет участие в выборах, но он неоднократно отрицал такую возможность. Теперь Сержиу Мора рискует как своим образом приверженца справедливости, так и общественным восприятием антикоррупционных процессов, которые он частично олицетворяет. Трудности для Мора и Болсонару уже может принести недавно начатое расследование поступления средств непонятного происхождения на счета сына и жены Болсонару. Но личная популярность Мора остается высокой, а мотивы пока не подвергаются сомнению со стороны большинства экспертов.
В Гватемале бескомпромиссность Международной комиссии настроила против себя даже политиков, выигравших от результатов ее первых расследований. Нынешнего президента Джимми Моралеса, избранного на волне протестных настроений в 2015 г., подозревают вместе с представителями ведущих партий в нарушении правил финансирования избирательных кампаний. В августе 2018 г. комиссия обратилась в парламент с просьбой лишить Моралеса иммунитета. После этого президент принял решение не возобновлять мандат комиссии после его завершения осенью 2019 г., а уже 7 января текущего года решил досрочно прекратить ее полномочия. Он запретил возвращаться в страну председателю комиссии Ивану Веласкесу и приказал всем иностранным работникам комиссии покинуть страну в течение 24 часов.
Это решение сразу же заблокировал Конституционный суд страны, а свою критику высказали генеральный секретарь ООН и страны - спонсоры комиссии, хотя реакция администрации Трампа была значительно более слабой, чем ожидалось.
Лишь 15% население Гватемалы одобряет действия президента, тогда как более 70% поддерживает Международную комиссию. Тем не менее Моралес, во всяком случае, утратит иммунитет после президентских выборов в июне, в которых не может принять участие, поэтому именно в устранении комиссии и внутренней оппозиции он видит шанс на спасение. Ситуация в Гватемале особенно угрожающая, ведь, в отличие от Бразилии, основную роль в антикоррупционных достижениях сыграли иностранные специалисты. Неизвестно, насколько стойкими окажутся островки независимости и профессионализма внутри правоохранительной системы без руководства Международной комиссии.
Поэтому решение Тельмы Альданы и Сержиу Мора перейти к активной политической деятельности понятны. Вероятно, они стараются использовать свою репутацию, чтобы защитить и развить успехи в преодолении политической коррупции, на достижение которых пошли годы и даже десятилетия. Возможно, именно им и их коллегам удастся стать настоящими новыми лицами в политике, которых ожидают латиноамериканцы, и гарантировать, что первые успехи в очищении политической системы начнут перерастать в реальное изменение правил игры.