UA / RU
Поддержать ZN.ua

Аншлюс а ля рюс

Анализ хода и результатов российских действий, а также украинского ответа, еще впереди, но уже сегодня возможно сделать ряд весьма, как представляется, важных выводов.

Автор: Александр Литвиненко

"Шепоче вітер в мокром листі:

"Се ж я з твоєї сторони

приніс оці плачущі вісті, -

просила ж ти сама луни"

Леся Українка

Ну, вот пришел черед и Украины. Через пять с половиной лет после войны 08.08.08 против Грузии, российские войска, используя флаг так называемых Сил самообороны Крыма, вторглись на суверенную территорию Украины и пытаются установить режим оккупации на полуострове. Пока только там.

Да, они еще не полностью отбросили юридические обертки, но фундаментальные нормы международного права нарушены. МИД Украины уже четко зафиксировал это, а В.Путин на своей пресс-конференции 4 марта 2014 г. - признал. Во всяком случае, есть веские слова российского президента об отказе РФ от обязательств, зафиксированных в Будапештском меморандуме 1994 г. Кстати, если уж в Москве признали, что в Украине "новое государство", так давайте докажем им это и построим действительно новое эффективное государство (безусловно, являющееся правопреемником "старой" Украины, прежде всего, в сфере международных обязательств).

Проводимую операцию, план которой, очевидно, был подготовлен заранее, следует рассматривать как очередной этап реализации российской долговременной стратегии по отношению к Украине - стратегии принуждения к братству. Напомним, что эта стратегия неуклонно осуществляется, во всяком случае, последние лет пять–семь, если не все 10.

И пусть 2 марта 2014 г., через два дня после начала операции, президент РФ Владимир Путин в телефонном разговоре с канцлером Германии Ангелой Меркель дал принципиальное согласие на прибытие мониторинговой миссии в Крым, а на следующий день отдал приказ о завершении широкомасштабных учений в Западном и Центральном военных округах и возвращении войск в места постоянной дислокации. Радоваться и кричать о победе слишком рано - операция еще в самом разгаре. Очевидно, что анализ хода и результатов российских действий, а также украинского ответа, еще впереди, но уже сегодня возможно сделать ряд весьма, как представляется, важных выводов.

Во-первых, российская система влияния на политическую и экономическую политику Украины пребывает в глубочайшем кризисе. Впервые за 23 года Кремль не рассчитывает на эффективность имеющихся рычагов и решил задействовать последний довод - военную силу. Ответ на вопрос, почему Кремль не подождал и не повторил успешный опыт 2005-го, когда через полгода революционные вожди передрались в борьбе за власть и позволили вернуть к власти В.Януковича, вероятно, очень прост. У Москвы больше нет В.Януковича, он уже отстрелянный патрон, о чем прямо сказал В.Путин, а другие договороспособные партнеры устраивают не во всем. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и иные причины.

Насколько среди них важен психологический фактор, т.н. "отрыв от реальности" (по меткому определению А.Меркель), и насколько присутствует рациональный расчет - вопрос глубоко спорный. Ясно одно: идет бой не только за будущее Украины, идет сражение за будущее России. В.Путин борется за Кремль. И в этой борьбе его, увы, поддерживает немало россиян. По данным некоторых российских социологических агентств (которым, впрочем, все же сложно поверить), даже в Москве 51% горожан выступает за вторжение. Даже как бы либералы, например бывший глава кремлевской администрации А.Волошин, поддержали вторжение. Впрочем, ему не впервой. После угроз ядерной бомбой во время Тузлинского кризиса 2003 г. сегодняшние заявления - это цветочки.

Во-вторых, позиция и реакция Запада не слишком беспокоит кремлевских вождей. Да, конечно, исключение России из Большой восьмерки - вещь неприятная, однако далеко не смертельная, как, впрочем, и адресные экономические санкции, которые непонятно когда еще введут и введут ли вообще. Умеренно жесткий ответ Запада, кроме маловероятного непосредственного военного вмешательства, в каком-то смысле даже способствует достижению внутренних целей консолидации российского народа вокруг своего нынешнего руководства. В кривом зеркале кремлевской пропаганды находят подтверждение конспирологические идеи о всемирном заговоре против России. В условиях внешней угрозы В.Путин из несколько противоречивой фигуры превращается в единственного защитника страны. Коней на переправе не меняют. И это соображение перевешивает все остальные.

В-третьих, российский режим переживает глубокую трансформацию. На поддержание мягкого авторитаризма ресурсов у России больше нет. Они, по большей мере, разворованы, да и проедено немало. На наших глазах происходит ужесточение режима, а возможно, и его приближение к образцам, от одного упоминания которых кровь стынет в жилах. Конечно, российская полиция никогда не была образцом гуманного отношения к участникам протестов, однако задерживать людей за самодельный плакат "Миру - мир" - это, в общем-то, нечто новое даже для Москвы. Российская пропаганда никогда не отличалась особой взыскательностью. Однако шабаш, бушующий сегодня, - это слишком даже для брежневских времен. Сотни тысяч русскоязычных беженцев, которых пытали в луганском, львовском и других "бендеровских метро", - принципиально новый феномен. Воистину, если бы у Наполеона была газета "Правда", точнее РТР, то Франция никогда бы не узнала о Ватерлоо.

В-четвертых, в очередной раз нашел подтверждение тот факт, что в России, поверив
своей пропаганде, весьма слабо представляют себе ситуацию в Украине. Мифы о двух Украинах, о глубоком, чуть ли не цивилизационном различии между Львовом и Донецком, о стремлении Восточной и Южной Украины в Россию, об отсутствии в Украине Вооруженных сил и еще многие другие движут действиями россиян. Агрессор ожидал хлеба-соли, цветов и восторга гигантских толп, а даже в Крыму встретил весьма настороженное отношение. Конечно, довольно много людей приветствуют российские войска, не меньшее количество - возмущены, а подавляющее большинство населения испугано и затаилось. Украинские Вооруженные силы демонстрируют стойкость и выдержку. И это в самом пророссийском регионе Украины. А что будет дальше?

Показателен и пример с юридическим обоснованием вторжения. Не имея никаких фактов нарушения прав русскоязычных на территории Украины, посол РФ в ООН В.Чуркин сослался на приглашение все еще считающегося россиянами де-юре президентом Украины В.Януковича. При этом россияне поленились проанализировать украинское законодательство. А Конституция Украины и Закон "О порядке допуска подразделений сил иностранных государств на территорию Украины" гласят, что решение президента о допуске правомочно лишь в случае одобрения его Верховной Радой, законность которой признана самим В.Путиным. Тот же закон устанавливает, что в случае вмешательства во внутренние дела Украины иностранные войска должны быть немедленно выведены с территории Украины. Так что заявление В.Януковича следует рассматривать только и исключительно как обращение частного лица к государственным органам РФ, не имеющее никакого публично-правового значения.

В-пятых, задуманная и спланированная, скорее всего, как разведка боем, операция вынужденно и притом весьма быстро теряет свой ограниченный характер. Крым превращается лишь в ее первый этап. Россияне, возможно, сами того не желая, сделали в Украине решительный шаг и задействовали достаточно большое количество своих скрытых резервов. Сил катастрофически не хватает, и приходится вскрывать многие "заначки". Кадры и возможности, готовившиеся не одно десятилетие, "сжигаются" за неделю. Сплелось все - самонадеянность, традиционная надежда на авось, презрение к хохлам-салоедам, осознание решительного характера нынешней фазы конфликта...

Стоит отдельно поблагодарить российского президента - он за нас формирует для Украины универсальный люстрационный критерий. Стираются полутона, и возникает предельная ясность - с кем вы, мастера политики, безопасности и культуры. С Украиной или с Путиным? И привычные, еще вчера столь удобные для многих формулы теряют весь и всяческий смысл. Ведь, в сущности, вопрос-то только один.

Игра идет по старому принципу - "пан или пропал". Остановка и отступление, кроме очевидных внутри- и внешнеполитических потерь, будет означать весьма серьезное ослабление и так далеко не блестящих российских позиций влияния в Украине. Повторюсь, сегодня маловероятно, что события не примут решительного характера и ограничатся локальной целью установления контроля над Севастополем или даже Крымом. Попытки установить контроль над наибольшей территорией возможны и даже вероятны. Но к следующей попытке позиции россиян только ослабнут.

На момент написания статьи еще не совсем ясно, будет ли и насколько длительна пауза после окончательного установления контроля над полуостровом, однако очевидно, что рано или поздно силы будут перегруппированы, и В.Путин перейдет в новое наступление. При этом очевидно, что операция будет остановлена там, где россиян остановит сопротивление. Они будут идти до тех пор, пока их будут пускать. Пока же складывается впечатление, что россияне вязнут в Крыму, блокируя украинские части. А крымские татары еще не сказали своего слова…

В-шестых, все более очевидной становится российская доктрина, реализуемая в этом конфликте. Ее основа заключается в использовании марионеточных структур с целью осуществления действий, являющихся зеркальным отражением "технологий" Майдана. В Украине россияне пытаются работать не совсем напрямую, а посредством неких сил самообороны Крыма и Юго-восточных областей Украины. Захваты административных и других важнейших объектов, блокирование украинских военных частей осуществляется как бы независимыми структурами, за спиной которых прячутся россияне. Именно об этом говорил В.Путин на своей пресс-конференции.

В скорой перспективе следует ожидать окончательного оформления "Крымского независимого государства", правовую основу для которого должен сформировать крымский референдум 30 марта. У этого государства будет своя армия, набранная из российских солдат и местных коллаборационистов, и именно она будет действовать против Украины. Российские войска все время будут стараться оставаться на втором плане, ибо в Москве очень хорошо понимают притянутость за уши юридического обоснования вторжения. Заявления крымского коллаборациониста С.Цекова от 3 марта о стремлении Херсонской, Николаевской и Одесской областей вступить в состав Крыма прекрасно укладываются в этот сценарий. Также как и попытки передвижного российского цирка захватить административные здания в Южных и Восточных регионах.

Чрезвычайно интересно и крымско-татарское направление, к работе на котором россияне привлекают не только татар казанских, но и чеченцев. Роль Р.Кадырова в российской политике, во всяком случае, не уменьшается, а что будет дальше, по мере ослабления государственной вертикали? Православные, ау!

В-седьмых, пока что россияне стараются избегать открытия огня. Все еще сохраняются некоторые надежды на мирное разрешение конфликта. Этот шанс необходимо использовать. Да, россияне не признают новую власть, да, они чудовищно самонадеянны, но говорить с ними необходимо. И действия украинской власти, Министерства иностранных дел в этом направлении заслуживают глубокого уважения. Необходимо пытаться восстановить диалог с Москвой. Условием для этого должен стать отвод российских войск в места постоянной дислокации и прекращение поддержки сепаратистов. А после этого можно и нужно говорить обо всем, никто ведь не отрицает наличия существенных российских интересов в Украине. Поиск компромисса на основе соблюдения национальных интересов друг друга необходим. Насколько это сейчас возможно - вопрос другой. Но попытка - не пытка...

И наконец, последнее, но не по важности. Нынешние события доказали, что у Украины есть Вооруженные силы. Даже в сегодняшних сложнейших условиях они способны решать сложнейшие задачи. Активно и успешно действуют офицеры спецслужб. Первоочередная государственная задача состоит в том, чтобы на этой основе создать эффективный сектор безопасности, способный надежно гарантировать национальную безопасность. Потенциал для этого у нас есть.