UA / RU
Поддержать ZN.ua

Застройщики в законе

13 января с.г. Верховная Рада приняла Закон «О регулировании градостроительной деятельности», который сейчас находится на подписи у президента.

Автор: Александр Сергиенко

13 января с.г. Верховная Рада приняла Закон «О регулировании градостроительной деятельности», который сейчас находится на подписи у президента. Проект был разработан Украинской строительной ассоциацией (УСА) во главе с известным Львом Парцхаладзе и анонсировался вице-премьером Сергеем Тигипко как направленный «на борьбу с коррупцией».

Реакцией стали пикеты экологов и охранителей Киева, обращения деятелей культуры и критика в СМИ. В ответ премьер-министр Украины Николай Азаров заявил: «Давайте не горячиться за счет большинства киевлян. Я вас уверяю, 99% киевлян не читали этого закона. И не уверен, что 1% из оставшихся его прочитал внимательно» (https://vikna.stb.ua/ua/news/2011/1/18/47165/ ).

Может, оно и к лучшему? Не будет ли нового Майдана, если прочитают 99%? Кстати, ознакомиться с законом в его окончательном виде невозможно: его нет на сайтах ни президента, ни ВР. Так что все 100% киевлян прочитать принятый закон никак не могут. Остается надеяться, что, благодаря технологии прохождения законопроектов в ВР (по взмаху руки команданте Че), текст после второго чтения не претерпел революционных изменений. Его и рассмотрим.

Во-первых, это красиво

Это ответ на вопрос, для чего нужно обрезание из старого еврейского анекдота. В нашем случае команда юристов УСА старательно переписала нормы действующих законов о градостроении, делая кое-где «легкое обрезание». Несведущие читатели могут подумать, что до появления этого закона в сфере строительства царил хаос. Однако строительство в частности и градостроительство в целом регламентируются почти тремя десятками законов: «Об основах градостроительства», «О планировании и застройке территорий», «Об архитектурной деятельности», «Об ответственности в сфере градостроительства», «О строительных нормах» и т.д. Очевидно, давно назрела необходимость принятия градостроительного кодекса Украины, однако вместо этого «клепается» еще один закон.

По выводу Главного юридического управления ВР в базовый Закон «Об основах градостроения» вносятся только незначительные изменения, поэтому в правовом поле будут действовать два акта относительно одного предмета, что неминуемо приведет к их конкуренции, а попросту говоря, к выборочному применению - кому как выгодно. Понять, почему застройщики так активно лоббируют новый закон, можно, если рассмотреть предметы обрезания…

Общественные слушания

Это - головная боль застройщиков, они практически отменяются. Их обязательность нужна только при подготовке генерального плана. Для застройщика это плюс. Во-первых, фальсифицировать слушания (свозить 200 студентов или безработных с вокзала) - достаточно затратная статья расходов, а реальные слушания совершенно не управляемы и не прогнозируемы. Во-вторых, генпланы представляются в таком мелком масштабе, что понять, «где эта улица, где этот дом», совершенно невозможно.

По действующему (пока) законодательству, на слушания должны выноситься все планы и проекты, что особенно важно, кварталов и нового строительства. Людям не все равно, на что они будут смотреть из окна.

Строго юридически эта новация суживает и ограничивает права граждан, что прямо запрещено ст. 22 Конституции Украины. Более того, в 1999 г. Украина ратифицировала Орхусскую конвенцию, чем обязалась открыть общественности доступ к информации и принятию решений по вопросам охраны окружающей среды, а любое строительство прямо влияет на экологию. Приняв такой закон, ВР нарушила и Конституцию, и международное законодательство.

Генеральный план города Киева и других

С генпланом у Киева проблемы. За четыре года правления Черновецкого в него (по подсчетам автора) было внесено… 1183 поправки. Для сравнения: за предыдущие четыре года таких изменений было всего восемь. Понятно, что в этом случае генплан как основополагающий градостроительный документ вообще теряет смысл. Также понятно, что все изменения были сделаны для того, чтобы строить там, где генплан это запрещал.

Бороться с такой вакханалией со стороны застройщиков, просто покупавших нужные землеотводы в совете, авторы закона решили весьма своеобразно. Совет отстранили от подготовки генплана и все отдали исполкому, а по Киеву - Киевской городской госадминистрации. (Последняя киевлянам и горсовету неподвластна, напротив, совет служит этаким театральным задником на сцене, где солирует КГГА.) Если теперь взятки понесут в исполкомы и госадминистрации, это и будет считаться «борьбой с коррупцией»?

Что оставляют местным советам, так это право утвердить разработанный генплан, причем в течение трех месяцев! Если же совет начнет упираться (по зеленым зонам, например), то за него это сделает Кабинет министров или генпланы подмахнут председатели облсоветов. Так что не дергайтесь, хлопцы, все решат и без вас.

Может ли местный совет вносить изменения в генплан? Конечно, может! Но раз в пять лет. И на это должен дать согласие… Кабмин. (Читай - откат наверх.)

Только, умоляю, не надо оправдываться тем, что Киевсовет продажный, лучше поменяйте законодательство о выборах.

Земля в зоне

Как большое достижение лоббисты закона подают введение «зонинга». Правда, ко второму чтению его заменили привычным «зонированием» (несмотря на неприятные для некоторых ассоциации). Планы зонирования регламентирует целевое назначение, этажность, плотность застройки и прочее. Попросту говоря, определяют, где жилая зона, промышленная, историческая, рекреационная, зеленая и т.д. Никакой новизны тут, конечно, нет, все это давно прописано в действующем законодательстве. Однако для общества это плюс: хоть какая-то узда на застройщиков. Плюс для застройщика в другом: параметры ограничений теперь будут определяться не действующими законами и местными правилами застройки (которые, кстати, отменяются), а Кабинетом министров. Например, не так давно в Киеве градсовет не пропустил проект ООО «Грааль» по строительству 30-этажной высотки на Крещатике, №5, а вот Минрегионстрой одобрил! Теперь такой обходной маневр (или проход сзади) узаконен.

Кроме того, план зонирования будет утверждаться теперь не местным советом, а исполкомом или госадминистрацией, что позволяет «растягивать зону» в нужную сторону и в любой момент. Общественность «изящно» отстраняется от влияния на самые болезненные вопросы - высотки в историческом центре, элитные жилые комплексы в парках, мусоросжигательные заводы в промзоне через дорогу и т.п. Все сказанное относится и к детальным планам районов, кварталов и проектам новостроек.

Но и это не все. От большого ума или желания понравиться публике новый закон в случае отсутствия зонирования или детального проекта территории… запрещает передачу земель в собственность или в пользование для строительства. (Желание благое, но у меня лично от этого пассажа волосы на спине шевелятся. - А.С.)

Напомню, зонирование и ДПТ делаются на основе генплана, а у нас из 454 городов страны их имеют только 196 (данные Восточноукраинского центра общественных инициатив). По селам ситуация вообще никакая, например, в Хмельницкой области из 1451 населенного пункта актуальный генплан имеют всего 105, т.е. 7%, примерно то же в других областях. Но зонирование и ДПТ, даже при наличии генплана, - огромная редкость. Следовательно, такая новация, будь она неукоснительно исполнена, может остановить всякое строительство в Украине: и в городах, и в селах никто не сможет получить участок даже под строительство индивидуального дома.

Перечислить все сомнительные новации закона не хватит газеты - только изменения в другие законы составляют треть текста. Главное, что застройщики не только «попользовали» общественность, но и отобрали у представительских органов самые исключительные полномочия - землеотвод и утверждения градостроительных проектов. Все это - прямые нарушения Конституции Украины и Европейской хартии о местном самоуправлении: бизнес и государство нагло влезли в дела территориальной общины.

Есть ли положительные новации? Есть, немного. Но это, как в математике, когда плюс умножают на минус и в результате всегда получают минус.