UA / RU
Поддержать ZN.ua

Законопроект «Об олигархах»: не станет ли увертюра финальным аккордом?

Какими будут следующие маневры на деолигархическом фронте

Автор: Александр Леменов

В начале июня президент Владимир Зеленский подал в Верховную Раду законопроект «против олигархов» как неотложный. Этот шаг продемонстрировал неотложную необходимость в принятии соответствующих изменений в законодательство. Все ключевые стейкхолдеры уже озвучили позицию по поводу предложенных новелл. Но мы погрузимся глубже, пояснив контексты и определив, чего именно не хватает для полноценной битвы с олигархами.

Вышеупомянутый законопроект впервые вводит понятие «олигарх». Это человек, имеющий значительный экономический или политический вес в обществе и обладающий определенными характеристиками. Он должен участвовать в политической жизни, оказывать значительное влияние на СМИ, быть конечным бенефициаром монополий и владеть активами, стоимость которых превышает один миллион прожиточных минимумов (по состоянию на 1 января 2021 года — чуть более 80 млн долл. США).

Участие в политической жизни включает статус чиновника высокого ранга (президент Украины, премьер-министр, руководитель центрального органа исполнительной власти и т.д.), народного депутата или связанного с ними лица. Под это определение также подпадают руководители политических партий или лица, финансирующие партии. Значительное влияние на медиа — статус конечного бенефициара СМИ или его контролера. Кроме того, предлагается создать реестр олигархов, в который будут включать лиц по решению Совета национальной безопасности и обороны (СНБО). Последний будет принимать решения на основании представления Кабмина, Службы безопасности Украины, Антимонопольного комитета, президента Украины или члена СНБО. Как следствие, включенное в реестр лицо будет обязано воздерживаться от финансирования политических партий и не сможет принимать участие в большой приватизации. В случае контакта этого лица с чиновником последнему придется указать это в соответствующей декларации. Форма такой декларации, естественно, пока не утверждена. Под контактом будет подразумеваться обычная встреча или разговор, в том числе онлайн. Чиновника, не указавшего такого контакта, ждет политическая и дисциплинарная ответственность. Если не принимать во внимание низкий уровень ответственности за такое правонарушение и маловероятный, даже фантастический, результат в виде привлечения чиновника к ответственности, все равно возникает вопрос о доказывании факта такого контакта с помощью надлежащих и допустимых доказательств в суде.

Едва ли не единственным из всех органов публичной власти, который с состоянии хотя бы с технической точки зрения отследить контакты чиновников с олигархами, станет Служба безопасности Украины. Опять же, СБУ обладает полномочиями использовать свои возможности только в случае расследования уголовных производств или осуществления оперативно-розыскной деятельности, также связанной с «криминалом». Как это коррелирует с обещанием Зеленского полноценно трансформировать постсоветский «правоохранительный» орган в модерновую спецслужбу по западному образцу? Напомню, уже скоро из функций СБУ должны остаться контрразведка и борьба с терроризмом.

Указанный законопроект создаст олигархам «неудобства» в течение следующих десяти лет. Конечно, запреты запретами, но реальность демонстрирует совсем другие тенденции. К слову, кто из олигархов напрямую и лично финансирует политическую партию? Возможно, только Петр Порошенко перечисляет свои личные средства на «Европейскую солидарность». И на этом точка. Остальные конвертируют безнал в наличные и привозят «чемодан кеша» в партийный офис. Далее через посторонних людей деньги вносятся на расчетный счет партии. Таких случаев сотни, если не тысячи. Это касается почти всех политпроектов. Журналисты-расследователи неоднократно фиксировали подобное.

Что касается участия в большой приватизации. Допускаем, что удастся его ограничить. Но есть одно но. Крупные финансово-промышленные группы уже получили в собственность почти все лакомые куски отечественной экономики. Если условный Фирташ или Коломойский не приватизирует Одесский припортовый завод, большой трагедии не будет. Они и так владеют десятками крупных предприятий, когда-то принадлежавших государству.

Единственное, где законопроект может действительно сработать, — это ограничение медийного влияния. Кто владелец — понятно. Кого и как критикуют — тоже. Подготовить решение СНБО для «усмирения» одного из олигархов несложно. Но и здесь избирательность станет ключевой характеристикой. В случае лояльности к Зеленскому владелец телеканала (олигарх. — А.Л.) будет спать спокойно. Если будет иначе, окажется в опале.

На сегодняшний день несколько олигархов уже высказали мнение как о законопроекте, так и о своем статусе. Представители партии «Европейская солидарность» заявили, что законопроект направлен исключительно против Петра Порошенко. И отметили, что на самом деле этот документ больше никого не ограничит. В свою очередь, пресс-служба самого богатого человека страны Рината Ахметова удивится, если его признают олигархом. По их мнению, Ринат Леонидович — инвестор. Другие руководители финансово-промышленных групп — в режиме ожидания. Никто не хочет признавать свой реальный статус. Как не бизнесмен, так инвестор. Как не филантроп, так благотворитель. Но не олигарх.

Напомню, Петр Порошенко многократно избирался народным депутатом, впервые — в 1998 году. Работал министром, побеждал на президентских выборах в 2014-м. Кроме того, Порошенко владеет двумя телеканалами (5 канал, «Прямий») и целым списком компаний из разных отраслей экономики (агро, страхование, банковское дело, кондитерский бизнес и т.д.). Состояние Порошенко оценивается в пределах миллиарда долларов. В свою очередь, Ринат Ахметов также неоднократно избирался народным депутатом, является владельцем телеканалов, в том числе ТРК «Украина». На предприятиях Ахметова, структурированных в SCM, работают более 200 тысяч человек. В позапрошлом году компании Ахметова уплатили около 60 млрд грн налогов. Конечно, оба не олигархи...

Кроме них, под определение «олигарх» подпадают Дмитрий Фирташ (владелец DF Group и совладелец телеканала «Интер»), Игорь Коломойский (совладелец группы «Приват» и телеканала 1+1), Виктор Пинчук (владелец EastOne и медиа-группы StarLightMedia), Константин Жеваго (владелец Ferrexpo и, очевидно, телеканала «Еспресо»). Не уверен, что другие состоятельные украинцы застрахованы от внесения в реестр олигархов при определенных обстоятельствах. При такой широте дискреции полномочий и размытости определений в законопроекте многие из топ-100 самых богатых украинцев могут оказаться в вышеупомянутом реестре.

Итак, подача Зеленским законопроекта продиктована двумя факторами. Прежде всего желанием создать видимость борьбы с олигархами, чтобы избиратель перестал обращать внимание на отсутствие глобальных изменений в государстве. Предыдущие решения СНБО несколько месяцев удерживали рейтинг президента Украины от падения. Однако впоследствии они перестали приносить нужный Банковой эффект. Вторая цель — медийно потеснить владельцев крупных телеканалов, блокируя даже минимальную критику Зеленского и его команды. Владимир Александрович не любит, когда с ним спорят. И критику он тоже не любит.

На практике проанализированный документ станет еще одним мертворожденным законом. Поэтому крайне необходимо внести дополнительные законопроекты, которые помогут органам власти более полноценно противостоять олигархам. Иначе такая инициатива будет выполнять чисто декоративную роль. Для полноты функционала нужно внести фундаментальные изменения в законодательство. На эту тему даже состоялась дискуссия на одном из последних заседаний СНБО.

 

Перечень законодательных актов, определенных на заседании СНБО, включал шесть новелл. Именно они в случае принятия помогут более эффективно бороться с олигархами. На Банковой поняли, что одним законопроектом невозможно ограничить влияние финансово-промышленных групп. Президент обязал органы власти в течение следующих двух недель разработать комплексное урегулирование по предотвращению угроз нацбезопасности, связанных с чрезмерным влиянием «олигархов». Речь идет о следующих проектах законов:

  1. о трансфертном ценообразовании — важном аспекте экономической деятельности финансово-промышленных групп. Иными словами, это деятельность по установлению цен в сделках между взаимозависимыми (когда компании принадлежат одному бенефициару. — А.Л.) юридическими лицами. Установление таких трансфертных цен позволяет перераспределять общую прибыль группы компаний в пользу юридических лиц, зарегистрированных в юрисдикциях с наиболее благоприятным налогообложением. Фактически из-за применения такого налогового планирования олигархи минимизируют налоговое бремя своих предприятий;
  2. об усовершенствовании процедуры уголовного производства в части проведения специального досудебного расследования, специального досудебного производства и судебного производства на основании соглашения, что является довольно важным изменением уголовного процесса;
  3. о лоббизме — слишком сложном механизме для имплементации в Украине. Для функционирования этого института вначале нужно реформировать органы правопорядка и правосудия, а также высшему руководству государства иметь политическую волю. Консенсуса по лоббизму в ближайшее время не ожидается;
  4. об усилении безопасности внешних и внутренних инвестиций как составляющей национальной экономической безопасности;
  5. о защите инвестиций путем внедрения эффективных инструментов независимого судебного контроля. Учитывая предыдущие дискуссии, речь идет о создании нового судебного института, где будут рассматриваться соответствующие кейсы. Но в этом нет смысла без полноценной судебной реформы. Предложения Зе!команды даже ухудшают ситуацию. Варианты реформирования судебной системы озвучивали профильные эксперты;
  6. о антитрастовом (антимонопольном) законодательстве — фокусе на повышении независимости Антимонопольного комитета Украины, изменении принципа отбора на руководящие должности, а также предоставлении широкого функционала для АМКУ.

Важно, чтобы соответствующие проекты законодательных актов были качественно выписаны и не содержали дыр, которыми могут воспользоваться юристы олигархов. Более предметно о шести предложениях изменений поговорим после регистрации соответствующих проектов нормативно-правовых актов. Общие очертания понятны.

Итак, проанализированный законопроект имеет понятную и правильную цель. Но одним лишь документом проблему не решить. Только комплексный подход и максимально широкий инструментарий. Собственно, следует признать, что и сегодня у Зеленского есть весь арсенал для борьбы с олигархатом — абсолютно лояльные Служба безопасности Украины, Государственное бюро расследований, не за горами и Бюро экономической безопасности. В Офисе генпрокурора сидит «государево око» Ирина Венедиктова. Не стоит забывать о Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания. Судебные решения также не должны были бы стать проблемой для Зе!команды. Однако такой сценарий требует времени и не приносит мгновенный результат, не формирует политический азарт, не спасает моментально рейтинг от падения. На Банковой ждать не привыкли. Поэтому избран простейший способ сохранения электоральной поддержки.

Личный рейтинг Зеленского значительно просел, в то время как поддержка Порошенко выросла. Именно для таких случаев и требуется президентский законопроект «против олигархов», чтобы с легкостью через решение СНБО разместить дамоклов меч над головой одного из политических оппонентов. Но в момент занесения меча главное — самому не пораниться о лезвие.

Больше статей Александра Леменова читайте по ссылке.