Одно из главных достижений прошедшего 25 февраля в Брюсселе саммита Украина-ЕС заключается в том, что он, наконец, состоялся и разморозил диалог с Евросоюзом на самом высоком уровне. Поскольку, по свидетельству видавших виды отечественных дипломатов, к середине прошлого года Украина оказалась в низшей точке своих отношений с ЕС за последнее десятилетие.
Еще слишком рано судить, наступит ли настоящая оттепель, однако Брюссель со своей стороны приложил большие усилия не только к созданию благоприятных условий для успешной весенней посевной в надежде на богатый ноябрьский урожай в Вильнюсе, но и обеспечил почти тепличный климат для главного украинского Сеятеля на саммите.
В дипломатии мелочей не бывает. Прошедшая же встреча изобиловала красноречивыми деталями: и два с половиной часа вместо двадцати минут переговоров с президентами ван Ромпеем и Баррозу; и непроизнесенные публично фамилии двух самых известных украинских узников; и обсуждение всех наиболее чувствительных для В.Януковича вопросов исключительно в узком президентском кругу; и упоминание главой ЕК Баррозу в своем заявлении о третьей годовщине инаугурации украинского президента; и почтительная церемония встречи-провожания. Кстати, по информации источников ZN.UA, в протокольной программе была прописана лишь встреча президентами Европейского Совета и Европейской Комиссии ван Ромпеем и Баррозу президента Януковича у входа в здание Совета ЕС и их совместное фотографирование. Предложение же украинской стороны расписать в программе ритуал провожания к выходу после пресс-конференции и прощания на улице европейская сторона отвергла: мол, мы такое заранее прописать не можем, все будет зависеть от настроя президентов Ромпея и Баррозу после переговоров. По свидетельству очевидцев, после завершения всех протокольных мероприятий Ромпей и Баррозу не только сопроводили Януковича к выходу, но и минут пять еще стояли под идущим снегом, пока украинская делегация рассаживалась по машинам, чтобы по-дружески помахать вслед…
Думаю, всем, кто мало-мальски посвящен в перипетии отношений Украины с ЕС, очевидно, что подобные знаки внимания оказывались не из большой любви и уважения к человеку, за три года отбросившему свою страну обратно в совок, перечеркнувшему ее демократические достижения и методично превращающему общенациональные ценности в Семейные.
Руководство Евросоюза создало В.Януковичу комфортный психологический климат и потратило на общение с ним в общей сложности четыре с половиной часа, потому что хотело быть не только услышанным, но и понятым. Потому что последний год поставил на грань провала не только длительную совместную работу над Соглашением об ассоциации Украины с ЕС, но, что гораздо серьезнее, многолетнюю работу ЕС по перетягиванию Украины на свою орбиту. Тактика Брюсселя последних месяцев - мягкой изоляции, негласного игнорирования высшего украинского руководства - не сработала, ситуация в Украине лишь усугубилась, а отношения с Киевом оказались на грани замерзания.
Еще две недели назад в публикации "Обратный отсчет" (ZN.UA №5 от 09.02.2013) мы упоминали о серьезных размышлениях руководства европейских институций над судьбой Украины. Уже из других источников было получено подтверждение этой информации: несмотря на сложную ситуацию как в Украине, так и в самом ЕС, в Брюсселе было принято решение приложить все усилия для подписания Соглашения. "За" выступает и президент Еврокомиссии Баррозу, и президент Европейского Совета ван Ромпей, и верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики леди Эштон, и "профильный" еврокомиссар Фюле, и большинство остальных членов ЕК. Более того, как утверждают источники ZN.UA, на пленарном заседании саммита (а до этого еще и на встрече с экс-президентом Ющенко) Баррозу четко заявил, что "видит Украину в будущем членом ЕС".
Соглашение с Украиной - дело чести и дальнейшего карьерного роста для еврокомиссара Фюле. Несмотря на близкое завершение работы нынешнего состава Еврокомиссии, этому амбициозному чешскому политику прочат весьма неплохое будущее: одни утверждают, что после перевыборов ЕК он метит в кресло леди Эштон, другие называют его реальным кандидатом на место генсека Совета Европы, третьи видят в нем даже будущего президента Чехии. В любом случае успех в "украинском вопросе" станет существенным вкладом в копилку его достижений - провал же с удовольствием используют многочисленные недоброжелатели.
Впрочем, некоторые наши европейские собеседники опасаются, что бурная деятельность Фюле на украинском направлении и его личная заинтересованность в успехе могут сослужить и плохую службу, если Янукович & Ко решат, что с таким активным "промоутером" Соглашение у них уже в кармане, следовательно, самим делать ничего уже и не надо - в крайнем случае можно будет отделаться мелочами. К слову, некоторые европейцы уже начинают подозревать в Януковиче если не мудрого стратега, то хитрого тактика: мол, он совершенно сознательно и намеренно сначала загоняет ситуацию в тупик, чтобы затем, сделав несколько незначительных уступок на радость Брюсселю, получить желаемое.
Однако незначительными уступками отделаться не получится. Думается, президенты ван Ромпей и Баррозу не зря потратили столько времени и смогли донести до украинского коллеги необходимость "решительных шагов" и "существенного прогресса" по многократно озвученным трем направлениям - устранению избирательного правосудия, совершенствованию избирательной системы и реформам, указанным в Повестке дня ассоциации. Насколько разговор получился, насколько он был откровенным, в какие детали своих планов и намерений стороны посвятили друг друга, какие решения предложили, знают лишь три президента (кроме них на встрече в узком кругу присутствовали лишь переводчики). Но примерная тематика их продолжительной беседы известна: судьбы Луценко и Тимошенко, реформы в Украине, отношения нашей страны с Россией и планы относительно формата взаимодействия с Таможенным союзом, энергетическое сотрудничество Украины как с Россией, так и с Евросоюзом (подробнее о последнем читайте в материале Аллы Еременко). Главным же месседжем европейской стороны было четко сформулированное желание увидеть быстрое продвижение Украины в правильном направлении во всех обозначенных сферах. Срок исполнения зафиксирован в Совместном заявлении XVI саммита Украина-ЕС: начало мая 2013 г.
И здесь для Украины (помимо неспособности ее власти проводить необходимые реформы и выполнять свои обещания) кроются еще две проблемы - собственно, сам срок, а также критерии оценки успехов.
Почему Брюссель спешит, мы подробно поясняли в позапрошлом номере: ему необходимо не только оценить наши достижения, но и сформировать необходимые пакеты документов для стран - членов ЕС, а также дать время последним для внутренних процедур принятия решения по Украине - подписывать с ней Соглашение в ноябре или нет. Но два месяца для демонстрации успеха - это очень мало. Даже в некоторых влиятельных европейских столицах, по нашей информации, недоумевают: мол, Украина напряжется на два месяца, а мы потом четыре месяца будем оценивать ее достижения? А что в это время будет делать Украина? Почивать на лаврах или продолжать реформы? Кто знает, что еще может произойти в этой стране с мая-июня до ноября? (Одни только выборы мэра Киева обещают стать серьезным испытанием для власти…) Слишком непредсказуема сама Украина, слишком настойчивы в своих желаниях ее соседи. Еврокомиссия чересчур перестраховывается - логичнее было бы дать Украине время до сентября: за полгода сделать что-то существенное шансов больше.
С другой стороны, правы и те хорошо знакомые с украинским менталитетом европейцы, которые опасаются, что, дай Украине время до сентября, так она сподобится на какие-то реальные действия лишь к октябрю, и тогда успеть выполнить все необходимые внутриеэсовские процедуры для подписания Соглашения в ноябре будет просто невозможно. Поэтому и дали Украине и ее руководству столь близкий дедлайн, прекрасно понимая при этом, что умопомрачительных успехов за такое время она добиться не сможет. Но, вопреки расхожему мнению и публичным наставлениям Штефана Фюле, от Киева и не ждут 100%-ного выполнения поставленных Брюсселем задач, правда, при этом не указывают, сколько, что именно и как должно быть сделано.
Читайте документы: все пожелания Украине высказаны без количественных и качественных критериев, от нее ожидают "существенного прогресса". То есть, еще раз подчеркнем, решение Евросоюза будет исключительно политическим. Это и хорошо и плохо одновременно. С одной стороны, учитывая реформаторские способности нашей власти, хорошо, что невозможного от нее не требуется, иначе не видать нам ассоциации в ноябре. С другой стороны, в Киеве могут переоценить заинтересованность Брюсселя в подписании Соглашения и недооценить уровень требований ЕС, решив, что можно отделаться, к примеру, снятием видеонаблюдения в камере Тимошенко и допуском к ней немецких врачей, а также парой-тройкой законов с правильным названием, но выхолощенным содержанием. Помимо этого, нельзя совсем исключать вариант, когда условно проукраински настроенная Еврокомиссия поставит Киеву сначала заниженную планку, а затем завышенную оценку, закрыв глаза на многие недоработки, которые не смогут (или не захотят) простить Украине критически и скептически настроенные европейские столицы и члены Европарламента.
Хотя, честно говоря, выставленные Украине условия для подписания Соглашения об ассоциации - изначально вопрос спорный. Да, безусловно, мы видим, как деградирует наша страна во всех сферах, у нас самих накопилось очень много претензий к этой власти, мы сами прекрасно знаем все ее недостатки. Но лично я абсолютно разделяю позицию польского евродепутата Павла Коваля, заявившего на этой неделе Rzeczpospolita, что сближение с ЕС настолько важно для будущего Украины, что Евросоюз должен был бы махнуть рукой на ее недостаточное соответствие разным требованиям и таки подписать Соглашение об ассоциации.
Кроме того, мы ведь пока говорим об ассоциации, а не о членстве в ЕС. Ведь целью ассоциации Украины как раз и является ее всесторонняя европеизация, приближение к европейским стандартам во всех сферах, а Соглашение - мощный инструмент для этих преобразований. Получается достаточно абсурдная ситуация: от Украины требуют самосовершенствования, но инструмента для него не дают, более того, для подписания Соглашения требуют достижения многих критериев и ставят задачи, выполнение которых является как раз целью реализации этого Соглашения.
Понятно, что после прошлогоднего провала в отношениях с Украиной, после всех неевропейских поступков и действий ее руководства Евросоюз не мог просто так взять и подписать стратегически важный для обеих сторон документ: ему необходимо сохранить лицо. Однако при этом важно, чтобы Европа не подложила нам те же грабли, что и в Бухаресте, когда Украине было отказано в получении ПДЧ. Тогда ведь тоже шла речь не о членстве в НАТО, а о плане действий по подготовке к нему, а нам выставляли требования, как будто мы уже стояли на самом пороге альянса. В 2008-м нам пояснили отказ необходимостью учесть обеспокоенность России и недостаточной поддержкой украинским населением идеи вступления в НАТО, порекомендовав сконцентрироваться на сближении с ЕС, якобы не вызывающем раздражения Москвы и позитивно воспринимаемом украинцами.
Сегодня, как и все предшествующие годы, идею европейской интеграции поддерживает большинство украинских граждан, подавляющая часть представителей экспертного сообщества, верность европейскому выбору декларирует большая часть украинского политикума. Вот только Россия снова против. По информации наших собеседников из нескольких европейских столиц, россияне развернули в странах ЕС чрезвычайно активную антиукраинскую деятельность. По утверждению источников ZN.UA, на сегодня Кремлем перед разными российскими ведомствами поставлены четкие задачи - любой ценой не допустить подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС, причем никогда; всеми способами задушить идею и убить возможности превращения Украины в "сланцевый Клондайк", а также отодвинуть нашу страну от приднестровского процесса и дискредитировать украинское председательство в ОБСЕ, выставив Украину на международной арене беспомощной, бестолковой и ни на что не способной страной.
В Бухаресте Украина потерпела поражение при попытке надежно закрепить свой геостратегический выбор, но тогда, говорят украинские дипломаты, у нас еще оставался план "Б" - Соглашение об ассоциации с ЕС. Сегодня плана "Б" не существует.
Кому будет выгодно, если и в Вильнюсе случится провал? Украине, которая еще на долгие годы может потерять шанс вырваться из душного и мрачного совка? Евросоюзу, для которого таки важно втащить Украину на свою орбиту? Или же стране, которая, не будучи членом ни ЕС, ни НАТО и формально не имея права вето в этих организациях, однажды уже не допустила уход Украины на Запад?
Ситуация сложная. Времени крайне мало. Сделать необходимо очень много. И при этом не наделать очередных ошибок - ни нам, ни ЕС. Чтобы, как в известной песне, не сказать потом друг другу: "Опозданием мы наказаны - за полчаса до весны".