Начало конца, Плевать, что будет потом…
Я нашла отличный выход,
Я машу ему крылом,
Но устал от моих игр Запасной аэродром.
Пыльца. "Запасной аэродром"
Воскресный инцидент в Одессе с "захватом" воинской части, в ведении которой находится Школьный аэродром, исчерпан. Так отрапортовали власти.
Но вначале одни публично отчитали военных за поднятую на ровном месте бучу. А другие обвинили в том, что не открыли огонь. Можно только представить, что было бы, если бы они применили оружие.
Военная прокуратура уже выдвинула двум военнослужащим обвинения по статьям, предусматривающим лишение свободы на срок от восьми до десяти лет. И Приморский районный суд отправил и.о. командира воинской части под домашний арест. При этом никто, кроме военных, никакого наказания не понес, несмотря на то, что в инциденте участвовала группа лиц в балаклавах. Но речь в данном случае не о наказании, а о землях военного аэродрома.
Напомним, инцидент произошел рано утром в воскресенье, 29 октября. Расположенный по соседству со Школьным аэродромом крупнейший в Одессе торговый центр приступил к строительству детского спортивного комплекса, и не смог, якобы, согласовать с военными вопрос об использовании их территории на время строительных работ. Поэтому, имея на руках разрешения городских служб, строители без согласия военных снесли забор, вывезли 56 бетонных плит, и стали устанавливать свой, металлический, при этом углубившись в территорию воинской части на 8–12 метров. В итоге в милицию стали поступать сигналы о захвате воинской части. И поднялась шумиха.
Отметим: конфликт между военными и застройщиком, стал развиваться еще два месяца назад, когда коммерсанты получили разрешительные документы на установку забора. Но в действительности дело не только в заборе. Конфликт намного глубже и шире. Забор лишь вскрыл масштаб проблем.
Вместо аэродрома - жилмассив
Дело в том, что на месте Школьного аэродрома должен вырасти новый жилой микрорайон под названием Аэропортовский. Так предусмотрено новым генпланом Одессы. Он был принят Одесским горсоветом 25 марта 2015 года. И мэрия уже приступила к реализации масштабного для города проекта.
Около 100 га земель Школьного аэродрома из 218 оставшихся разбиты на участки, и им уже присвоены кадастровые номера. Кадастровая карта Украины показывает, что 30 и 20 га отведены для строительства и обслуживания многоквартирных жилых домов, 17 га, а также 8,5 и 18 - для общественной застройки, и часть из них - для целей рекреации. Еще весной Одесский горсовет дал добро своим коммунальным предприятиям на разработку проекта землеустройства по отведению данных участков для данных целей. А совсем недавно, 4 октября он принял решение о разработке детального плана территории (ДПТ) в границах пр. Небесной Сотни (Маршала Жукова), Школьного аэродрома, ул. Проектной, 23 (Север-Юг) (будущая трасса. - Ред.), ул. Инглези (25-й Чапаевской дивизии). То есть территории, которую сегодня занимает Школьный аэродром.
Информацию о готовящейся застройке земель аэродрома ZN.UA подтвердили и в городском управлении архитектуры и градостроительства. "В границы разработки данного ДПТ включена территория бывшего Школьного аэродрома. На этой территории расположены площадки для стоянки и рулевые дорожки для движения авиационной техники", - сказано в ответе на запрос редакции.
Но почему "бывшего"? И как это согласуется с нынешними реалиями и непрекращающимися военными действиями в Донбассе? С близостью Приднестровья?Ведь 8.08.2016 г. Минобороны и Госавиаслужба подписали совместный приказ, согласно которому аэродром получил новый статус. "Определить аэродром государственной авиации "Одесса-Школьный", который принадлежит Вооруженным силам Украины, аэродромом совместного использования государственной и гражданской авиацией Украины", - говорится в документе. Согласно приказу, его должны были внести в реестр гражданских аэродромов Украины и сертифицировать. Этим же приказом эксплуатация совместного аэродрома, обеспечение полетов и обслуживание воздушного движения возложено на подразделения воинской части А3571.
В управление архитектуры и градостроительства сослались на Закон Украины "О градостроительной деятельности", согласно которому процедура разработки и утверждения ДПТ не предусматривает согласование проектных решений с собственниками или пользователями участков. Они могут подать свои замечания после их вынесения на общественные слушания.
Не совсем понятно, как новый жилой микрорайон (площадью около 289 га) будет соседствовать с новой взлетно-посадочной полосой Международного аэропорта "Одесса", где будут приземляться современные авиалайнеры? Земли аэропорта и земли аэродрома находятся по соседству и соединены между собой рулежной дорожкой. К слову, в прошлом году в Малиновском райсуде Одессы слушалось дело некоего гражданина, который с третьего этажа дома, в котором проживал, фотографировал самолеты на Школьном аэродроме, и с помощью самодельного устройства прослушивал переговоры военных. А что будет, когда вырастут рядом небоскребы, пусть даже на той части территории, которая сегодня уже передана коммерческим структурам?
На откуп коммерсантам
Отметим, что финансировать разработку ДПТ будут СК "Будова" и ООО "Югтранс-Терминал". Последнее - это как раз та самая компания, которая и установила свой забор на территории аэродрома. Эти две связанные между собой коммерческие структуры и будут, судя по всему, застраивать всю территорию будущего жилого микрорайона "Аэропортовский". В этой связи мэра города ни раз критиковали за то, что он собирается отдать строительство нового жилмассива на откуп фактически одной структуре, вне конкурса.
Школьный аэродром окружают малоэтажные здания, принадлежащие городским коммунальным предприятиям - КП "Теплоснабжение", КП "Горзелентрест" и другим. Мэрия уже передала ряд этих зданий и помещений в аренду частным компаниям, которые и будут застраивать новый микрорайон. Г. Труханов 10 июля подписал два распоряжения о передаче в аренду ООО "Будова-Специнвест" нежилых строений и сооружений общей пл. 1035,7 кв. м, расположенных по ул. Инглези, 7-Б, и нежилых помещений общей площадью 639,4 кв. м, расположенных по ул. Инглези, 7-А. Они примыкают к аэродрому. Еще ранее, 11 апреля, были подписаны два распоряжения о передаче в аренду зданий площадью более 600 кв. м в аренду ООО "Транском-строй", у которой общие бенефициары с вышеназванными компаниями. После аренды эти помещения были выкуплены.
В СМИ эти компании связывают с бизнесменом Владимиром Галантерником. Михаил Саакашвили не раз упоминал его имя, когда говорил о теневых хозяевах Одессы.
В общем, по документам, ныне принимаемым городскими властями, военного аэродрома в Одессе нет. Поэтому история с установкой забора - это, похоже, лишь начало "боевых" действий за землю Минобороны.
На руках у военных имеется решение исполкома Одесского горсовета от 10 октября 1948 года о восстановлении права 5-й ВА на пользование земельными участками под Центральным и Школьным аэродромом. Школьный на тот момент имел в пользовании 286,9 га.Но вся проблема в том, чтоэта земля, от которой сегодня осталось 218 га, до сих пор не оформлена. Это не дешевая и не быстрая процедура в Одессе. Но самое главное, что на эти земли глаз давно положили коммерсанты, которые уже подсчитали свои прибыли от застройки территории. Повторимся, территории (бывшего) Школьного аэродрома, как указывают чиновники в документах.
Так что не совсем понятно, как на этом фоне свое земельное статус-кво будут восстанавливать военные. К тому же учитывая позицию мэра Одессы Геннадия Труханова. Она очень ясно прозвучала на совещании в Одесской областной госадминистрации.
Услышит ли мэр губернатора?
На следующий день после инцидента с установкой забора губернатор области Максим Степанов усадил за стол переговоров силовиков, военных и представителей застройщика. Дабы уладить конфликт, который, по его выражению, "яйца выеденного не стоит". Однако в конце совещания, когда слово взяли военные, губернатору, похоже, так не показалось. Впрочем, судите сами.
О воскресном инциденте докладывал начальник областного управления Нацполиции Дмитрий Головин. "Конфликт вокруг земельного участка между ООО "Югтранс терминал" и командованием воинской части А3571 имеет чисто материальный характер", - заключил Головин.
Отчитал военных за раздувания конфликта и губернатор. И призвал стороны к взаимопониманию.
- Вы, - обратился к военным губернатор, - пользуетесь документами на землю 1948 года…. А потом мы слышим, что у вас кто-то, что-то стырил... Дайте перечень, и я сам оформлю вам земли. Это сделать несложно. Препятствия нет, ни одного… Категорическая позиция всех, и моя лично: все имущество военных должно быть оформлено.
Степанов пообещал в максимально короткий срок помочь военным оформить земли Школьного аэродрома, а это на сегодня, по данным командования воинской части, 218 гектаров.
После взял слово мэр Одессы Геннадий Труханов.
- Таким громким образом не стоит обращать внимания на себя и на те проблемы, которые существуют. Гораздо проще решать их в рабочем режиме. Мы все ваши предложения готовы рассмотреть. Я дал уже поручение, и возьму их под свой личный контроль, - пообещал Труханов, и попросил военных более корректно делать свои заявления. Без нагнетания.
Военные молча слушали, как их отчитывают. Но потом заявили, что в Одесском горсовете их вопросы не решаются годами. Что в судах находятся дела, заявленные военным прокурором в интересах Минобороны. И что город не оформляет земельные участки для строительства жилья для военнослужащих. И т. д.
В итоге услышали нелицеприятные в свой адрес обвинения со стороны мэра. К ним присоединился и губернатор.
В конце совещания военные попросили Труханова не рассматривать на сессии горсовета вопросы по пяти земельным участкам Школьного аэродрома, которым уже присвоены кадастровые номера. Они сообщили, что общая площадь этих участков 93,5 га, и что землеустроительная документация по ним выдана коммунальным предприятиям города.
- Мы как раз наводим порядок в этой сфере, учитывая тот бесхоз, который там творится, - ответил Труханов. - Под какие цели и задачи вам была выделена земля? Мы приводим ее в порядок. И выделяем ее не коммерческим структурам...
- Эти земли входят в 218 гектаров? - перебил мэра своим вопросом губернатор.
- Так точно. И есть уже решения сессии, - уточнили военные.
- Это абсолютно законная процедура, - заметил Труханов.
- Из 218 - 93,5 гектара? - переспросил губернатор.
- Все должны понимать, - поясняли военные, - что речь идет о действующем аэродроме, о дежурстве боевых самолетов… Мы не имеем права эту площадь уменьшать. Ее и так до нас с вами уменьшили на 100 гектаров.
- Думаю, предложение не выносить эти вопросы на сессию справедливое, - сказал губернатор, обращаясь к мэру, - и мы должны привести в соответствие с законодательством эти 218 гектаров, которые принадлежат военным.
- Мы все делаем в рамках закона, - еще раз повторил свою мантру Труханов. - Приводим в соответствие то, что не делалось раньше.
- Я понимаю, - парировал губернатор. - Но мы знаем, в каком состоянии была армия на начало 2014 года.
- Мы неоднократно встречались с военными, и предлагали помощь в решении их вопросов. Мы говорили: давайте с вами будем вместе строить и оформлять. Если могут сами, своими силами, - пусть строят, - ответил Труханов.
- Если из земель Минобороны, что-то забирается, надо прекратить эти действия, - заключил Степанов.
Вот такой диалог между властями, о многом говорящий, состоялся в минувший понедельник. Но услышит ли мэр губернатора? А главное - как Максим Степанов в этой ситуации с землями аэродрома будет выполнять обещание, данное военным?..