В тихо замороженной теме особого инвестиционного режима в Крыму в последнее время появились признаки реанимационных мероприятий. Сначала в ВР Украины таки дожали вопрос о воссоздании временной специальной комиссии по вопросам АР Крым, которую снова возглавил экс-спикер автономии Борис Дейч. Затем крымский премьер Анатолий Могилев, приветствуя однопартийцев - членов комиссии, обозначил ее главные задачи: принять во втором чтении законопроект "Об основах развития АРК и особенностях осуществления инвестиционной деятельности на ее территории", а также неминуемое при этом внесение изменений в Налоговый кодекс. Последнее обстоятельство, собственно, до сих пор и было одним из главных препятствий на пути к мечте Совмина Крыма о льготном налогообложении для крымских инвесторов со времен премьера Василия Джарты, под чей доверительный авторитет эти преференции президентом Виктором Януковичем и были обещаны, но потеряли актуальность стараниями его же администрации и тихого бойкота в Кабмине. Об особых условиях для особенного Крыма вспомнили аккурат под парламентские выборы и приняли законопроект в первом чтении.
Прошло больше года, и народные депутаты от Крыма и власти решили напомнить о предвыборных обещаниях и написали письма то ли счастья, то ли отчаяния целому ряду ответственных товарищей - премьер-министру Н.Азарову, первому вице-премьеру С.Арбузову, министру экономразвития и торговли И.Прасолову и главе Комитета ВРУ по вопросам промышленной и инвестполитики Ю.Воропаеву - с просьбой о содействии скорейшему принятию законопроекта. И напоминанием, что "во время предвыборной компании-2012 подавляющая часть населения автономии выражала надежду, что ВР Украины седьмого созыва примет этот закон в кратчайшие сроки и создаст благоприятные условия для комплексного и сбалансированного развития АРК" (цитируется по сайту КРО Партии регионов).
Публичного ответа не последовало. Но настало лето, и поработать с документами на дачу в Крым приехал президент. Он нашел время для крымского премьера А.Могилева. Судя по сообщению президентской пресс-службы, начали издалека - с доступности крымских пляжей для граждан и борьбы с пожароопасностью (по дороге к президенту генерал в заповедном лесу провел совещание с лесниками, начальник которых И.Кацай отметился в ДТП с сотрудником заповедника). А уже второй новостью на президентском сайте вышло сообщение о том, что Виктор Янукович отмечает необходимость активизации привлечения инвестиций в АРК. Причем получается, что рассказал об этом пресс-службе президента Анатолий Могилев, по какой-то причине не пожелавший распространяться о конкретике беседы с Виктором Януковичем.
"Анатолий Могилев проинформировал президента об отдельных инициативах крымского правительства, реализуемых в настоящее время, а также о мерах, которые еще необходимо принять для повышения инвестиционной привлекательности Крыма. "Президент выразил поддержку этим инициативам крымского правительства", - сказал глава Совета министров Крыма", - интригует сообщение президентского сайта.
Все попытки узнать, какие же конкретные инвестиционные инициативы СМ Крыма (читай, чьи проекты) получили президентский зонтик, увы, не увенчались успехом. Что, конечно же, сильно прибавляет прозрачности инвестиционному климату Крыма и действиям верховной власти в Украине в целом. Единственное, что удалось дополнительно узнать, так это то, что "президент дал поручение ускорить процесс принятия закона об особенностях инвестиционной деятельности в АРК".
Почему же об этом важном поручении не сообщалось официально? Разгадка кроется в уже упоминавшемся отсутствии восторга в АП и Кабмине по поводу налоговых льгот для отдельно взятого и не всем доступного Крыма. Поэтому не исключено, что нынешнее негодование президента по поводу проволочек в правительстве относительно принятия закона об особом инвестрежиме в Крыму не последнее, и Могилеву еще не раз придется просить президента держать вопрос на личном контроле.
Насколько реально, что закон будет принят уже осенью, как надеются в Крыму, и что, собственно, он изменит в инвестиционном климате отдельно взятой автономии?
Как отмечалось, в период пробуксовки законопроекта еще на стадии передачи его из Кабмина в ВР (Крым по-прежнему не наделен законодательной инициативой) сложности были связаны и с тем, что у "крымского проекта" Джарты, как это ни парадоксально тогда выглядело, не было лобби в Киеве - ни в Кабмине, ни в парламенте. Поэтому все преференции в виде миллиардной субвенции и закона о дополнительных полномочиях правительству по распоряжению землями, а также санкции на применение закона по отношению к своим (без чего наводить порядок с той же землей было невозможно - куда ни кинь, всюду люди с партбилетом ПР или правильной пропиской) удавалось получить только из первых рук - президентских. И с тех пор ничего не изменилось, кроме того что усугубилось в плане концентрации власти в этих руках.
Поэтому воссоздание спецкомиссии ВР по Крыму, с точки зрения влияния на процесс "крымизации" Налогового и других кодексов и законов, переоценивать не стоит, какими бы яркими эпитетами сегодня ни наделял это событие и его значимость для прохождения законопроектов Анатолий Могилев. Но роль техническую ВСК, безусловно, сыграет, создав, по сути, "единое окно" для таких проектов. По словам народного депутата Елены Нетецкой, спецкомиссия уже зарегистрировала более 10 законопроектов, связанных с полномочиями Крыма, "которые выстраивают механизмы взаимодействия органов власти Крыма, центральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов министерств и ведомств". Количество и даже качество поданых членами комиссии проектов, конечно, не показатель, главное - какая установка будет у большинства и как к инициативам отнесутся в меньшинстве. Примечательно, что парламентская оппозиция продемонстрировала кардинальные расхождения даже в процессе формирования комиссии. Из 13 ее членов восемь представляют Партию регионов (все крымские мажоритарщики за исключением баллотировавшейся в Феодосии Ю.Левочкиной), два - УДАР (А.Мочков стал зампредседателя ВСК), а также внефракционный Л.Миримский, коммунист С.Топалов и М.Джемилев ("фракция "Батьківщина"). При этом лидер крымских БЮТовцев Андрей Сенченко сообщил ZN.UA, что фракция решила не принимать участия в работе этой комиссии ввиду ее неэффективности. Отказ последовал и от фракции партии "Свобода".
"Это абсолютно пустая тема - такая комиссия уже была, максимум, что она дает, так это отдельный кабинет, машину для руководителя и видимость полномочий для решения вопросов. Поэтому наша фракция отказалась делегировать представителей", - сказал Сенченко.
Так же скептически нардеп относится и к последствиям принятия закона об особом инвестиционном климате в Крыму: "Я не верю, что это привлечет инвесторов, потому что в стране в целом отсутствует нормальный инвестиционный климат, а в Крыму все это безобразие еще и умножено на институт "смотрящих". Инвестор придет при условии декриминализации власти и приведения функций органов власти к нормам закона, а не высоких пожеланий. Поэтому максимум, на что это сгодится, - так это на очередной предвыборный пиар, чтобы мобилизовать бывший базовый электорат в Крыму", - считает Андрей Сенченко.
Наверное, сегодня никто не будет возражать, что в воронке финансового ужаса, куда все глубже погружается страна, у которой до конца года банально может не хватить денег на самое-самое, а министр здравоохранения Крыма уже в открытую говорит, что без добровольных поборов с пациентов больницы придется закрывать, надо срочно искать средства для выживания. Вариантов на поверхности три. Первый - наивный, и для режима сродни самоубийству: перестать воровать и остановить лифты откатов, которые уже даже не в конце месяца в отдельных ведомствах обязали поднимать наверх, а в начале, то есть авансом. Второй - кредиты, третий - инвестиции.
Экономический эксперт и автор нескольких программ развития Крыма Андрей Клименко говорит, что сегодня реальным источником для выживания могут быть только внешние инвестиции: "Нужно либо мощно репатриировать отечественные миллиарды, закрывая офшорные лазейки, что сегодня уже, в принципе, начинает делаться. Либо (а лучше одновременно) создавать здесь комфортные условия для инвестора, и неважно, кто это будет, пусть даже связанные с украинскими политиками структуры, о которых вы пишете. Те же солнечные станции, к примеру.".
В принципе, процесс уже пошел, учитывая, что около 70% прямых иностранных инвестиций в Украину заходит с Кипра. И, по мнению президента Европейской Бизнес Ассоциации Томаша Фиала, большая их часть - это круговорот денег, выходящих из Украины через трансфертное ценообразование, которые потом заходят обратно как прямые иностранные инвестиции.
"Когда "крымский проект" встречал сопротивление в Киеве, там говорили: надо такие условия создавать по всей стране, а не в отдельно взятом Крыму, Говорили, но не сделали. А сегодня у них нет другого выхода, кроме как льготировать инвестиции, и начинать можно с Крыма, где законодательная база уже подготовлена", - считает Андрей Клименко, допуская, что следующим регионом может стать Донецк. То есть еще один базовый для партии власти регион, что весьма дальновидно с точки зрения 2015 г.
Ну а пока нет ни закона, ни инвестиций, правительство Крыма нацелилось на новый кредит. Под госгарантии и, можно подумать, на самое необходимое. Нет, это не капельное орошение, которое могло бы прийти на замену разграбленной и сданной в крышуемые правоохранителями пункты приема металлолома системы, отсутствие которой в этом году поможет получить в Крыму давно не виданный урожай ранних зерновых - 13,5 центнеров с гектара. Правительство Крыма утвердило другую программу - "Светлый Крым", предполагающую замену освещения на улицах крымских городов и поселков на светодиодное и требующую почти 377 млн грн кредитных средств. Самое время, и спасибо, что не так много, а потому не так страшно, как прошлой осенью, когда ВР Украины дала разрешение предоставить госгарантии на привлечение кредита в 10 млрд гривен для строительства парогазовой электростанции в Щелкино и сетей электро- и газоснабжения в восточном Крыму. Как сообщалось, кредит готов был предоставить один из китайских банков. Но прошло полгода, и о громком проекте уже не вспоминают.
Зато есть новая идея - поскромнее, всего на пять миллиардов - строительство автовокзала и развязки на территории железнодорожного вокзала в Крыму. Вообще, денег надо много: президент Янукович объявил 2014-й годом дорожного строительства. Откаты там - под 60%, так что инвесторы страх как нужны: без них народу после этой победы над плохими дорогами не выжить.