UA / RU
Поддержать ZN.ua

Верхом на тигре, с чемоданом без ручки в руках...

Основополагающим, глубинным мотивом решения В.Путина об аннексии Крыма был все-таки тот "основной инстинкт", который вынуждает всадника на несущемся через джунгли тигре все крепче цепляться за его шкуру, ведь всадник понимает, что "нормально жить" может ровно до тех пор, пока способен удерживаться верхом.

Автор: Марко Шевченко

В далеком 1998 году, когда подготовка к президентским выборам 1999-го уже началась, один сотрудник Администрации президента Украины в разговоре "за рюмкой кофе" заметил, что ни одно внешнеполитическое решение, даже самое необходимое, не рассматривается, если одним из его результатов может стать хоть минимальное снижение рейтинга тогдашнего президента Л.Кучмы. И наоборот: если тот или иной внешнеполитический шаг обещает увеличить популярность хотя бы на 0,5%, он обязательно будет сделан, даже ценой "временных внешнеполитических потерь". Похоже, аналогичной логике следовало и российское руководство, приняв решение об оккупации Крыма. Резкий скачок популярности В.Путина - более 70% жителей РФ, среди которых оказались и многие любимые украинцами актеры и деятели культуры, поддержавшие его действия, - красноречивое свидетельство этого.

Китайская пословица утверждает, что, при большом желании можно оседлать тигра, но слезть с него потом будет невозможно. Владимир Путин оседлал тигра под названием "российская власть" еще 14 лет назад. Болотная площадь в Москве показала ему, что первый украинский Майдан не прошел бесследно. Оседланный тигр, спавший до недавних пор, зашевелился. Второй украинский Майдан мог окончательно его взбудоражить. Поэтому Кремль решил действовать на опережение и в конце февраля дал старт "русской весне".

Конечно же, мотивов для решения об общем наступлении на Украину и аннексию Крыма было намного больше. Здесь и традиционные мантры о недопущении вступления Украины в НАТО и ЕС, и попытка вынудить украинских (и европейских тоже) политиков выбирать между евроинтеграцией и территориальной целостностью нашего государства, и блокирование украинских усилий по разработке энергоносителей на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, и ряд других причин, уже неоднократно называвшихся украинскими экспертами. Но основополагающим, глубинным мотивом решения В.Путина об аннексии Крыма был все-таки тот "основной инстинкт", который вынуждает всадника на несущемся через джунгли тигре все крепче цепляться за его шкуру, ведь всадник понимает, что "нормально жить" может ровно до тех пор, пока способен удерживаться верхом.

Не исключено, что Кремль принял окончательное решение об аннексии Крыма, увидев довольно вялую реакцию Запада на введение российских войск на полуостров и результаты референдума. Могла ли быть реакция Запада другой? Вряд ли. По крайней мере, не в условиях "странной войны" в Крыму, где "военные действия" велись в основном кулаками, штатное вооружение украинских военных, как правило, без единого выстрела, сдавалось на склад под "общий контроль", а тяжелое вооружение, за небольшим исключением, переходило в руки россиян даже без попыток предварительно его повредить. Исключение РФ из "Большой восьмерки", запрет на въезд для российских деятелей и замораживание их активов (если найдут) были вполне прогнозируемыми шагами и не считались российской стороной способными нивелировать внутриполитические достижения. Еще несколько лет назад В.Путин провел кампанию, целью которой было вынудить российских чиновников под угрозой утраты должности избавиться от собственности за рубежом. Вряд ли кто-то из них отказался от своих зарубежных активов, но они были переписаны на жен, детей и других доверенных лиц, на которых пока что санкции не распространяются. Кстати, то же касается и бывших украинских должностных лиц, попавших под санкции в Европе и Америке. Введение запрета на въезд также может дать противоположный эффект. По крайней мере опыт Беларуси свидетельствует, что попадание высших чиновников в "запретный" список является для них хорошей рекомендацией, поскольку свидетельствует об их лояльности правящему режиму.

К более весомым результатам могут привести санкции, которые США и их союзники обещают России в случае дальнейшей эскалации напряженности (очевидно, продолжение концентрации российских войск на восточных границах Украины таковой не считается; для этого следует дождаться нового вторжения). Обещанное Б.Обамой разрешение на экспорт сланцевого газа из США в Европу и наложение скоординированных санкций на отдельные секторы российской экономики, в первую очередь экспорт энергоносителей, дадут ожидаемый эффект в среднесрочной перспективе.

Этот эффект неизбежно наложится и на смену настроений тех жителей Крыма, кто во время референдума голосовал за более зажиточную и спокойную жизнь. Обещанные штатными кремлевскими пропагандистами миллиардные инвестиции в Крым сразу после референдума волшебным образом трансформировались в ежемесячную помощь на сумму 80-90 млн долл., что соразмерно предоставляемым из Киева дотациям. Плюс их неэффективное, мягко говоря, использование. Пенсии российского уровня уже трансформировались в украинские по размерам, выплачиваемые в рублях. Плюс провал в этом году курортного сезона и неизбежный проигрыш конкурентной борьбы с Сочи, в инфраструктуру которого только что было вложено несколько десятков миллиардов долларов. Плюс появление огромного количества присланных из центра и неравнодушных к крымской недвижимости новых чиновников и неизбежное перераспределение собственности в пользу "освободителей". Плюс "закручивание гаек" во всех сферах общественной жизни, вызванное намного более высоким уровнем авторитаризма в России (что особенно резко ощущается на фоне предыдущих 23 лет жизни крымской элиты в условиях слабой центральной власти). К тому же, неизбежная борьба с "агентами Киева" по всему Крыму как прикрытие для перераспределения собственности. Плюс монетизация льгот, немедленный возврат к общей воинской обязанности и "почетное право", начиная с 2017 г., служить по всей территории необъятной "новой Родины" - от Чечни и Дагестана до Владивостока, Камчатки и Чукотки. Эти и куча других новых проблем еще до президентских выборов в РФ в 2018 г. снимут розовые очки с глаз тех, кто сейчас радуется приходу "освободителей".

Понимает ли это Кремль? Думаю, да. Поэтому и выборы в крымские органы власти назначены аж на сентябрь 2015 г. До тех пор, очевидно, планируется, как программа-минимум, локализовать/выдавить/зачистить крымских татар, проукраинские или просто потенциально оппозиционные элементы на полуострове, а как программа-максимум - окончательно решить "украинский вопрос" путем использования по назначению той военной группировки, которая сейчас нависает над всей нашей восточной границей.

Развертывание полевых штабов и медпунктов красноречиво свидетельствует, что В.Путин не намерен ждать, пока результаты внешних санкций наложатся на вышеупомянутые выше изменения в настроениях людей. Он не будет ждать, пока Крым, который сейчас так легко упал в руки скачущего верхом на тигре всадника превратится в чемодан без ручки, под грузом которого всадник слетит вниз...

Рискну предположить, что сейчас в Кремле взвешивают все "за" и "против" относительно конкретной даты "освободительного похода" российской армии против "бендеровских захватчиков". Среди возможных вариантов конкретных дат его начала приходят в голову две: август (есть хорошие шансы "закончить все" еще до появления запоздалой по понятным причинам реакции Запада) или, например, 9 мая (если окажется, что на президентских выборах в Украине победит "неправильный" кандидат).

Что делать Украине в этих условиях?

Во-первых, желая жить в мире, следует все-таки готовиться к войне. "Революция только тогда чего-нибудь стоит, когда может себя защитить", - это выражение, которому почти сто лет, не теряет для нас актуальности. Наши солдаты должны быть психологически готовы стрелять в агрессоров, которых еще вчера считали друзьями и братьями, а офицеры и генералы, многие из которых служили плечом к плечу с россиянами еще в Советской Армии, - не иметь никаких сомнений, отдавая приказ об открытии огня. Иначе за их сомнения и психологическую неготовность придется расплачиваться новыми Крутами, оккупацией Левобережья (включая Киев) и Юга...

Во-вторых, на получение более существенной, чем до сих пор, внешней помощи мы можем надеяться только после того, как сами начнем делать не меньше. Если хотим более весомых санкций со стороны Запада, должны показать пример. Где наши списки причастных к военной оккупации и аннексии Крыма российских должностных лиц, которым запрещен въезд в Украину и чьи активы в нашем государстве заморожены? Ну и что, что эти активы зарегистрированы, как правило, на безымянные оффшорные компании? Раскрытие конечного владельца - вполне посильная задача, особенно, если обратиться за помощью к финансовым разведкам США и их союзников. Были ли высланы из Украины российские дипломаты, чья деятельность несовместима с дипломатическим статусом? Или хотя бы введены ограничения на их передвижения по Украине? Эти шаги и сейчас сделать еще не поздно.

В-третьих, считаю перспективной идею построения "финской модели" сосуществования Украины и РФ. Членство Украины в ЕС и формальный нейтралитет вместе с гарантиями непередачи на Запад украинских технологий, являющихся основой ракетно-ядерных сил РФ, могут стать базой для долговременной нормализации отношений с Россией. Согласится ли на такие условия нынешнее российское руководство? Не знаю. Но стоит также помнить, что Финляндия пришла к нынешним отношениям с РФ ценой тяжелых испытаний. В частности, финны с оружием в руках отстаивали право на суверенитет во время "зимней войны" 1939-1940 гг., заплатив за это жизнями почти 50 тыс. своих военнослужащих. Красная Армия хоть и победила, но более 330 тыс. погибших бойцов продемонстрировали советскому руководству бесперспективность силового давления на Финляндию.

В-четвертых, следует немедленно вносить изменения в Стратегию национальной безопасности Украины и Военную доктрину, определять в них вероятных противников и потенциальных союзников. У нас нет времени придумывать новую программу реформ всего сектора безопасности, поэтому нужно просто продолжать осуществлять меры, предусмотренные в ежегодных планах сотрудничества Украина-НАТО, которые традиционно выполнялись едва наполовину.

В-пятых, признать, что в случае продолжения агрессии с востока и юга войну силами только регулярной армии мы не выиграем. Это можно будет сделать лишь путем партизанской войны, которая увеличит материальную "цену победы" до неподъемного для России уровня. И к ней надо готовиться уже сейчас. Кроме специальных мероприятий по подготовке (в том числе к повреждению нашей инфраструктуры, которую могут использовать оккупанты), необходимо срочно принять закон, разрешающий свободное владение оружием всем, кто служил в армии и сдал экзамен на умение им правильно пользоваться.

В-шестых, стоит воспользоваться благоприятной для Украины международной ситуацией и попробовать решить те стратегические задачи, которые до недавних пор оставались недостижимыми. В частности, есть определенные основания считать, что под давлением обстоятельств и идя навстречу просьбам союзников, Турция может пересмотреть свою позицию по пропуску через Босфор танкеров с нефтью и сжиженным газом для Украины. Исходя из этих соображений, почему бы не предложить Анкаре задействовать трубопровод Джейран-Самсун для заполнения нефтью маршрута Одесса-Броды. Канада, чья поддержка Украины не нуждается в дополнительной рекламе, буквально года через два будет обладать избыточными мощностями по производству сжиженного газа, и канадский премьер С.Харпер в среду выразил надежду на его поставки в Европу.

В-седьмых, следует начать двусторонние проекты по обучению украинских военных и правоохранителей в учебных заведениях США, Канады и стран ЕС. Сейчас, когда симпатии и сочувствие всего мирового сообщества на стороне Украины, существуют как никогда широкие возможности получить значительное количество учебных мест для украинских курсантов в лучших западных заведениях и за счет принимающей стороны. К тому же, наши военные, в частности выведенные из Крыма, побывав на обучении за рубежом, собственными глазами увидят перспективу, за которую стоит дальше бороться...

В-восьмых, создать правительственную комиссию по вопросам Крыма под руководством не ниже вице-премьер-министра. Впоследствии, в случае необходимости и наличия средств, ее можно будет трансформировать в отдельное Госагентство по делам Крыма. Задача комиссии - координация решения всего массива вопросов, возникших вследствие аннексии Крыма, а также разработка и реализация государственной политики, направленной на реинтеграцию страны. Именно эта комиссия должна уделять отдельное внимание обеспечению прав человека, коренных народов и национальных меньшинств в Крыму, требуя от России их безусловного уважения и соблюдения.

После решения безотлагательных проблем, связанных с "процессом развода", придется создавать в Херсоне или Николаеве ориентированный на Крым исследовательский и информационный центр, увеличивать ретрансляционные мощности для ориентированных на крымскую аудиторию теле- и радиоканалов Украины, FM-станций, специализированных программ (наподобие Радио Свобода), интернет-порталов и т.д.

Итак, существует множество возможностей и еще больше работы, которую нам необходимо сделать. По большому счету, только от того, как мы ими воспользуемся и как хорошо сделаем свою работу, зависит, в какой стране мы будем жить дальше. И будет ли она зависеть от прихотей "всадника на тигре". Да и вообще, сможет ли этот всадник продолжать удерживать "чемодан без ручки"...