UA / RU
Поддержать ZN.ua

Уничтожение строптивого

«Этого не может быть!» Почти все иностранцы из земель с устоявшейся демократией не могли поверить в причину ареста Юрия Луценко.

Автор: Владимир Арьев

«Этого не может быть!» Почти все иностранцы из земель с устоявшейся демократией не могли поверить в причину ареста Юрия Луценко. Им, привыкшим к соблюдению прав человека и презумпции невиновности, крайне сложно было объяснить, почему экс-министра закрыли в тюрьме без приговора суда.

Приходилось доставать копию самого первого, декабрьского судебного решения о взятии Луценко под стражу. По мере знакомства с документом недоверие постепенно переходило в ужас - будто они опять увидели разгуливающий по Европе призрак коммунизма.

Генпрокуратура и Печерский суд мотивировали арест Луценко нежеланием последнего признать свою вину и демонстративно проигнорировали как букву украинского закона, так и дух цивилизованного мира. Об этом в отчественной прессе писали не раз. Но для политиков, дипломатов и юристов из Вашингтона и Брюсселя, а также Берлина, Праги, Рима, Стокгольма и далее из длинного списка, дело Луценко стало индикатором тревожных процессов в Украине. Европейские и американские издания все чаще рассказывают о судьбе украинской оппозиции, а сотрудники западных посольств постоянно интересуются состоянием здоровья заключенного и, качая головой, изучают юридическую сторону дела. На момент написания данного материала, адвокатам Луценко из одной влиятельной страны поступила просьба составить хронологию событий расследования и пребывания в СИЗО с юридическими комментариями и ссылками на статьи украинского законодательства. Напоминает процедуру, предшествующую реакции демократического сообщества на визит СБУшников к проректору Католического университета.

Как реакция Европы и США может повлиять на центр принятия украинских решений, сложно сказать. Мало кто сомневается, что вопрос освобождения Луценко решается не в самом гуманном Печерском суде и не в позабывшей о законах и правилах приличия Генеральной прокуратуре. По последним сведениям из Партии регионов, Янукович не намерен отдавать команду: «Выпустить». Те, кто понимают последствия, не понимают мотивов. Мол, уже отомстили за отсидку Колесникова - так зачем раскачивать ситуацию? Демонстрация силы давно превратилась в демонстрацию глупости и недальновидности. Тем не менее слова «Да пусть сдохнет!» звучат сразу, как только кто-то робко предложит цивилизованно выйти из сложившейся ситуации. Умеющие думать регионалы ищут объяснения в том, что арест экс-министра и оппозиционного лидера призван продемонстрировать жесткую руку не только противникам главы государства, но и сторонникам - послушнее и тише будут. Однако замечают, что такая линия поведения при катастрофическом состоянии дел в стране и падении популярности власти приведет только к ожесточению оппозиции и росту внутреннего сопротивления среди своих. То есть логики нет. Есть жажда мести. Один регионал даже достал ручку, чтобы подписать коллективное обращение в суд об освобождении Юрия Витальевича. Но с таким обреченным лицом, что его попросили спрятать перо.

Самые циничные говорят, что не дай бог с Луценко случится непоправимое, то козыри получит Тимошенко. Сие иезуитское объяснение власть готовит для очередных телебоев. Только скажет ли эта власть, что на самом деле Тимошенко - следующая в очереди, а пассивность граждан Украины и видимая малоактивная (пока) позиция ЕС и США только добавляет центру принятия решений уверенности в широком и беспрепятственном поле для маневра? Да и, как могут отреагировать на трагедию Луценко и возможный арест Тимошенко задавленные системой и крайне раздраженные граждане, однозначно никто не берется сказать. То, что народ вскипел, - факт. Куда выйдет пар - большой вопрос.

Голодовка Луценко, объявленная после невероятно циничного решения Аппеляционного суда Киева о продлении ареста до пяти месяцев, воспринимается серьезно всеми. Даже оппонетами экс-министра, которые в самом начале разглагольствовали о сале и колбасах в рационе голодающего. Бывшие критики Юрия Витальевича (зачастую справедливые критики) сегодня одевают в парламенте футболки «Свободу Луценко!» и подписывают обращения в суд о его освобождении. Они по-человечески понимают Луценко и трезво оценивают «мотивацию» судей - сидеть в тюрьме, поскольку адвокаты не дочитали уголовное дело.

Сегодня Юра редко встает с постели. Врачи говорят, что еще чуть-чуть, и они не смогут ничего сделать: голодать при сахарном диабете ни в коем случае нельзя. Тем не менее он хочет приехать на судебное заседание в понедельник, 23 мая. Посмотреть в глаза судье, а еще прокурору и следователю. Ирина, супруга, постоянно плачет. Но только кого сегодня во власти волнует справедливость, закон, да и простая человечность? Мстительные инкассаторы пришли к власти вовсе не для этого.

Юра, по всей видимости, перешел линию возврата. Если так, он не сможет отступить. Унижение беззаконием, издевательства и насмешки вроде визита логопеда в тюремную камеру в ответ на просьбу вызвать врача. Это делает его несгибаемым в глазах одних и строптивым с позиции немногочисленных других. Или его выпустят, или... Гениальная поэтесса и шестидесятница Лина Костенко тоже объявляла голодовку, когда запрещали печатать ее стихотворения. Даже жестокая к оппонентам режима советская власть реагировала на акцию протеста человека, восстававшего против системы. Неохотно, но реагировала, ибо стремилась продемонстрировать «загнивающему капитализму демократичность советского строя». Нынешняя власть даже демонстрировать не стремится. Пытается убаюкать демократическое сообщество слащавыми речами о необратимости европейского выбора и следовании стандартам демократии. У меня для нынешних рулящих есть плохая новость - вам не верят. Совсем не верят. Там не глухие, но и не слепые. Сидит Луценко. А на свободу выходит соратник Черновецкого, подозреваемый в жестоком избиении. Даже не закрывали в СИЗО главу райадминистрации, несколько часов истязавшего четверых рыбаков. Дети региональных бонз, насмерть сбивавшие людей, вообще уходят от ответственности. Все это видят.

Европейский суд по правам человека, возможно, в ближайшее время вынесет вердикт по ситуации с арестом Луценко. Евросуд взял дело к рассмотрению вне очереди, чем косвенно показал обеспокоенность репрессиями против оппозиционных лидеров в Украине. Какое будет решение, неизвестно. Почему-то кажется, что там оно будет справедливым. Узнает ли о нем Юра? Дай Боже ему сил. Только где после признания Луценко узником совести окажется нынешняя власть? Теоретически возможные санкции со стороны ЕС и США не кажутся чем-то нереальным. А самые влиятельные российские круги уже на дух не переносят Януковича. Волнует ли это нынешних? Есть сомнения. Они заняты инкассацией, остальное их волнует мало. И куда, в случае чего, они вывезут кассу?

P.S. Когда верстался номер, из заслуживающих доверия источников стало известно, что обвинительное заключение по делу Луценко (по не известным пока причинам) засекречено. Предположительно, судебное заседание 23 мая пройдет в закрытом режиме.