UA / RU
Поддержать ZN.ua

Террористы и государство на одной связи

В условиях активного развития рынка, внедрения новейших технологий, связь в Украине все еще пытаются спроектировать по стандартам Советского Союза.

Автор: Алексей Любашевич

События в Крыму и на востоке Украины за считанные дни выявили немало проблем, в том числе и в информационно-телекоммуникационной сфере, в связи с которыми украинские войска, правоохранительные структуры и общество в целом несут значительные потери. Причин такой ситуации множество. Самая главная - в Украине нет государственного оператора и государственной телекоммуникационной сети. Все, чем оперируем в "сухом остатке", начинается со слова "нет": нет защищенной надежной связи между государственными структурами, нет связи в условиях чрезвычайного или военного положения, нет единого государственного органа управления ІT-отраслью; нет государственной ІT-инфраструктуры и Национального центра оперативно-технического управления (НЦУ). Органы государственной власти Украины полностью зависимы от частных ІT-компаний (телекоммуникации, телевидение, радиовещание, доступ к сети Интернет и т.п.) Отсутствие государственной телекоммуникационной сети привело к тому, что управление органами государственной власти обеспечивается с помощью частных операторов связи, на базе которых также функционирует система управления террористическими группировками и их координация из-за рубежа. Парадокс - запретить работу частных операторов государство не может, поскольку таким образом лишит связи и себя. Вооруженные силы Украины в условиях боевых действий вынуждены разворачивать телекоммуникационную сеть связи полевыми средствами. При этом полевая сеть связи имеет малую мощность и практически не защищена.

Есть большие проблемы в сфере телевидения и радиовещания. Из-за устаревшего аналогового оборудования компании РРТ и недостаточного его финансирования около 7 млн граждан пользуются услугами серых дилеров, которые предоставляют услугу спутникового TV, но не несут никакой ответственности за качество предоставленных услуг и не платят налогов в государственный бюджет. Во времена Януковича эту нишу начала "осваивать" компания "Зеонбуд", предлагая гражданам услугу эфирного цифрового телевидения Т2, на которую новая власть не имеет никакого влияния.

В государстве практически не развивалась и не развивается телекоммуникационная инфраструктура с использованием технологий 4 поколения (4G), что не позволяло создать собственную навигационную систему на особый (военный) период для работы средств технической разведки, систем наведения высокоточного оружия и т.п. Нет системы извещения населения о введении чрезвычайного положения. Традиционно для этого используется радиосигнал в любом диапазоне и по любой телефонной линии. Тот же "Укртелеком" перестал обеспечивать работоспособность системы оповещения советских времен. Нетрудно представить, скольких человеческих жертв удалось бы избежать, если бы государство имело возможность заранее предупредить своих граждан об опасности. Здесь следует признать, что вина не только на "Укртелекоме". В Украине работает более 100 коммерческих радиостанций в FM диапазоне и десятки частных операторов телефонной связи. Но государство не имеет законодательного и регуляторного влияния на владельцев этих компаний, не имеет и технической возможности осуществлять оповещение через них.

И еще одна проблема, на которую правительство Украины не влияет. Это - обеспечение надежного телевизионного вещания.

События в Киеве, аннексированном Крыму, Донецкой и Луганской областях ярко демонстрируют последствия этого: любая банда с автоматами может взять в осаду телевизионную вышку и прервать телевизионное вещание, отключить или включить любые телевизионные каналы.

Бесспорно, одна из причин такого положения - безответственность бывших членов правительства за выполнение "особых условий" приватизации "Укртелекома". 12 октября 2010 г. КМУ издал распоряжение №1948-р "О согласовании условий проведения конкурса по продаже пакета акций ОАО "Укртелеком", в котором был пункт о создании и бесплатной передаче выделенной телекоммуникационной сети специального назначения (далее - ТССН) в государственную собственность. Прошли годы, а известный владелец "Укртелекома" государству ТССН так и не передал, чем, фактически, лишил его правительственной связи и ведомственных сетей государственных органов власти, правоохранительных структур и органов военного управления. ТССН находится в молчаливой бесплатной аренде укртелекомовских хозяев, приносит им немалые доходы. А государство, говоря языком бизнеса, сегодня является таким же клиентом для "Укртелекома" как, например, и любая террористическая группировка. Кстати, если "Укртелеком" попал в руки Рината Ахметова по той же схеме, что и большинство других активов во времена президентства Януковича, то экс-глава государства, может, не такой уж и чужой для компании...

Эти факторы являются весомыми причинами нынешних потерь. И не только информационных. Хоть и слишком поздно, Кабинет министров Украины все же решил вернуть контроль над информационно-коммуникационной сферой. В разгар военных действий на востоке правительство готовит новое распоряжение - "с целью выполнения распоряжения Кабинета Министров Украины от 12 октября 2010 года №1948-р "О согласовании условий проведения конкурса по продаже пакета акций ОАО "Укртелеком" относительно бесплатной передачи выделенной телекоммуникационной сети специального назначения (далее - ТССН) в государственную собственность" и предписывает "Администрации Государственной службы специальной связи и защиты информации с участием Фонда государственного имущества в установленном законодательством порядке осуществить принятие ТССН от общества с ограниченной ответственностью "ЕСУ".

Бесспорно, задача правильная - вернуть в государственную собственность телекоммуникационную сеть специального назначения. Другой вопрос - насколько она будет эффективной в нынешних реалиях, ведь ТССН построена на базе устаревших технологий, и ее работа полностью зависит от работы частных сетей "Укртелекома" и его персонала, у нее нет резервных каналов связи, потеряно слишком много времени, в течение которого ТССН практически не развивалась.

Эти обстоятельства требуют принятия технически грамотных и финансово обоснованных решений. Однозначно - государство обязано иметь государственного оператора, способного обеспечить надежную и защищенную связь. Силовые и военные структуры не могут и не должны в условиях военных действий "сидеть" на одних каналах связи с террористами. Государство должно восстановить контроль над информационно-телекоммуникационной сферой.

Срочность и неотложность этой задачи активизировали различные видения и проекты, анализировать которые правительством или премьером неожиданно назначен не специалист в сфере телекоммуникаций, а бывший милиционер и первый вице-премьер-министр Украины, а сейчас генеральный прокурор, В.Ярема: "Проект распоряжения Кабинета Министров Украины "О принятии выделенной телекоммуникационной сети специального назначения в государственную собственность" разработан во исполнение поручения от 28.04.2014 №16886/11/1-13 первого вице-премьер-министра Украины Яремы В.Г". С тех пор частым посетителем КМУ стал глава Госспецсвязи времен Януковича, а сейчас глава наблюдательного совета "Укртелекома" Л.Нетудыхата.

Один из проектов, блуждающих по властным кабинетам, сводится к формально-документальной передаче ТССН в собственность государства и создании на его основе государственного оператора с привлечением частных инвестиций известного донецкого инвестора. Это означает, что связь между государственными, в том числе и военными, и правоохранительными структурами и впредь останется в руках того же ахметовского менеджмента. Но СБУ якобы нашла быстрые и правильные аргументы о неприемлемости такого варианта, и эти аргументы оказались сильнее дружбы Арсения Петровича с Ринатом Леонидовичем.

Есть еще один проект, в последние дни вышедший на первый план. Как стало известно из надежных источников, в конце прошлой недели в Государственной службе специальной связи и защиты информации (в миру - Госспецсвязи, центральном органе исполнительной власти, который, в частности, отвечает за правительственную связь и состояние телекоммуникационных сетей в Украине) состоялась презентация проекта создания государственного оператора телекоммуникационных услуг на базе Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения (КРРТ). В документе, имеющемся в распоряжении редакции, отмечается, что стратегией развития КРРТ предусмотрена "модернизация сетей радиорелейных линий Концерна с целью использования инфраструктуры для потребностей государственной системы правительственной связи, Национальной системы конфиденциальной связи, других специальных потребителей, обеспечения выполнения мер мобилизационной готовности и информационной безопасности, внедрения цифрового наземного телевидения, развития новейших телекоммуникационных услуг, внедрения на базе Концерна РРТ услуг широкополосного доступа".

Первый вопрос: какое отношение имеет телерадиовещательная структура к национальной системе конфиденциальной связи? Как и какие именно услуги она может предоставлять Министерству обороны Украины, СБУ, Службе внешней разведки, скромно названные "другими специальными потребителями"?

Второй вопрос - технологии. Зачем в ХХІ в. делать такой сильный акцент на модернизации радиорелейных сетей? "Радиорелейки" значительно проигрывают оптоволоконным каналам связи в качестве, скорости и надежности. Военные эксперты единодушны: радиорелейные линии связи нельзя использовать как основные из-за их низкой надежности, по сравнению с кабельными. Их можно задействовать как резервные линии на отдельных направлениях. Но ни в коем случае "радиорелейки" не должны быть базовым решением. Кроме того, расположение вышек КРРТ невыгодно с точки зрения подключения государственных учреждений, в которых нет кабельных каналов, а их строительство - отдельная проблема. Возможности радиорелейных линий крайне ограничены в горной местности, где расстояние между населенными пунктами превышает 20 км. Хотя докладчиком и были озвучены планы построения DWDM сети протяжностью 6 тыс. км, но эксперты рынка связи заявляют, что для полноценного обеспечения телекоммуникационными услугами страны длина каналов должна составлять не менее
11 тыс. км.

Далее. Проект никоим образом не предусматривает построения резервной сети и использования спутниковой связи. В труднодоступных регионах в условиях чрезвычайного положения последняя является единственным вариантом быстрой организации надежной связи.

В целом, в документе речь не говорится о том, каким образом будущий "оператор" будет предоставлять конечным потребителям услуги, для которых КРРТ не имеет ни юридических оснований, ни технических возможностей.

И даже если не касаться вопроса технологий и взглянуть на предложенный проект с точки зрения экономической целесообразности, создается впечатление, что он абсолютно оторван от финансовых реалий страны. Для создания национального государственного оператора связи потребуется 4-5 лет времени и, по оценкам разных экспертов рынка, от 3 до 4 млрд грн государственных инвестиций. Есть ли в сегодняшних социальных и политических реалиях у государства такое время и такие средства? Весьма и весьма сомнительно. Еще в Концепции указано, что государство будет управлять только 80% составляющих созданной системы, а остальное необходимо будет арендовать у частных операторов. С таким подходом очень сложно говорить о защищенности, независимости и управляемости телекоммуникационной сети со стороны государства. Будут ли эти 20% населения в условиях чрезвычайного положения надлежащим образом уведомлены об опасности? Будут ли обеспечены связью военные, если попадут в ту зону, где сеть принадлежит "арендодателю", а тот не может решить, какую из сторон военного конфликта он поддерживает?

В проекте КРРТ есть еще скрытые "изюминки". На указанном заседании Госспецсвязи были озвучены "условия", при которых КРРТ возьмет на себя миссию построения государственной сети связи. Это - получение общенациональной лицензии на цифровое телевидение и привлечение государственных инвестиций. Вместе - приблизительно 6 млрд грн из бюджета! И как здесь не вспомнить о мега-проектах, инициированных государством, на которые потрачены бюджетные средства, но ни один из которых так и не дошел до фазы активной реализации. Прежде всего речь идет об "Открытом мире", "Электронном правительстве", "Едином окне". Эти проекты должны были быть реализованы на базы той же общенациональной государственной телекоммуникационной сети, в создание которой надо инвестировать только один раз!

И все же тем местом, где "собака зарыта", кажется проект создания цифрового телевидения Т2 компанией "Зеонбуд", владельцев которой ассоциируют с Р.Ахметовым, В.Хорошковским и ныне московско-ростовской "семьей". Публично ее представляет депутат-регионал Ю.Морока. Интересна и показательна история роста этого телемонстра. Сначала в декабре 2010 г. Нацсовет выдал лицензию "Зеонбуду" и разрешил строительство 4-х мультиплексов по 12 каналов. Ну а как же иначе, если тогда еще неизвестная компания "Зеонбуд" положила на стол гарантию государственного "Укрэксимбанка" на 1 млрд грн (!), а уже в начале 2012 г. презентует собственную суперсовременную и очень дорогую станцию управления эфиром! Причем размещает ее не в своих помещениях, а именно в КРРТ, на Дорогожицкой, 10. Это означает, что имели место самые высокие гарантии использования потенциала КРРТ и его тотально контролируемого менеджмента. "Зеонбуд" с использованием телевышек КРРТ (а их 560) создает собственную сеть, а другие телекомпании вынуждены платить большие деньги за передачу сигнала. Но и этих средств ВИП-"цифровику" показалось мало. Поэтому щедрое государство помогло еще и деньжатами, вложив в Т2 "Зеонбуда" 350 млн грн. Мы пока не затрагиваем кулуарные договоренности владельцев цифрового проекта с представителями новой власти, которых участники рынка откровенно называют крестными отцами новой масштабной коррупционной схемы. Но есть вполне закономерные вопросы, требующие ответа: какой смысл загонять государственные деньги в коммерческий проект, уже запущенный предыдущей властью? Может, Концерн РРТ, с учетом политической целесообразности и полномочий новой пост-майдановской верхушки, подрихтовал состав владельцев и хочет за счет государства привлечь дополнительные инвестиции в расширение бизнеса "Зеонбуда"? А может, проект Концерна является очередным бизнес-проектом модернизованного "Зеонбуда", цель которого - не построение государственной сети, а монополизация нынешними правительственными кураторами услуг по цифровому ТВ и широкополосному доступу для населения, да еще и на государственные средства?

Но, даже без учета вопроса времени, интересов отдельных должностных лиц и государственных инвестиций, сами пути реализации и стратегия в таких проектах имеют привкус очередного "распила" бюджетных средств и государственных технических ресурсов. В условиях активного развития рынка, внедрения новейших технологий, связь в Украине все еще пытаются спроектировать по стандартам Советского Союза. Много говорят о необходимости привлечения молодых кадров, полной ротации верхушки исполнительной власти, но почему-то правительство игнорирует эти вопросы в самой технологической отрасли - в ІТ и телекоммуникациях, где и дальше руководят специалисты советских времен, пытающиеся реанимировать за государственные средства технологии, которые являются их ровесниками. В целом, ситуация выглядит так, словно на разбитое окно пытаются повесить новые шторы и сделать вид, что сквозняков от этого станет меньше.

В Украине надо немедленно начать создание государственной ІT-инфраструктуры, которая прежде всего обеспечит потребности органов государственной власти, Вооруженных сил Украины, других военных формирований и специальных пользователей, - с использованием космических технологий, с надежной защитой, с минимальной зависимостью от частных (особенно иностранных) операторов и без какого-либо влияния внешних факторов. Надо начать создание государственной сети широкополосного доступа 4-го поколения двойного назначения, внедрение систем контроля за объектами критической инфраструктуры, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, сплошного развертывания системы экстренной помощи населению по единому телефонному номеру вызова экстренных служб "112". Надо внедрять информационные технологии в военном секторе для создания надежной системы управления Вооруженными силами (от Генерального штаба до каждого солдата), современной системы военной разведки и систем высокоточного оружия тактического уровня (по принципу: каждая пуля, каждый снаряд - в цель). Надо внедрять современное телевидение (IPTV) с помощью информационных систем и систем спутниковой связи.

Эти задачи - безотлагательные, и решать их надо быстро. И поэтому надо немедленно провести прозрачный "внутренний" государственный аудит всего телекоммуникационного потенциала частных операторов, сосредоточившись на наличии у них ключевых показателей: а) максимальной оптоволоконной сети; б) космической составляющей; в) линии к самым крупным узлам доступа и обмена информацией. Надо начинать говорить с национальными коммерческими операторами, которые соответствуют этим критериям, о вариантах участия государства и об условиях максимально полного удовлетворения государственных потребностей. Государство сегодня имеет все шансы выиграть: продав устаревший "Укртелеком", оно может стать совладельцем современного телекоммуникационного комплекса, который можно и нужно быстро адаптировать для решения телекоммуникационных проблем "специальных потребителей" (МОУ, СБУ, МВД, СВР) и других государственных структур. При этом не надо рассчитывать на бюджетные средства, поскольку, кроме известного донецкого стратега, есть другие, иностранные и отечественные инвесторы, для которых такой проект понятен и привлекателен - развитие существующего технически совершенного ІT-оператора и приближение к модели, по которой развиваются государственные телекоммуникационные составляющие в Германии и США. В этих странах нет проблем связи между воинскими подразделениями или силовыми структурами. Кстати, вспомним о 10 млрд, выделенных Украине под проекты Евросоюзом. Не достойная ли это цель для их частичного использования?

Как стало известно ZN.UA, Кабинету министров Украины предложен альтернативный вариант создания государственной общенациональной телекоммуникационной сети. Собственные источники сообщили, что речь идет прежде всего об оперативном (1–2 месяца) решении имеющихся проблем без привлечения огромных инвестиций. Хочется надеяться, что КМУ рассмотрит и примет во внимание альтернативное решение.

Украина может радикально реформировать и ІT-телекоммуникационную сферу, и управление ею, если избавится от "нафталиновых" стратегий развития коммерческих проектов на обломках советских технологий с участием временных правительственных чиновников и за бюджетные деньги.