UA / RU
Поддержать ZN.ua

Смена правительства в Беларуси: ждать ли "нового курса"?

Склонный к экспромтам Лукашенко сформировал новое руководство Совмина из молодых либералов-рыночников.

Автор: Денис Лавникевич

У северной соседки Украины - новое правительство.

На этот раз, что само по себе неожиданно, - самое молодое, самое либеральное и самое нацеленное на реформы за всю новейшую (с 1991 года) историю Беларуси. Но это "правительство реформаторов" назначил президент, который продолжает, как заклинание, повторять: "Реформ не будет". Как может разрешиться этот парадокс?

"Царь хороший - бояре плохие"

Это хорошо известный внутриполитический принцип Александра Лукашенко. Все успехи страны в любой сфере подаются госпропагандой как личная заслуга бессменного "лидера нации". А вот все провалы - это уже "чиновники недоработали". В результате народный гнев успешно канализируется на чиновников, а президент остается весь в белом. Так было с повышением тарифов ЖКХ, с "Декретом о тунеядцах" и многими другими инициативами последних лет.

Так вышло и с отставкой правительства на этот раз. Более года назад Лукашенко посетил Оршанский район - очень депрессивный регион с низкими доходами и устаревшей, убыточной промышленностью. При этом сама Орша хотя и имеет реноме "криминальной столицы Беларуси", в то же время является ключевым транспортным узлом на восточном направлении. Есть тут и политический контекст. Если бы Россия захотела запустить в Беларуси внутренний конфликт по украинскому сценарию, то "Оршанская народная республика" появилась бы одной из первых. Вполне логичное развитие событий для города, в котором четыре тюрьмы - и ни одного театра.

Словом, Лукашенко в прошлом году приказал правительству и вертикали власти, цитирую: "Поднять Оршанскую землю из руин и пепла". А именно - любой ценой модернизировать местные предприятия (они там почти все в государственной собственности), обеспечить более-менее достойные зарплаты (средний заработок в регионе сейчас - эквивалент 5), сделать так, чтобы местные жители перестали поголовно уезжать на заработки в соседнюю Россию.

Но главное - пилотный проект в Орше по реиндустриализации планировалось затем распространить на другие проблемные регионы. "Промышленное лобби", традиционно сильное в белорусском правительстве, пыталось вернуться к своей любимой политике сохранения рабочих мест в госсекторе экономики за счет масштабных дотаций и инвестиций. Однако политика заливания госинвестициями убыточных неэффективных производств не принесла результатов.

Проще говоря, в Орше и во всем регионе ничего не поменялось. Что и обнаружил Александр Лукашенко, приехав в Оршу с инспекцией. Местные власти, по традиции, к приезду президента клали асфальт в лужи и красили траву в зеленый цвет, но не удосужились даже убрать дохлых крыс и использованные шприцы в туалетах проверяемых заводов (это не метафора!). Лукашенко был в бешенстве от увиденного.

На совещании, которое 14 августа провели там же, в Орше, Лукашенко кричал на чиновников правительства и местной администрации. "По руководству правительства я сказал. Вовка, Черного (министры промышленности и строительства соответственно. - Д.Л.) немедленно отправить в отставку. Двигалеву и Засю (председатель Госкомвоенпрома и государственный секретарь Совета безопасности. - Д.Л.) - полное служебное несоответствие. Не поправят к осени дело, не доложат мне по каждому предприятию - пойдут туда же! Всех остальных ответственных и прочих я просто предупреждаю".

Почти сразу Лукашенко потребовал поменять и руководство Совета министров, и экономический блок правительства. Это распоряжение главы Беларуси было исполнено очень быстро - уже в субботу, 18 августа, он утвердил новый состав правительства.

Однако события в Орше стали лишь поводом для смены правительства - но не его глубинной причиной. Александр Лукашенко, как обычно, перед телекамерами разыграл умелый спектакль, одновременно убив двух зайцев: избавившись от старого "комплекта" правительственных чиновников и повесив на них провалы в собственной же экономической политике.

Реальная причина смены правительства - то, что Россия прямо сейчас лишает Беларусь экономической поддержки, которую она оказывала последние 24 года - весь срок правления Александра Лукашенко. Прекращаются поставки в Беларусь беспошлинной российской нефти, вводится запрет на реэкспорт сжиженных углеводородных газов (СУГ, значительная их доля реэкспортировалась в Украину), нет ясности с ценами на природный газ для самой Беларуси, замораживается выдача кредитов на общую сумму ,2 млрд, с весны закрывается российский рынок для белорусской "молочки" и других продуктов агропрома…

В Кремле, правда, дают понять, что возобновят поддержку ближайшего союзника, если страну возглавит кто-то другой, более сговорчивый и менее одиозный. Однако такой вариант не устраивает самого Лукашенко. Результат - смена правительства.

Новые, неожиданные, персоны

Надо сказать, что в этот момент от Лукашенко ждали прямо противоположного - "закручивания гаек", жесткого перехода на мобилизационную модель экономики под уже хорошо известным лозунгом "Беларусь в кольце врагов, и даже наши русские братья нам теперь сестры". Ведь именно в этом духе Лукашенко высказался публично 22 июня: "Мы - на фронте. Не выдержим эти годы, провалимся - значит, надо будет или в состав какого-то государства идти, или об нас будут просто вытирать ноги. А не дай Бог, еще развяжут войну, как в Украине".

Так что теперь все ждали, что в правительстве резко усилятся позиции силовиков. Например, одиозного министра внутренних дел Игоря Шуневича (уроженец Луганска, долго работал в КГБ, по праздникам любит позировать в форме офицера НКВД) даже прочили на должность вице-премьера, курирующего социальную политику. Однако все произошло наоборот: склонный к экспромтам Лукашенко сформировал новое руководство Совмина из молодых либералов-рыночников.

На посту премьер-министра теперь осваивается Сергей Румас, который сам до 2012 года работал вице-премьером, а затем возглавлял "Банк Развития". Его назначение стало неожиданным, так как прежде Лукашенко много раз, как заклинание, повторял фразу: "Никаких реформ не будет, не ждите. Никакого рынка, никакой приватизации". Однако Сергей Румас как раз имеет имидж молодого (по меркам белорусского чиновничества, ему 48 лет) технократа и выраженного сторонника рыночных реформ.

Уроженец белорусского Гомеля, Румас очень силен в экономике, но он не из числа силовиков и не карьерный бюрократ. Вся его работа связана с финансами и банковским делом - начинал он еще в армии, в 1990-м окончив Ярославское высшее военно-финансовое училище, где получил диплом по специальности "Финансовое обеспечение войск". Затем в белорусской армии Сергей Румас дослужился до звания капитана финансовой службы. После увольнения пошел в банковскую сферу и долго работал в разных белорусских банках, постепенно становясь все более известным как сильный финансист. Далее Румаса пригласили в правительство, где он вскоре поднялся до должности вице-премьера, ответственного за финансовую сферу.

Однако в 2012-м Сергей Румас проявил чрезмерную инициативность, предлагая президенту программы реформ. После чего был с почестями направлен возглавить "Банк Развития" - весьма специфическую государственную структуру, созданную, чтобы через него шло финансирование госпрограмм, а также для того, чтобы аккумулировать "токсичные" активы госпредприятий, оказавшихся на грани банкротства. На новом месте Румас не растерялся и умудрился превратить "Банк Развития" в прибыльную и влиятельную структуру.

Под стать новому премьеру и остальные назначенцы в руководство белорусского правительства. Первым заместителем Румаса стал 43-летний Александр Турчин, прежде возглавлявший аппарат Совета министров и Совет по развитию предпринимательства: он также имеет имидж "рыночника". Предприниматели, имевшие дело с этим чиновником, оценивают его как грамотного специалиста, понимающего суть бизнеса и его проблемы.

Другим вице-премьером назначен 43-летний Игорь Ляшенко, занявший критичную для белорусской экономики позицию - куратора ТЭКа. Ему же в правительстве придется отвечать за "углеводородные" переговоры с Россией. Прежде Ляшенко возглавлял концерн "Белнефтехим", то есть на рынке энергоносителей он - прожженный профи.

Еще одним заместителем премьер-министра назначен Игорь Петришенко, который до этого работал послом Белоруссии в России. Формально в правительстве он будет отвечать за социальную сферу (здравоохранение, образование, культуру, спорт). Но понятно, что замглавы правительства, имеющий огромный опыт работы с разными "башнями Кремля", обязательно будет востребован и в качестве эксперта по этому вопросу.

Реформы - или "как всегда"?

Чередой отставок и назначений Александр Лукашенко значительно ограничил прежнее влияние лоббистов госпрома и усилил условно либеральный блок в правительстве. Он ослабил позиции промышленников и сторонников реиндустриализации. Замена правительства свидетельствует о резком снижении влияния "промышленного лобби" "красных директоров" госпредприятий на проведение экономической политики. Иначе говоря, признана исчерпанной политика госинвестиций в сохранение еще советского промышленного сектора.

Глава правительства и его замы - достаточно молодые люди (все до 50 лет), до этого проводившие политику финансовой дисциплины и выравнивания структурных дисбалансов в тесном сотрудничестве с международными финансовыми институтами (не только с МВФ, Всемирным банком, ЕБРР, но и с Евразийским банком развития).

Так что, по одной из версий, Беларусь теперь может направиться по "китайскому пути": экономические реформы, свободный рынок для малого и среднего бизнеса, при этом крупный бизнес - под контролем государства, также сохраняется жесткая государственная идеология и авторитарная модель управления с отсутствием гражданских свобод. По другому сценарию, Сергей Румас - это "технический" премьер, задача которого - удержать экономику на плаву еще полтора года, до следующих перевыборов Лукашенко.

Однако пока большинство наблюдателей все же надеется, что Сергей Румас займется именно рыночным реформированием экономики страны. Вопрос только в том, даст ли ему глава государства "добро" на радикальные системные реформы в экономике, и прежде всего - на реструктуризацию и приватизацию промышленных "монстров". Остается надеяться, что вернуться в правительство Румас согласился, оговорив для себя достаточно широкие полномочия.

Сам Лукашенко, назначая Сергея Румаса новым премьером, сказал: "Я не стану перед вами разворачивать какую-то программу. Все вы с ней знакомы, и как эксперты вы все принимали участие в формировании этой программы, не говоря уж о нынешнем премьер-министре. Это человек, который поработал в разных сферах. Он имеет свою точку зрения".

Но о какой именно "программе" говорил Лукашенко, так и осталось тайной.