UA / RU
Поддержать ZN.ua

Политически неактивные. Приговор или перспектива для роста?

Лишь 10% граждан готовы присоединяться к действиям, которые влияли бы на принятие решений на местном уровне. На национальном — чуть больше.

Автор: Сергей Шаповалов

Политическое участие, особенно в гибридных политических режимах вроде Украины, — один из важнейших факторов развития общества и государства. В идеальной ситуации интеллектуально активные граждане компенсируют нехватку материального, человеческого ресурса, постоянно возникающую в государстве. Это позволяет более динамично развивать сферы общественной жизни, в которых государство просто не успевает или до которых у него не доходят руки.

Однако мы живем не в идеальной ситуации, и украинскому гражданскому обществу часто должно не просто подстраховывать государство своим ресурсом. Приходится способствовать тому, чтобы уже имеющиеся у государства ресурсы из-за действий коррумпированных элит не были потеряны (израсходованы нецелевым способом или просто украдены).

Конечно, элитам не нравится, когда какое-то там гражданское общество пытается им противодействовать. Из-за этого в Украине происходят нападения на общественных активистов, журналистов и т.п. После чего гражданскому обществу приходится прибегать к различным формам политического участия, чтобы заставить правоохранительные органы должным образом расследовать эти дела (собственно, такая ситуация — одна из причин, почему Украина является, скорее, гибридным режимом).

В нашей стране гражданское общество еще должно добывать в борьбе свое право помогать государству развиваться, а для этого ему необходимо прилагать усилия, чтобы защищать себя, свои политические права и интересы. Собственно, этим украинское общество занималось во время Майдана 2004 года, во время Революции достоинства и занимается во всякое время.

И чем больше людей приобщается к общественно-политической активности, тем эффективнее гражданскому обществу удается защищать свои политические права и интересы.  Влиять на власть каждый день, не доводя ситуацию до революций. 

Поэтому исследования и обсуждения политического участия чрезвычайно важны, ведь рост политического участия ускорит реализацию в Украине структурных политических реформ, которые влияют на качество представительской демократии в ней, а, следовательно, и на способность страны противостоять российской агрессии.

Так высока ли общественно-политическая активность украинцев?

Вообще до 10% граждан Украины говорят, что они приобщаются к тем или иным формам общественно-политической активности.

Исследование Фонда имени Генриха Бёлля, проводившееся в Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областях в июле-августе 2020 года, показало, что почти 12% жителей этих регионов обращались в коммунальные предприятия в своем населенном пункте, 11% пользовались инструментом петиций. Другие виды общественно-политического участия упоминались еще реже: к местной власти обращались 8%, в митингах или демонстрациях участвовало около 5% и т.п.

Политическое участие жителей Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей

Источник: «Безопасность человека: Оценка и ожидания жителей и жительниц четырех областей Украины (Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской)»

О похожих тенденциях, но на общенациональном уровне, свидетельствуют и данные опросов Фонда «Демократические инициативы». В феврале 2021 года максимум по 14% украинцев отмечали, что они готовы приобщиться к общественным работам по благоустройству или к волонтерской помощи (например, детским домам, многодетным семьям, приютам и т.п.).

Политическое участие украинцев

Источник: Опрос Фонда «Демократические инициативы» имени Ильи Кучерива

Приобщенность к этим формам общественной активности уже что-то говорит об активной жизненной позиции людей. Однако все же это не активность, направленная на смену политики определенного органа власти или местного самоуправления. А вот к действиям, которые направлены на то, чтобы влиять на принятие решений (по крайней мере на местном уровне), готовы приобщаться еще меньше — до 10% граждан.

Об этом свидетельствует и общенациональный опрос Программы содействия общественной активности «Долучайся!», проведенный в августе-сентябре 2021 года. В разных конкретных формах общественно-политической активности на протяжении последнего года участвовали не более 10% граждан: 10% приобщались к работе домовых, уличных, квартальных комитетов, по 5–7% — к общественным слушаниям, инициированию и подписанию петиций, а также принимали участие в мирных собраниях и т.п.

Политическое участие украинцев

Источник: Опрос Программы способствования общественной активности «Долучайся!»

10% граждан, которые регулярно приобщаются к общественно-политической активности, — это много или мало?

Украина драматично не отличается от западных демократий по количеству людей, регулярно приобщающихся к тем или иным формам политического участия, но наше общество отличается меньшей потенциальной активностью более широких масс общества.

Сравнить политическое участие украинцев и граждан западных демократий помогает Мировое исследование ценностей — международный исследовательский проект, который по стандартизированным опросникам изучает общественное мнение жителей многих стран мира.

Украинцы значительно меньше, чем европейцы, пользуются инструментом петиций: в большинстве западных стран этот инструмент используют более половины граждан, а в Украине — около 14%.

Сравнение вовлеченности украинцев и жителей западных демократий в конкретные формы политического участия

Источник: Мировое исследование ценностей

*Здесь и далее страны для сравнения выбраны по признаку хронологической близости проведения полевого этапа опрашивания в рамках 7-й волны WVS.

Однако при участии в мирных собраниях украинцы хоть и отличаются от жителей стран западных демократий, но это отличие уже не такое драматичное.

Сравнение вовлеченности украинцев и жителей западных демократий в конкретные формы политического участия

Источник: Мировое исследование ценностей

По параметру членства в партиях мы вообще мало отличаемся от европейцев.

Сравнение вовлеченности украинцев и жителей западных демократий в конкретные формы политического участия

Источник: Мировое исследование ценностей

Высока ли потенциальная общественно-политическая активность украинцев?

Однако важен не только (и не столько) фактический уровень политического участия. Классические исследователи политической культуры Габриель Алмонд и Сидни Верба говорили, что для гражданской политической культуры, которую они считали оптимальной для сохранности демократии, важно не только то, сколько людей активно интересуются политикой и регулярно приобщаются к политическому процессу в разных формах (подписанию тех же петиций или участию в мирных собраниях). Важна потенциальная вовлеченность, то есть масса людей, которая может мобилизоваться для политического участия в случае необходимости.

Так является ли большинство украинцев (кроме 10% активистов, о которых говорилось выше) потенциально активными гражданами?

Украинские исследователи политического участия подчеркивают, что для потенциальной общественно-политической активности граждан важны такие факторы как интерес к политике, доверие к социальным и политическим институтам, доверие друг к другу, осознание своей возможности влиять на состояние дел в обществе и т.п.

Конечно, это не все из возможных факторов, но приведенные выглядят такими, что вообще делают возможным коллективное действие людей с общей целью. Так отличаются ли украинцы от жителей западных демократий по этим параметрам?

По уровню интереса граждан к политике Украина оказалась в конце списка среди сравниваемых стран.

Сравнение факторов потенциальности политической активности в Украине и западных демократиях

Источник: Мировое исследование ценностей

Из нашей выборки стран украинцы также едва ли не меньше всех доверяют национальному парламенту.

Сравнение факторов потенциальности политической активности в Украине и западных демократиях

Источник: Мировое исследование ценностей

Что касается доверия к согражданам, то украинцы большей частью по умолчанию имеют установку не доверять незнакомым людям. Недоверие к большинству людей вокруг вряд ли способствует коллективной социально-политической активности, не так ли?

Сравнение факторов потенциальности политической активности в Украине и западных демократиях

Источник: Мировое исследование ценностей

Когда люди по умолчанию не доверяют окружающим, это делает невозможной национальную сплоченность. У каждого отдельного человека не возникает понимания целостного общества, себя как части этого общества и что ради блага этого общества (а, следовательно, и себя как части этого общества) следует мобилизоваться к действию, расходуя свои ресурсы. Это подрывает именно ту потенциальную общественно-политическую активность, о которой говорили Г. Алмонд и С. Верба.

К сожалению, Мировое исследование ценностей не включает вопрос о вере в собственную способность влиять на состояние дел в стране, чтобы мы могли сравнить украинцев и жителей западных демократий. Однако такой вопрос неоднократно ставился в украинских опросах.

Данные Фонда «Демократические инициативы» от августа 2021 года показывают, что в Украине около 24% граждан верят в свою способность влиять на состояние дел в стране, но почти 70% считают, что лично они не могут повлиять на это.

Представление украинцев о собственной способности влиять на состояние дел в Украине

Источник: опрос Фонда «Демократические инициативы» имени Ильи Кучерива

Каковы последствия невысокой потенциальной политической активности украинцев?

Указанные факторы приводят к тому, что украинское общество является слабо потенциально активным. Это создает такую картину в отношениях общества и элит, когда около 10% активных граждан включаются в watchdog деятельности, стараются влиять на решения власти путем разных форм политического участия. И часто это эффективно удается, но удавалось бы еще чаще, если бы за этими активными 10% была поддержка потенциально активных 40–60% граждан.

Вместо этого сейчас у элит есть соблазн игнорировать требования активного гражданского общества или даже наносить ущерб отдельным его представителям, поскольку элиты понимают, что за этой прослойкой активистов нет широкой поддержки потенциально активного общества.

Да, украинское общество неоднократно показывало свою способность к массовой мобилизации в критические моменты, когда существует экзистенциальная угроза для самого общества или его ценностей. Революции 2004-го и 2014 годов и волна волонтерства после вооруженной агрессии России это доказывают.

Тем не менее граждане не мобилизуются в условно мирной ситуации, когда экзистенциональной угрозы нет, но, например, Сергей Шкарлет оказывается в кресле министра образования и науки или Олег Татаров становится заместителем руководителя офиса президента. Эти два решения — яркий пример того, как прослойка в 10% активного гражданского общества активно критиковала и старалась противодействовать этим решениям. Однако, несмотря на все, власть просто проигнорировала эти 10%, понимая, что она может это сделать, ведь за ними не стоит более широкая поддержка потенциально активного гражданского общества. Это, безусловно, ослабляет способность гражданского общества защищать свои политические права и интересы.

Украина не особенно отличается от Европы по количеству людей, которые уже приобщаются к тем или иным формам политического участия. Прослойка активистов часто очень эффективно действует, но мы отличаемся меньшей потенциальной активностью широких масс общества. А большое количество потенциально активных людей не позволяло бы власти игнорировать граждан.

Почему так произошло и будут ли украинцы политически более активными в будущем?

Каждое из упомянутых общественных явлений (недоверие, низкая вера в собственную способность влиять на ситуацию в стране и т.п.) имеет свои причины, которые коренятся и в современных условиях жизни общества, и в исторических условиях его формирования.

Например, исторические и социально-психологические исследования объясняют наученную беспомощность, формирование у части украинцев внешнего локуса контроля, атомизацию и политическую отчужденность граждан историческими травмами, которым украинское общество подверглось в ХХ веке (Голодомор, сталинские репрессии и т.п.). Однако в рамках одного материала вряд ли удастся сделать обзор всех возможных факторов, послуживших причиной нынешнего состояния гражданского общества.

Однако можно прогнозировать, что в ближайшие годы будет формироваться прослойка с приблизительно 30% потенциально активных граждан. В цитированном опросе Программы «Долучайся!» до 10% украинцев принимали участие в тех или иных видах политической активности, однако еще почти 30% выказывали заинтересованность в них.

Также, согласно опросам Фонда «Демократические инициативы», около трети граждан говорят, что они предоставляют благотворительную денежную или материальную помощь людям или общественным организациям, которые решают определенные общественные проблемы (см. табл.).

ZN.UA

Это формирование прослойки потенциально активных граждан происходит как органично (с течением времени исторические травмы меньше влияют на новые поколения; новые поколения украинцев вырастают в значительно более открытом обществе, чем еще 30 лет назад, а повышение уровня жизни трансформирует ценности граждан), так и под влиянием внешних катализирующих событий (в частности, российская агрессия против Украины, события Революции достоинства, поляризация во время избирательных кампаний активизировали значительную часть граждан).

Однако проблемой остается то, что более половины граждан не принимают участия в какой-либо волонтерской активности, не прибегают к ни одной из форм политического участия и не проявляют интерес к ним. Несмотря на очевидные положительные тенденции в развитии украинского гражданского общества, это свидетельствует, что впереди еще долгий путь к становлению способного гражданского общества, а, следовательно, и преобразованию Украины в стабильную демократию.

Все статьи Сергея Шаповалова читайте здесь.