UA / RU
Поддержать ZN.ua

Поддержка малого бизнеса. За горло…

Предпринимателям, которых несколько лет назад хвалили за то, что они (за свой счет!) «привели в современный вид» привокзальную площадь Донецка, теперь с той же площади велено убираться.

Автор: Евгений Шибалов

Малый и средний бизнес официально поддерживается государством вплоть до разрывания тельняшки на груди. Но реальные истории реальных предпринимателей свидетельствуют: открывающий свое дело в Украине человек демонстрирует (по Адаму Смиту) нерациональное экономическое поведение. Потому что ни его вложения, ни права на приобретенную вроде бы собственность и на выделенную якобы землю ничем не обеспечены и не подкреплены.

В чем на своем опыте убедились и продолжают убеждаться владельцы нескольких магазинов на привокзальной площади Донецка…

Демонстрация лояльности к чиновникам при этом тоже ничего не гарантирует. Местные власти Донецка, например, всегда любили прибегать к услугам предпринимателей для решения проблем города. Малый бизнес спасал мегаполис от тотальной безработицы в 90-х, нанимая оставшихся не у дел шахтеров и металлургов. На тех же «нэпманов» перекладывали значительную часть забот о благоустройстве - при строительстве, скажем, магазина, офиса, кафе частник обустраивал «в нагрузку» тротуар, клумбу, газон или остановку общественного транспорта. В ответ власти обещали содействие в оформлении необходимых документов и вообще режим благоприятствования.

Это мог быть полезный симбиоз, если бы все стороны воспринимали друг друга как равноправных партнеров на основе взаимного уважения. Но короткая память власть имущих обернулась черной неблагодарностью. Так, предпринимателям, которых несколько лет назад хвалили за то, что они (за свой счет!) «привели в современный вид» привокзальную площадь Донецка, теперь с той же площади велено убираться, да поскорее. Что характерно - без обсуждения вопроса о какой-либо компенсации сделанных вложений.

На самом деле злоключения группы владельцев небольших магазинов у вокзала должны были закончиться максимум с финальным свистком подслеповатого венгерского арбитра Виктора Кашшаи. Потому что первоначальное требование властей о демонтаже «современного вида» аргументировалось необходимостью реконструкции площади к Евро-2012. Но чемпионат закончился, а желание мэрии выгнать предпринимателей никуда не делось. И по судебным инстанциям эта история до сих пор ходит со ссылками на нормативные документы, регламентирующие вопросы подготовки к турниру.

Застройка привокзальной площади Донецка торговыми павильонами началась еще в 2003 году и продолжалась шесть лет. Последняя, третья очередь, стала возводиться в 2006-м, и тогда мэр Донецка Александр Лукьянченко и его присные, по словам предпринимателей, убеждали их в том, что это «всерьез и надолго». Властям поверили, и сто человек вложили в эту стройку кто кредитные деньги, кто многолетние сбережения, а кто и выручку от продажи своих квартир… Последние из пострадавших торговцев получили договоры аренды земельных участков только в 2009-м. Но уже через два года городской совет вдруг решил досрочно разорвать эти договоры и предписал демонтировать постройки, аргументируя реконструкцией «под Евро».

Вера в силу слова представителя власти, в какие-либо «гарантии» государства и любых его органов в нашей стране уже может и должна считаться иррациональной.

«Верую, ибо абсурдно», только ссылкой на максиму Квинта Септимия Тертуллиана можно объяснить странную готовность доверять этому виртуальному доминанту. И снова разочаровываться, терять силы, время, здоровье и деньги.

…Отставной милицейский подполковник Федор Ярчук, открывая после выхода на пенсию свое дело, рассчитывал заработать на спокойную старость. «А вместо этого я узнал, что такое бессонница и корвалол по ночам. Я не мог спать от мыслей о том, что вот так глупо и обидно могут пропасть деньги, взятые в кредит и вложенные в покупку магазина. Я был вынужден ограничивать в расходах свою семью, чтобы поскорее рассчитаться хотя бы с банком и, в случае чего, выйти из этой ситуации без потерь», - говорит он. С горькой иронией вспоминает о том, как в предвыборную пору уверял своих коллег по новому торговому делу, что «Азаров - это голова» (на основании личного знакомства с Николаем Яновичем в те времена, когда нынешний премьер возглавлял налоговую Донецкой области, а сам Ярчук служил в органах).

«Для меня теперь Партия регионов и немецкие каратели, которые приходили с огнеметами и сжигали дома и все накопленное добро в деревнях, ничем не отличаются. Разница только в том, что каратели честно говорили: мы - каратели», - еще один активист протестного движения привокзальных торговцев, Александр Дворянов, настроен зло и решительно.

Его злость, как и обида его товарищей по несчастью, более всего подогревается необходимостью безрезультатно доказывать очевидное - что купленные по 1500 долл. за квадрат магазины являются недвижимостью, а не «малой архитектурной формой». Хотя в упомянутых выше договорах аренды черным по белому говорится, что «на земельном участке размещены объекты недвижимого имущества». И заместитель донецкого градоначальника Владимир Тарабановский своей подписью засвидетельствовал, что так оно все и обстоит.

Тем не менее предпринимателям, когда дело дошло до судов, пришлось заказывать соответствующую экспертизу. Судебный эксперт Вадим Игнатьков, добросовестно изучив спорные здания, подтвердил: «Исследуемые строения … являются объектами недвижимости. Классифицируются кодом 1230.1 «торговые центры, универмаги, магазины». По его заключению, эта недвижимость, разделенная между сотней предпринимателей, находится в удовлетворительном состоянии и стоит 33,4 млн. грн.

В этой терминологической разнице - глубокая подоплека: «объект недвижимости» при возврате земли в муниципальную собственность следует у владельца выкупать, а МАФ можно просто демонтировать и перевезти в другое место.

Например, при реконструкции вокзала первая очередь торгового комплекса, возведенная еще в 2003-м, была таки снесена, но владелец, которым здешние предприниматели считают Бориса Колесникова, компенсацию получил. Правда, как уточнил в комментарии ZN.UA Александр Лукьянченко, все-таки не деньгами, а земельными участками. «Деньгами мы никому ничего не даем», - заверил градоначальник. Он при этом затруднился ответить, что получат остальные торговцы взамен потерянных магазинов, сказав только, что готовится меморандум о взаимопонимании.

В качестве замены этим участкам горсовет предложил другие - в чистом поле на окраине Донецка, возле нового автовокзала «Западный». В решении сессии, где официально сформулировано это предложение, содержится замечательный бюрократический перл: «В случае согласия… выполнить демонтаж (магазинов. - Е.Ш.) в связи с переносом на территорию, примыкающую к Красноармейскому шоссе в Куйбышевском районе». Демонтировать то, что сами же чиновники в договоре аренды назвали «объектом недвижимости»?

Выселение предпринимателей продолжается через суды. Хозяйственный суд Донецкой области стал на сторону властей. Окружной административный, не найдя доказательств того, что эту часть площади действительно собирались реконструировать к Евро-2012, принял сторону привокзальных торговцев. Обжалование всех вынесенных решений продолжается. При этом госисполнители уже успели оштрафовать нескольких предпринимателей за неисполнение решения суда и пригрозить перспективой открытия уголовного дела.

Обращения к высшим руководителям страны результатов не дали. Президент Виктор Янукович, которого, кстати, местные торговцы единодушно поддержали на выборах, не ответил ни на одно письмо. Не проявила заинтересованности и голова премьера Николая Азарова. Из всех нардепов, к которым донетчане направляли призывы о помощи, отреагировал депутатским запросом в донецкую прокуратуру только Анатолий Гриценко.

Больше всего в этой истории удивляет, что зазывали и благодарили предпринимателей за вклад в благоустройство города, а теперь выгоняют их одни и те же люди - за десять лет команда местной власти не обновилась ни на йоту.

Не единожды осмеянный предвыборный лозунг партии власти гласит, что разруха, мол, преодолена, а стабильность наконец-то достигнута. Что вынуждает в очередной раз напомнить прописные истины: стабильность как уверенность в сегодняшнем и завтрашнем (а в идеале - и послезавтрашнем) дне зиждется на незыблемости собственного экономического фундамента каждого. Попросту говоря - на неприкосновенности собственности и капиталов. В стране перманентного передела, где каждый крепко держится за свое, чтобы не уволокли «под шумок», нет возможности работать и развиваться - руки-то заняты…