Камнем преткновения стал вопрос о праве на культовые сооружения как государственном имуществе: кому и на каких основаниях оно должно принадлежать? Патриотическая общественность, ряд политических сил в действиях руководства Почаевской лавры и отдельных государственных регистраторов усматривают коварную измену, желание надолго закрепить нынешний статус Лавры и ее подчинение Украинской православной церкви. Чтобы не спровоцировать непредвиденных действий, не допустить силового захвата святыни, депутаты Тернопольского облсовета на днях даже обратились к руководству МВД с просьбой обеспечить круглосуточную охрану Лавры силами Национальной гвардии. А обвиненные в измене отвечают: "Мы ничего противозаконного не совершили..."
Ради сохранения, эффективного использования, ремонта, реставрации памятников культурного наследия в городах Кременце и Почаеве Кабмин еще в 2001 г. создал Кременецко-Почаевский государственный историко-архитектурный заповедник. Вскоре после того, в ноябре 2002-го, тогдашний Государственный комитет строительства и архитектуры (Госстрой), в сферу управления которого вошел заповедник, по решению комиссии передал шесть сооружений Почаевской лавры - Успенский и Троицкий соборы, Монастырские кельи, Архиерейский дом, Колокольню и Надвратный корпус - на баланс новообразованного учреждения. Цель этих действий казалась государственной: пусть заповедник заботится о сохранении, восстановлении памятников и присматривает за их использованием!
Однако в декабре 2003 г. Госстрой заключил с Почаевской лаврой договор о безвозмездном пользовании всем комплексом сооружений Почаевской лавры сроком на 49 лет - до 1 января 2052 г. Этот документ действует и по сей день. Тем не менее, пункт договора о сроке пользования скрывает коварный момент, спровоцировавший цепную реакцию правовых нарушений. Юрист заповедника Игорь Деревинский убеждает, что согласно действовавшему на момент подписания договора Гражданскому кодексу УССР от 1963 г., срок безвозмездного пользования имуществом не должен превышать одного года, а следовательно, договор, заключенный на значительно более длительный срок, считается заключенным на один год (ст. 325). То есть такой договор должны были ежегодно перезаключать. И даже согласно Гражданскому кодексу Украины в новой редакции, который обрел силу 1 января 2004 г., договор на право пользования недвижимым имуществом, заключенный на срок не менее трех лет, подлежит государственной регистрации (ст. 794). А договор между Госстроем и Почаевской лаврой не имеет государственной регистрации и до сих пор.
Из тех далеких событий вспомним еще одно важное. В июле 2003 г. Кабмин премьер-министра Януковича принял распоряжение об изъятии упомянутых шести зданий из состава заповедника. Но самое интересное было впереди. Правительственное распоряжение никто и не думал выполнять: не создавали никаких комиссий, не составляли актов приема-передачи упомянутых шести памятников. Они как были на балансе заповедника, так и остаются по сей день. А в октябре 2011 г. заповедник со всеми упомянутыми объектами передали в сферу управления Министерства культуры.
После бегства Януковича, для которого Почаевская лавра стала местом пиара и сбора голосов верующих, руководство Кременецко-Почаевского историко-архитектурного заповедника начало готовить документы для регистрации права государственной собственности на эти шесть памятников в лице Министерства культуры. Как видно из переписки между заповедником и Почаевской лаврой, верхушка Почаевской лавры долго тянула с изготовлением технических паспортов на три из шести памятников (эти документы необходимы для регистрации права государственной собственности), чтобы работники Кременецкого районного бюро технической инвентаризации не прибыли на место для обмера этих объектов. Мотивация духовенства была не слишком оригинальной: зачем расходовать государственные средства, Лавра изготовит техпаспорта на собственные. И в конце концов инвентарьбюро нужные работы выполнило, и в июле этого года все шесть техпаспортов были готовы.
Заповедник получил доверенность от Министерства культуры, чтобы подать документы для регистрации права государственной собственности на шесть упомянутых культовых сооружений, которые сейчас фактически находятся в пользовании Почаевской лавры. А далее возникли не совсем понятные коллизии. Государственный регистратор Почаевского горсовета Роман Рожко принял у Кременецко-Почаевского заповедника эти документы 13 сентября, тем не менее внес заявление в соответствующую базу данных аж через 11 дней - 24 сентября. Свои действия он объяснил тем, что нужно было получить из Фонда госимущества сведения о том, являются ли эти сооружения объектом права государственной собственности, а еще следовало проконсультироваться с Министерством юстиции, как действовать, поскольку религиозная тема весьма деликатна. Проходили дни, а заповедник не получал решения госрегистратора по поданным заявлениям.
Тем временем духовенство Почаевской лавры, зная, что приближается дата проведения Священного синода Вселенского патриархата (9–11 октября), на котором могли быть приняты эпохальные решения о будущем украинского православия, и сознавая, что продолжается подготовка к предоставлению Томоса об автокефалии Православной церкви в Украине, решило хотя бы немного сыграть на опережение...
А дальше произошло едва ли не самое интересное. Гражданин Михаил Подородный, получив благословение и доверенность у настоятеля Почаевской лавры митрополита Владимира (Мороза), подает 27 сентября заявление на регистрацию права пользования на эти шесть объектов за Почаевской лаврой. И государственный регистратор КП "Струсовское" Струсовского сельского совета Теребовлянского района Андрей Яремко почти молниеносно, через полтора часа после подачи заявления уполномоченным лицом, регистрирует право пользования на упомянутые сооружения! Он совершает свои действия на основании упомянутого договора между Госстроем и Почаевской лаврой от 12 декабря 2003 г., акта приема-передачи объектов, распоряжения Кабмина от 17 июля того же года...
- Как государственный регистратор я совершил законные и обоснованные действия, - расставляет акценты в разговоре со мной госрегистратор Андрей Яремко. - Почаевская лавра подала все необходимые документы, я проверил их и зарегистрировал право пользования на шесть объектов за Почаевской лаврой. Договор на право безвозмездного пользования всем комплексом культовых сооружений, заключенный 2003 г. между Госстроем и Лаврой, действует до 2052 г. Он никем не упразднен. Ныне никто не запрещает конкретному государственному органу зарегистрировать за собой право государственной собственности на сооружения Почаевской лавры. Поскольку право собственности и пользование - два разных права, не противоречащие друг другу.
Директор Кременецко-Почаевского историко-архитектурного заповедника Вадим Микуличин убеждает, что в регистрационных документах допущен ряд важных юридических нарушений.
- Распоряжение Кабинета Министров от 17 июля 2003 г. № 438-р, на которое ссылается госрегистратор Андрей Яремко, не может быть основанием для регистрации права пользования этими шестью объектами, поскольку оно касается лишь изъятия их из состава заповедника. Кроме того, в регистрационных документах указан ненадлежащий арендодатель - Госстрой, которого давно нет, он был реорганизован в Министерство регионального развития и строительства еще в 2005 г. Но самое смешное то, что вместо кода ЕГРПОУ Госстроя регистратор внес код... заповедника. Все шесть объектов зарегистрированы на основании одного заявления Почаевской лавры, а должны были подать шесть отдельных заявлений, так как изготовлено шесть техпаспортов на эти объекты. Идем дальше. Закон "О государственной регистрации вещевых прав на недвижимое имущество и их отягчающих обстоятельств" (п. 3 ст. 18) и постановление Кабмина о порядке регистрации этих прав (п. 13) от 25 декабря 2015 г. №1127 требуют от государственного регистратора рассмотреть заявления, зарегистрированные в базе данных, в порядке их очередности. И следующее заявление должно рассматриваться после принятия решения насчет предыдущих заявлений или отказа в регистрации по результатам их рассмотрения... Эти требования законодательства не соблюдены. Заповедник получил отказ в регистрации 31 октября на основании того, что уже зарегистрировано другое вещевое право - пользование. Государственный регистратор г-н Яремко рассказывает в интервью телеканалам, что не видел в базе данных шести заявлений заповедника, зарегистрированных на три дня раньше (24 сентября), чем заявление Почаевской лавры. На самом деле он их видел, поскольку сам сформировал регистрационную ведомость, что подтверждают его фамилия, имя и отчество под ней. И грубейшее юридическое и логическое нарушение, которое совершил этот государственный регистратор, - регистрация права пользования объектами может происходить лишь после регистрации основного права - собственности. Тогда владелец предоставляет объект в пользование, поскольку право пользования - производное от права собственности.
На днях руководство заповедника прислало в Министерство юстиции жалобу на действия государственного регистратора Андрея Яремко, но на момент написания статьи вышестоящий орган юстиции еще не отреагировал на это обращение.
Казалось бы, в регистрационных действиях нет ничего крамольного. Здания, которыми сейчас пользуется Почаевская лавра, никуда не переходят, государство как арендодатель не теряет возможности в напряженные или драматические моменты межконфессионных отношений заявить о своих правах на свое же имущество. Но, как по мне, недавней регистрацией права пользования создан прецедент, когда крупнейшая в Украине религиозная конфессия - УПЦ ограждает себя от других, пытаясь изолировать используемое ею государственное имущество, чтобы не передавать его будущей поместной православной церкви. Таким образом, невооруженным глазом видно, насколько сложным будет объединение православных церквей в Украине.