UA / RU
Поддержать ZN.ua

От конфуза до провала

Возглавляя ОБСЕ, Украина нарушила основополагающие принципы организации

Автор: Владимир Кравченко

С конфуза начав председательствование в ОБСЕ, достигнув некоторых успехов в середине срока, Украина заканчивает свою миссию провалом.

Острый внутриполитический кризис, вызванный отказом власти подписать с Евросоюзом Соглашение об ассоциации и жестоким разгоном студенческого Евромайдана, ударил по репутации страны и ее руководству. Спровоцировав кровавое избиение спецназом "Беркут" протестующих и журналистов, власть преступила не только через национальное законодательство, но и международные обязательства государства соблюдать права человека. При этом Украина нарушает принципы и ценности ОБСЕ, будучи ее действующим председателем, провозгласившим своим приоритетом укрепление свободы слова.

В результате, политический кризис в Украине внес коррективы в повестку дня проходившей в Киеве 5-6 декабря итоговой ежегодной встречи министров иностранных дел ОБСЕ, изначально рассматривавшейся украинской властью как событие, которое "укрепит международный авторитет государства". Не получилось.

Собственно, украинский вопрос стал одним из ключевых тем саммита: на фоне этого кризиса дипломаты обсуждали итоги председательствования Украины и передачу председательского молотка Швейцарии. Это смещение акцентов явно раздражало российскую делегацию. Ее глава Сергей Лавров поставил украинскому председательствованию "наивысшую оценку" и, призвав Запад не вмешиваться во внутренние дела Украины, назвал истерикой реакцию стран Европейского Союза на отказ Киева подписывать Соглашение об ассоциации. Свою высокую оценку Киеву г-н Лавров дал несмотря даже на то, что Москве не удалось за последний год провести в рамках ОБСЕ реформу системы мониторинга за выборами.

Абстрагируясь от истории разгона Евромайдана, эксперты отмечали, что председательствование Украины в ОБСЕ было стандартным, техническим. В общем, ничем особо не примечательным. Киев нормально справлялся с организационными бюрократическими проблемами. Не зря же министр иностранных дел Украины Леонид Кожара, забросив европейское направление, отдавал все свои силы выполнению функций действующего председателя ОБСЕ. А благодаря усилиям спецпредставителя действующего главы ОБСЕ Андрея Дещицы Киев даже сумел добиться некоторого прогресса в переговорах участников приднестровского конфликта, применив тактику "малых шагов".

Так удалось достичь договоренности между Кишиневом и Тирасполем о демонтаже аварийной подвесной канатной дороги через Днестр в городах Рыбница и Резина, подписать Протокол о плане совместных действий Кишинева и Тирасполя в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Наконец, в конце ноября в рамках переговоров "5+2" были подписаны два соглашения - по проекту реабилитации канализационной системы в Дубоссарах и Криулянах, в области пенсионного обеспечения и соцпособий, а также было одобрено решение о свободе передвижения населения.

Учитывая сложности с урегулированием приднестровского конфликта - взаимное недоверие Тирасполя и Кишинева, их стремление сохранить статус-кво и роль Москвы в регионе - это значимые результаты. К достижениям Киева эксперты относят и начало работы в рамках процесса "Хельсинки+40", инициированного ирландцами в 2012 г. реформирования евроатлантической организации.

Вот, пожалуй, это и все немногочисленные успехи Киева за все время украинского председательствования. Но за одну ночь украинская власть своими действиями перечеркнула то общее благоприятное впечатление, создаваемое Украиной в качестве действующего главы ОБСЕ на протяжении года.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, несмотря на противодействие России и других стран с авторитарной формой правления, в своей деятельности делает упор на "человеческом измерении" - мониторинге и соблюдении прав человека и свободы СМИ. Как заметил министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле, на Украину, как действующего председателя ОБСЕ, возлагаются особые обязанности - защищать мирные демонстрации. Поэтому жестокий разгон Евромайдана властями председательствующей страны выглядит, по меньшей мере, как пощечина этой организации.

Не удивительно, что действия украинских властей в сфере прав человека поставили под угрозу срыва проведение в Киеве итоговой ежегодной встречи министров иностранных дел ОБСЕ. После событий 30 ноября во многих европейских столицах задумались о том, стоит ли главам внешнеполитических ведомств ехать на заседание, поскольку "Киев не является тем местом, где можно проводить встречи глав МИД стран ОБСЕ". Впрочем, от идеи бойкота сразу же отказались. Но несколько стран, влиятельных на мировой арене, приняли решение понизить уровень своего представительства на киевском мероприятии.

Вместо Верховного представителя Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон в Киеве присутствовала политический директор Европейской внешнеполитической службы Хельга Шмид. Вашингтон, Лондон и Париж отправили заместителей министров иностранных дел - Викторию Нуланд, Дэвида Лидингтона и Тьерри Репантен. Но не все решили так, как французы и американцы: в украинскую столицу приехало более 30 глав внешнеполитических ведомств. Несмотря на свою первую реакцию, в Киев прилетел и министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский.

Логика его поступка такая же, как и у многих других европейских дипломатов: необходимо встретиться с украинскими властями и оппозицией, чтобы передать сигналы Киеву в надежде, что участники кризиса услышат и начнут политический диалог в поиске выхода из непростой ситуации. Ведь, как заметил французский министр-делегат Тьерри Репантен, отражая мнение многих участников киевской встречи, крайне важным является налаживание диалога между властями Украины и демонстрантами, соблюдение права населения на выражение протеста. А заодно дипломаты использовали возможность для того, чтобы прийти к протестующим украинцам и продемонстрировать им свою солидарность.

Призывая украинскую власть тщательно расследовать инциденты с избиением журналистов и привлечь виновных к ответственности, ОБСЕ устами своего генсека Ламберто Заньера предлагала свое посредничество в налаживании мирного политического диалога между всеми сторонами. Услуги в качестве посредника предложил и генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд. С предложением создать новый "Кабинет министров примирения" для выхода из кризиса обратилась и Виктория Нуланд. Но в условиях взаимного недоверия участникам украинского внутриполитического кризиса требуются весьма авторитетные посредники, которые смогут гарантировать выполнение сторонами достигнутых соглашений. В общем, значимость для Киева ежегодной итоговой встречи министров иностранных дел ОБСЕ и состоит в том, чтобы члены евроатлантической организации использовали весь свой инструментарий для завершения кризиса путем переговоров.