UA / RU
Поддержать ZN.ua

Оборонный бюджет: шаг вперед, два шага в карман…

Оборонный бюджет на 2019 г. вероятно станет последним для П.Порошенко в качестве президента страны.

Автор: Дмитрий Менделеев

Неоднократные заявления в кабинете на Банковой о необходимости выделения на оборонный бюджет не менее 3% от ВВП так и остались всего лишь пустыми декларациями. Главный финансовый документ страны предусматривает финансирование армии на 2019 г. в размере 2,55% от ВВП, что даже меньше, чем в текущем году. Основной статьей расходов, которая вырастет почти на 39%, станет увеличение фонда денежного обеспечения и заработной платы. Подобный подход к формированию этих расходов возвращает армию в прошлое, поскольку не изменяет структуру денежного обеспечения, которая снова будет базироваться на предпочтениях командиров и начальников, - кому платить 100% премии, а кого оставить на "голом" не увеличенном окладе.

В целом же большинство статей оборонного бюджета не претерпело существенных изменений, а по некоторым позициям планируемое финансирование даже уменьшилось. Естественно, при сохранении существующих в армии схемах распила государственных средств, о которых ZN.UA постоянно информировало читателей, ни о каких реформах в Вооруженных силах Украины говорить не приходится.

Как вы лодку назовете, так она и поплывет…

Упоминая о принципах финансирования Минобороны не менее 3% ВВП, я имел в виду указ президента №92 от 14.03.2016 г., который ввел в действие решение СНБО о "Концепции развития сектора безопасности и обороны Украины". К сожалению, во многих позициях упомянутый документ повторяет положения указа беглого президента В.Януковича конца декабря 2012-го, которым было введено решение Совбеза об утверждении Стратегического оборонного бюллетеня. Напомню Петру Алексеевичу, что первый раз с проектом этого указа он "встретился" на заседании Кабмина в конце своего пребывания на посту министра экономики в правительстве Н.Азарова, которое единогласно одобрило основные направления армейской реформы на 12 последующих лет.

Вероятно, будущий президент тогда не обратил внимание на один из пунктов реформы и развития вооруженных сил, предусматривавший до конца 2017 г. "достичь уровня способности войск (сил) к адекватному реагированию на угрозу пограничного вооруженного конфликта при сохранении способности к наращиванию оперативных возможностей в особый период для отражения вооруженной агрессии".

В реформаторском документе 2016 г., который подписал П.Порошенко спустя четыре года, опять до конца 2017 г. предусматривается "достижение уровня способности войск (сил) к адекватному реагированию на угрозы пограничного вооруженного конфликта и сохранения способности к наращиванию оперативных возможностей в особый период для отражения вооруженной агрессии против Украины".

Неужели верховный главнокомандующий не в курсе, что к моменту выхода этого указа уже почти два года как произошла аннексия Крыма, оккупирована значительная территория страны, включая два областных центра, не говоря уже о колоссальных людских потерях. О какой готовности к "адекватному реагированию войск на пограничный конфликт" в подобных обстоятельствах может идти речь?

Более того, именно в указе В.Януковича, плагиат которого появился в 2016 г., был провозглашен внеблоковый статус Украины! Складывается впечатление, что основные документы оборонного планирования у В.Януковича и П.Порошенко готовят одни и те же люди, которые в 2012-м вели страну к внеблоковому статусу, а в 2016-м пошли дружно интегрироваться в НАТО. Вероятно, именно этот кадровый состав и заблокировал в 2014 г. в начале российской агрессии введение в действие мероприятий мобилизационного плана страны. Мне кажется, что именно этот вопрос встанет первым номером на повестке дня после завершения президентской кампании. Но вернемся к оборонному бюджету на 2019 г.

По законам коммерческого времени

Каденция Петра Алексеевича помимо красочных парадов, торжественных передач армии тысяч единиц военной техники и вооружений, изготовленной за счет средств государственного бюджета, разрезания ленточек при передаче предприятиям фрезерных станков корейского производства, ознаменовалась уничтожением шести арсеналов, баз и складов боеприпасов, многочисленными скандалами, связанными со злоупотреблениями в сфере закупки топлива для армии, а также жилья и продуктов питания для военнослужащих. Судя по количеству уголовных производств, которые ведут правоохранительные органы и фискалы, то и в оборонной промышленности, относящейся по умолчанию к ведению президента, наличествуют серьезные "достижения" по разворовыванию государственных средств и материальных ресурсов.

Станет ли 2019-й переломным в борьбе со схемотехниками из числа минобороновских чиновников и вертящихся в их окружении всякого рода советников и дельцов, мечтающих уже сегодня откусить лакомые куски от армейского бюджета? Это, конечно же, зависит от выбора наших граждан и исхода предстоящих президентских и парламентских выборов.

Уже сегодня понятно, что при формировании оборонного бюджета на следующий год основную роль, как и все предыдущие годы, играет Минфин, а не военное ведомство. Даже исходя из положений Стратегии реформы и развития армии, которая, не "заметив" оккупации наших территорий и аннексии Крыма, предписывает военным "адекватно реагировать на пограничный конфликт", минимальные потребности Вооруженных сил превышают на 10–15 млрд грн ассигнования, запланированные в проекте бюджета.

Очень странно, что сокращение расходов в сумме более 1 млрд грн коснулось статей, которые связаны с обеспечением армии вооружениями и военной техникой. Особенно примечательно, что при мизерном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке модернизации вооружений и военной техники с этой статьи срезали 118 млн грн. Еще более 100 млн грн урезали из ассигнований на капитальный ремонт вооружений и военной техники.

В 2019 г., к сожалению, в оборонном бюджете продолжается тенденция к сокращению расходов на НИОКР, которые всегда формировали перспективные направления по созданию новых материалов, технологий, систем вооружений и военной техники.

Зато ворспецы могут не волноваться, ибо традиционные для распила статьи - питание для военнослужащих, закупки вещевого довольствия и топлива для армии - не только не уменьшились, но даже увеличились. Именно по этим статьям бюджета наблюдается "тесное сотрудничество" военных чиновников и ловких дельцов, подвизающихся на ниве дерибана средств государственного бюджета.

А вот 200 млн грн, которые Минобороны планирует потратить в следующем году на очередной ремонт и модернизацию фрегата "Гетман Сагайдачный", могли бы сильно "порадовать" бывшего владельца "Кузницы на Рыбальском". Эта сумма идет в дополнение к 447 млн грн, освоенных на ремонт этого же корабля в т.г. Правда, надо оговориться, что новому владельцу данного стратегически важного для военно-морских сил страны предприятия – Сергею Тигипко - этот заказ может не достаться. Напомню, что в нашей стране был еще один министр обороны по фамилии М.Ежель, который постоянно ремонтировал и красил этот фрегат, а затем попал в нелицеприятную историю с закупкой двигателей в Российской Федерации по подложным документам.

Полностью раскрывать "морскую тему" в оборонном бюджете я не стану, поскольку большинство позиций из нее скрыто в оборонном заказе под грифом "секретно", но о некоторых аспектах создания украинского "москитного" флота все же надо упомянуть.

Гюрза vs Island…

В сентябре 2018 г. верховный главнокомандующий во время своего рабочего визита в США в Балтиморе принял два патрульных катера типа Island.

Напомню, что правительство США предложило передать Украине два патрульных катера Береговой охраны США класса Island еще в конце 2014-го.

В это трудно поверить, но на принятие решения о получении этих катеров нашим военным чиновникам понадобилось почти четыре года! И это в условиях потери части украинского военного флота в Крыму, постепенной утраты контроля над акваторией Азовского моря, кризиса в отечественной судостроительной промышленности. Надо отметить, что кризис в судостроении никоим образом не коснулся предприятия "Кузница на Рыбальском", которое начало участвовать в выполнении оборонного заказа с 2012 г. еще при президенте В.Януковиче и бывшем министре обороны Д.Саламатине. В 2015-м Вооруженные силы получили два катера проекта "Гюрза-М", и по сообщениям наших источников в Минобороны планируется до 2020 г. поставка еще 18 подобных катеров. Но вот незадача! В 2012 г. финансирование строительства катеров на "Кузнице на Рыбальском" со стороны Минобороны было приостановлено, поскольку командование Военно-морских сил Украины, по данным источников в Минобороны, усомнилось в соответствии тактико-технических характеристик катеров заявленным параметрам, прежде всего в их устойчивости в штормовых условиях.

20 октября прошлого года начальник генерального штаба В.Муженко в своем письме на имя министра обороны указывает еще на один немаловажный аспект в вопросе поставки катеров Вооруженным силам, а именно то, что командование ВМС считает получение даже старых катеров в качестве международной технической помощи от США более экономически целесообразным, чем строительство их в Украине.

А как же быть с реализацией заказа для "Кузницы на Рыбальском"? Судя по всему, надо сворачивать! А если нет, то тогда надо начинать исследование вопроса, кто и каким образом обосновывал размещение экономически невыгодного для армии контракта на предприятии, принадлежавшем президенту страны.

Как-то так совпало, что решение о продаже "Кузницы на Рыбальском" выкристаллизовалось именного после рабочего визита П.Порошенко в США и участия в получении двух катеров класса Island от правительства США…

Может надо спросить руководство Генштаба и о другой технике, которая поставлялась в Вооруженные силы Украины с предприятий, аффилированных с президентом и его ближайшими соратниками? И после этого случится чудо, - и гарант Конституции к концу своей каденции избавится от своего бизнеса, правда под давлением наших западных партнеров, которые видят в реализации подобных схем проявления системной коррупции. Может быть именно таким образом американский Island победит украинскую Гюрзу коррупции?

Обеспечим военных виртуальным жильем!

Такой лозунг приходит на ум при ознакомлении с материалами отчета Счетной палаты Украины о результатах аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на строительство и приобретение жилья для военнослужащих. Как поговаривают в самой Счетной палате, на сегодняшний день аудиторы обнародовали не все схемы, которые им удалось выявить в ходе своей работы как в самом Минобороны, так и в ряде воинских частей в различных областях Украины, но даже этого вполне достаточно, чтобы сделать вывод: коррупция в этой сфере в военном ведомстве цветет махровым цветом.

Даже виды видавшие аудиторы были удивлены, когда ознакомились с материалами покупки Минобороны в 2015 г. квартир в Новом Роздоле Львовской области. Мало того, что вместо квартир чиновники купили коробку нежилого здания, которое на момент проведения торгов находилось еще в состоянии реконструкции, но как оказалось, в этом городе не обнаружили военнослужащих, которых можно было бы туда заселить. При этом Минобороны заплатило за квадратные метры в Новом Роздоле по цене в два раза выше рыночной и в 10 раз выше их себестоимости. Подобные операции, когда жилье закупается в местах, отдаленных от воинских частей, по мнению представителей Счетной палаты, являются системными. Кстати, по факту закупки жилья в Новом Роздоле на сегодняшний день уже ведется уголовное производство. И это не может не радовать.

Надеюсь, ни для кого не является секретом то, для чего чиновники Минобороны с каждым годом увеличивают количество объектов незавершенного строительства жилья? По всей стране насчитывается не менее полутора сотен таких объектов, на которые ежегодно выделяются многомиллионные суммы, а из них формируются финансовые потоки, утекающие в теневую сферу. В 2016–2017 гг., по оценкам аудиторов, такое неэффективное использование финансовых ресурсов не позволило Минобороны получить более 500 квартир для военнослужащих.

Еще одну не менее циничную схему разворовывания средств государственного бюджета выявили проверяющие, изучив ситуацию с подписанием, как оказалось в ходе проверки, недостоверных актов приема-передачи построенного застройщиками жилья. В 2016–2017 гг. по таким фиктивным актам в карманах дельцов осели десятки миллионов незаконно перечисленных средств государственного бюджета. Только за указанный период, из-за приема жилья по фиктивным актам, Минобороны не смогло заселить почти 600 квартир, что составляет почти 40% всех жилых помещений, полученных от застройщиков. Особо показательным является факт перечисления Минобороны в последние дни прошлого года почти 100 млн грн ХК "Киевгорстрой" за неготовые квартиры. Военные чиновники и коммерсанты так спешили с подписанием фиктивного акта, что забыли указать, какие именно квартиры и какой площади передаются Минобороны для заселения.

Резюмируя все вышеописанные схемы злоупотреблений, связанные с разворовыванием бюджетных средств и их неэффективным использованием, отмечу, что бардак и воровство в армии начинается отнюдь не с рядового, который халатно относится к несению службы, в результате чего взрываются арсеналы, базы и склады с боеприпасами. Все это начинается в теплых кабинетах власть предержащих, которые, декларируя свою приверженность европейским ценностям и интеграции в НАТО, даже не удосуживаются прочитать текст основных документов оборонного планирования, сплагиаченные у своих беглых предшественников. Коррупция в армии начинается не с солдата, который тырит пирожки в столовой, начинается она с высокопоставленных чиновников, дерибанящих оборонный заказ, бюджетные средства на закупку топлива и вещевки для армии, техники и жилья.