UA / RU
Поддержать ZN.ua

О сугробах и "буграх"

Где в этот момент было государство? Которое люди, взявшие в руки лопаты, еще и дополнительно содержат за свой счет? Эти вопросы важно задать сейчас, чтобы избежать столь же несистемного подхода и к ликвидации паводков.

Автор: Юрий Бутусов

Снежный коллапс, постигший столицу Украины в марте, заставляет задаться вопросами - а не постигнет ли Киев потоп в апреле? И готова ли страна отразить угрозу затопления после небывало снежной весны? Белый кризис, парализовавший столицу - это объективный повод проанализировать эффективность и компетентность не только местной, но и центральной власти в борьбе с реальным ЧП. Это повод поговорить не столько о количестве техники, которую бравые коммунальщики ежегодно закупают якобы в неимоверных количествах, сколько о системных проблемах - почему многомиллионный мегаполис, битком набитый десятками тысяч людей в погонах, окруженный кольцом из грозных - на бумаге - частей и соединений МО и МВД, вдруг не смог отразить коварную, но отнюдь не катастрофическую атаку циклона.

Коротко об эмоциях. Совет премьера Азарова согражданам - "не скиглити, а брати лопату" - представляется весьма безответственным со стороны человека, который не соизволил взять в руки лопату и убрать хотя бы один сугроб. Если по-честному, то г-ну Азарову, его сыну и приближенным стоило бы для начала расчистить в Киеве все дороги и мосты, обогатившие близкие к ним фирмы на деньги "скиглящих" налогоплательщиков, а потом уже воспитывать содержащий их схемы народ. Также бросилось в глаза, что никто из руководителей центральных органов власти не соизволил мобилизовать своих подчиненных в столице для борьбы со снегом. А жаль - не исключено, что от одного вида Клименко и Захарченко с лопатой наперевес снег бы сбежал и утопился в Днепре сам, без всяких самосвалов.

Увы, поскольку устойчивость и доходность нашей власти не зависит от восприятия налогоплательщиков, то ни о мобилизации всех государственных структур столицы, ни даже о символическом участии в уборке родного города, который кормит и одевает чванную чиновную "аристократию", речь не шла.

Снегопад продемонстрировал проблемы организации работы власти, характерные для всей системы управления Виктора Януковича. В решающий момент, когда все государственные институты должны были объединиться и внести лепту в укрощение стихии, парализовавшей столицу, кпд государства оказался крайне невелик. Рота БТРов, два полка солдат, несколько вертолетов. И все это для расчистки нескольких сотен километров забитых намертво дорог, с тысячами застрявших в них людей. И очень яркий показатель - без всякого участия государства люди начали организовывать взаимопомощь. Техника, которую предоставили коммерческие структуры, джипы волонтеров - все это, конечно же, должно быть в любом нормальном обществе, но вопрос в другом - а где в этот момент было государство? Которое люди, взявшие в руки лопаты, еще и дополнительно содержат за свой счет? Эти вопросы важно задать сейчас, чтобы избежать столь же несистемного подхода и к ликвидации паводков.

Снегопад выявил ряд системных проблем власти.

1. Отсутствие самостоятельного мышления. Везде назначены "смотрящие", но как оказалось, нет "решающих" и нет "отвечающих". Практика назначения на должности "смотрящих" - за административной частью, имиджем, финансами, землей привела к инфантилизации и размыванию власти формальной. Регламенты и правила не действуют, поскольку важны только внутриведомственные интересы. Поэтому власть не способна работать на упреждение. Принять решение о мобилизации всех ресурсов городской штаб на самом деле не в состоянии. Кто его будет слушать? Кто может взять на себя ответственность заставить работать в одной команде всех равновеликих министров? Снегопад - не может. А столичные власти? Не смешите. Без ручного управления Виктора Федоровича координация власти в чрезвычайных ситуациях не работает.

2. Безответственность. Все силовые структуры, казначейство, Госрезерв давно превратились в самостоятельные феодальные княжества в Киеве, для которых городские власти - не указ. Честно сказать, очень странно, что увольняя А.Мазурчака за нераспорядительность, Кабмин почему-то не позаботился уволить одновременно и чиновников казначейства, не дающих деньги на бензин для снегоуборочной техники. А также глав МВД и МО, которых многократно город умолял дать дополнительные силы - военнослужащих, курсантов, военную технику, и которые эти призывы под разными предлогами проигнорировали.

3. Развал технической базы государства. У нежелания военных давать технику городу есть и вполне конкретная прозаическая причина. Мобилизационный ресурс власти ничтожен. В постоянной готовности к движению по тревоге в частях "быстрого реагирования" находятся единицы боевой техники, хотя на бумаге числятся сотни боевых машин. Стыдно сказать, в Киеве и области размещается масса воинских частей, а для помощи городу не смогли отправить ни одного армейского тягача или КАМаЗа! Никто ни разу не вспомнил, что в стране специально на случай такого ЧП существует специальная структура - Госрезерв. Не дожидаясь никаких команд, он должен был дать Киеву горючее и машины, одежду, продукты и медикаменты, чтобы город снабжался бесперебойно. Причем дать еще ДО наступления циклона на столицу, ибо масштаб проблемы был очевиден по европейской и западноукраинской ситуации. Но Госрезерв может что-то дать, опять-таки, если кто-то туда что-то положил, а не раздерибанил…

* * *

Не приведет ли паводок к новому стихийному бедствию? Мы задали этот вопрос ответственным специалистам. И прежде всего - вице-премьер-министру Александру Вилкулу, начальнику межведомственного оперативного штаба по борьбе с паводками.

- Александр Юрьевич, готова ли Украина к борьбе с паводками?

- Три недели назад со всеми регионами был проведен "селектор" по подготовке к паводкам. Отдельное совещание провел лично президент Украины Виктор Янукович. В субботу, как мы знаем, нас ожидает плюсовая температура. Была поставлена задача прочистить ливневки, лотки и канализацию. Ежечасно мне поступает информация об уровне воды в реках. Контролируется также емкость водохранилищ. В масштабе всей Украины создана карта рисков, на которой в режиме реального времени наносится обстановка на каждом участке, где существует угроза подтопления. Риск подтопления сохраняется в Центральной и Западной Украине, в бассейне реки Днепр. В пятницу я вылетаю на Волынь с целью проверки противопаводковых мероприятий. В каждом регионе, где существует угроза паводка, созданы специальные мобильные группы МЧС, оснащенные дренажными насосами и переносными дамбами - это современные европейские технологии. Есть точечные объекты, где осуществляются спецмероприятия - например, под личным контролем я держу ситуацию в Киево-Печерской лавре. Ввиду своего расположения на склонах, наличия знаменитых пещер и высокого уровня грунтовых вод состояние лавры вызывает серьезные опасения. Уже несколько суток над ее расчисткой от снега работает подразделение президентского полка численностью в 400 человек. Отряды альпинистов очистили от снега крыши и купола лавры.

- Обеспечена ли координация действий всех учреждений и ведомств? Какая техника привлекается? Есть ли в наличии бензин? Во время борьбы со снегом оказалось, что нет ни первого, ни второго, ни третьего.

- Не согласен. Если бы координации между ведомствами не было, ситуация в Киеве не была бы исправлена в столь сжатые сроки - за двое суток. Проблема лишь в том, что власти Киева вовремя не приняли решение о мобилизации - это надо было сделать на семь–восемь часов раньше.

- Кто должен был дать команду ГАИ перекрыть въезды для фур, запретить движение личного автотранспорта, привлечь силовиков для борьбы со снегопадом в Киеве?

- По функционалу это должен был сделать городской штаб.

- Но почему силовики в случае экстремальной ситуации не действуют самостоятельно? Почему не выполняются действующие инструкции гражданской защиты? Почему ГАИ нужна команда на перекрытие въездов, они что, сами в окно не смотрят? Когда им надо кого-то трясти, они все сами делают, а когда пришла беда, стесняются, видите ли, проявить инициативу. Почему в Киеве, где в тепле сидят десятки тысяч здоровых мужиков в погонах - армия, МВД, СБУ, налоговая милиция, таможня, внутренние войска - на расчистку снега было брошено всего около двух тысяч силовиков? Такое ощущение, что форма им нужна только для парадов, а погоны для надбавок, но в трудный момент на расчистке улиц мы видели только кучку салаг-"срочников". Почему вы видите ответственность города, и не видите ответственности, вернее, безответственности руководителей наших многочисленных и якобы силовых органов власти? Почему наказали только столичных начальников?

- Есть формализованный план ликвидации аварии, распределение обязанностей, анархии тут быть не может. Команду должен был дать городской штаб. Локальные проблемы взаимодействия имели место, но ведь следует учитывать и беспрецедентные погодные условия. Считаю, что на улицы Киева было мобилизовано достаточное количество людей и техники - если бы они начали действовать чуть раньше, проблемы бы не возникло. В субботу я проведу общенациональный селектор, целью которого как раз и является обеспечение координации между всеми органами власти во всех регионах страны. Безусловно, мы не собираемся перекладывать всю ответственность за ситуацию только на городские власти. После преодоления последствий паводков серьезная работа над ошибками и кадровые решения будут предприняты и по другим органам исполнительной власти. Совершенно очевидно, что нам необходимо адаптировать к новым условиям инструкции гражданской защиты времен СССР. Современные методики будем внедрять сразу после паводков.

- Ответьте, если можно, однозначно на простой вопрос - в результате паводков Киев затопит?

- Нет. Однозначно нет. Возможны локальные проблемы и их необходимо решать.

* * *

Готовность государства к ЧП прокомментировал для ZN.UA глава Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Михаил Болотских.

- Михаил Васильевич, какие основные проблемы в системе гражданской защиты выявили мартовские снегопады в Украине, в частности, ситуация в Киеве?

- С практической точки зрения, очевидно, что в случае стихийных бедствий необходимо сохранить пропускную способность транспортных путей столицы, ограничить движение всех видов транспорта кроме специальной техники, машин чрезвычайных служб и тех, что перевозят товары первой необходимости. Для этого нужно не только поменять алгоритм работы ГАИ и "Автодора", но и построить стоянки для размещения транспорта на основных въездах в Киев. Потому что объективно транзитному транспорту негде было парковаться на въездах, и все движение вокруг Киева, доставка грузов в столицу были парализованы. В случае уведомления о неблагоприятном прогнозе погоды надо не только останавливать въезд в Киев, но и сохранить открытыми магистрали.

- Хотелось бы у вас, как специалиста, все-таки спросить о системных проблемах. Почему в экстремальной ситуации не были выполнены служебные инструкции на случай чрезвычайных ситуаций? Почему начальники всех уровней не предприняли самостоятельных действий согласно своим функциональным обязанностям, а ждали команды сверху? Не в этом ли заключается основная проблема с задержкой принятия надлежащих мер, недостаток координации?

- Вы правы, такая проблема существует. Безусловно, действия должностных лиц в чрезвычайных ситуациях должны быть регламентированы, а в данной ситуации этот алгоритм не везде сработал. И надо разобраться, почему. Однако руководитель должен полагаться не только на инструкции, но и на себя. Руководство страны не бросало ситуацию со снегопадом на самотек. 12 марта президент В.Янукович провел специальное заседание руководителей всех компетентных органов и служб всех регионов по отработке действий в чрезвычайных условиях. Я лично предоставил доклад о состоянии готовности регионов к противодействию стихии. Были отмечены недостатки в организации работы, определены слабые места, которые требовалось немедленно устранить. Эту задачу поставил глава государства. Однако выполнили ее, как оказалось, не все. С 15-го по 18 марта мы уже устраняли последствия снегопада на территории Западной Украины, и с задачей справились. В Киеве произошел сбой, связанный с беспрецедентными по масштабам аномальными погодными условиями.

- А когда последний раз в Украине проходили учения по гражданской защите?

- В 2010 г. первый вице-премьер А.Клюев проводил учения на уровне руководства органов власти и регионов в Конча-Заспе. С тех пор такие командно-штабные учения проходят ежегодно.

- А проводятся ли практические учения по гражданской защите в городах, чтобы отрабатывать взаимодействие власти, бизнеса, граждан в чрезвычайных условиях?

- Это компетенция местных органов власти. Такие занятия должны проводиться. На совещании у президента В.Януковича я докладывал, что вопросы учений по гражданской защите на командном уровне лучше решаются в Кировоградской, Днепропетровской, Харьковской, Донецкой, Львовской, Ивано-Франковской областях. Показательно, что эти регионы имели наименьшее количество замечаний со стороны нашей службы по подготовке к снегопадам и паводкам.

- Вам не кажется, что борьба с чрезвычайными ситуациями сейчас отдана на откуп местным властям, которые эту статью расходов просто сокращают? Вам не кажется, что именно центральная власть должна жестко контролировать вопросы подготовки к режиму ЧС?

- Думаю, усиление координации и контроля центральной власти в этом вопросе необходимо.

- Создается впечатление, что власть в условиях ЧП показала свою беспомощность не столько на городском, сколько на государственном уровне. В Киеве расположены центральные аппараты десятков государственных органов служб, в том числе спецслужбы, контролирующие и правоохранительные органы. Десятки тысяч людей в погонах, сотни единиц техники, а на ликвидации последствий стихии работало несколько бронетранспортеров…

- Не могу с вами согласиться. На расчистке улиц работало 12 бронетранспортеров президентского полка, 1500 военнослужащих Минобороны и 600 сотрудников МВД.

- Но это же мизерные цифры. Когда надо разгонять митинг, у нас мгновенно прилетают в центр Киева "Барс", "Беркут", "Гепард", "Грифон", милиция из райотделов. На День независимости весь личный состав центрального аппарата СБУ и МВД становится в оцепление. Автобусы с тысячами силовиков занимают все свободные места в центре. Почему эти толпы государевых людей не получили в руки лопаты? Почему выехало только 12 БТРов - за них дрались коммунальные службы насмерть, это же капля в море - всего по одному БТР на каждый киевский район? Почему не были выдвинуты тягачи-"Уралы"? Почему Минобороны не направило в Киев ни одного армейского бульдозера БАТ, а единственный БАТ предоставила коммерческая структура?

- Вы задаете во многом справедливые вопросы. Но тяжелая армейская техника работала на основных выездах из Киева. Присутствие ее в городе было невозможно, поскольку все магистрали оказались заблокированными. Наши сотрудники, осуществлявшие мониторинг, передвигались по Киеву пешком: все дороги были забиты.

- Но вы лучше меня как специалист знаете, что со времен СССР и по сей день в стране на такой случай существует регистрация автотранспорта в МРЭО по месту прописки. На компьютере в ГАИ содержится полная база данных автотранспорта в каждом районе. Там указаны все автомобили повышенной проходимости, квадроциклы - все то, что могло бы проехать по снегу. Почему же чиновники не вспомнили об этих возможностях? К слову, Федерация автоспорта Виктора Януковича приняла самое активное участие в борьбе со стихией в Киеве, активно использовала свои джипы и квадроциклы, эти машины применяли и многие другие волонтеры. Почему же не обратились к владельцам машин повышенной проходимости, чтобы оснастить ими на время ЧП все госслужбы?

- Да, это действительно можно и необходимо делать. Поэтому сейчас мы в службе организовываем совещание с участием всех волонтерских организаций, для того чтобы наладить и скоординировать взаимодействие как раз на случай таких ЧП.

* * *

А теперь глава антипаводкового штаба Киева - директор департамента городского благоустройства и сохранения природной среды Сергей САДОВОЙ.

- Сергей Николаевич, скажите прямо, чтобы у нас не было неприятных сюрпризов: Киеву сильно достанется, когда солнце припечет?

- Потоп Киеву не грозит. Я постоянно на связи с директором Гидрометцентра Николаем Кульбидой - нам дают обнадеживающие прогнозы. Однако не исключаю, что отдельные объекты могут оказаться под угрозой подтопления. Наши усилия направлены на то, чтобы территория самого города не была подтоплена, а ограничилась незначительным традиционным весенним подтоплением островов и части заплав речки Днепр.

- Удалось ли киевским властям наладить нормальную скоординированную работу, не придется ли опять в ручном режиме закреплять городских руководителей за отдельными улицами?

- Думаю, опыт борьбы с беспрецедентной по масштабу снежной стихией серьезно повысил уровень взаимодействия органов власти. В каждом районе города созданы специальные штабы, которые активно проводят работы по упреждению последствий паводков. Особое внимание уделяется очистке ливнестоков. Данные работы в большинстве районов выполнены на 80-85%.

- Вас не смущает, что главу штаба по борьбе со снегопадом А.Мазурчака уволили через три дня после того, как начался снегопад, и после этого ни один другой замглавы КГГА не захотел возглавить штаб по борьбе с паводком, а отводить угрозу городу поставили вас, директора департамента?

- Для меня это большая честь и доверие, которые я постараюсь оправдать. Оставаться в стороне не в моем стиле.

- Обеспечены ли вы техникой, бензином? Имеются ли в наличии помпы, резиновые лодки, генераторы, машины повышенной проходимости и необходимое оснащение?

- У нас есть все необходимое для эффективной работы и обеспечения нормального функционирования города в условиях весеннего таяния снега даже в таких объемах. Бензин есть, подтверждение о готовности воинских частей оказать поддержку - тоже. В случае экстремального повышения уровня воды есть откуда привлечь дополнительные резервы.

* * *

Заведующий отделом математического моделирования окружающей среды Института проблем математических машин и систем НАН Украины Марк ЖЕЛЕЗНЯК в комментарии ZN.UA подтвердил, что угроза затопления Киева сейчас отсутствует:

- В УГМЦ проводят расчеты по этой программе для Киева в зависимости от прогнозов стока Припяти, Днепра (притоков к киевскому водохранилищу) и Десны, которые в УГМЦ готовят по данным о снегозапасе в бассейнах этих рек в основном на территории России и Беларуси. Пик паводка на Днепре возле Киева, который приходится на конец апреля, формируется на всей этой территории, где снежный покров образуется с конца ноября. Поэтому даже очень сильный, но один снегопад не может существенно изменить этот снегозапас на всем водосборе, который близок к среднемноголетнему. Потому и максимальный приток воды к Киеву (Припять + Верхний Днепр + Десна) прогнозируется только немного выше среднего: 5500-6000 м3/с, что близко к тому, что наблюдалась в 2010 г., когда в городе никаких существенных затоплений не произошло. Для сравнения: в многоводные паводки последних 40 лет максимальный расход воды был в разы больше: в 1970 г. - 18 500 м3/с (при уровне 9,8 м над условным нулем Гидропоста Киев у моста Метро), в 1979 г. - 10 500 м3/с при уровне воды 8,39 м.